24 . Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
Телевидение в Америке целиком принадлежит частным лицам, а в Европе чаще всего акции теле компаний поделены между астными лицами и разного рода государственными органами.
В большинстве развитых стран организована система сбора с населения специальных "телевизионных" платежей. В Англии, к примеру, они достигают 100 фунтов в год (с каждой семьи). Конечно, собранные деньги достаются не всем, а только тем, кто относится к так называемым общественным вещателям ("паблик бродкастинг"). И все устроено так, что никто не сможет перенаправить эти средства, к примеру, в фонд развития предпринимательства или пустить на строительство особняков. Общественных вещателей меньше, чем коммерческих, но, в целом, по Европе, аудитория у них больше. Как правило, общественные вещатели (БиБиСи в Англии, ЦДФ и АРД в Германии, РАМ в Италии и т.д.) или совсем не показывают рекламу или дают ее в очень ограниченном количестве. Логика тут простая - публика уже один раз заплатила и желает (или считается, что желает), смотреть только то, что ей нравится или нужно. Девиз общественных вещателей: информирование, просвещение развлечение. Естественно, общество хочет знать, как тратятся народные деньги. Для этого есть специальные наблюдательные советы. В них входят от нескольких десятков до нескольких сотен человек, представляющих основные (или даже все) легальные политические, общественные, профсоюзные, этнические, культурные и религиозные организации страны (впрочем, пленарные заседания проводятся нечасто). Советы своего уровня имеются и в тех регионах, в которых действуют местные общественные вещатели или более-менее независимые филиалы общенациональных компаний. Советы назначают высших руководителей компании и определяют в самых общих чертах вещательную политику (не менее 10% вещания, к примеру, должно быть уделено социальным или этническим меньшинствам, если таковые имеются). Советы утверждают бюджет и контролируют расходование средств. Но в практическую работу журналистов, конечно, никто не вмешивается. Когда в стране много общественных вещателей, схема несколько усложняется. Так, в Германии две общенациональных компании - АРД и ЦДФ - и десятки региональных. Средства распределяются между ними пропорционально охватываемой аудитории. Известно, что "средний" немец проводит у телевизора примерно 200 минут в день. И если он 50 минут потратил на местный телеканал, а 150 - на АРД, то, соответственно, АРД получит 75% общественных денег, а местный канал - 25%. Конечно, учитываются и другие факторы (например, та же необходимость организовать вещание для какого-нибудь социального или этнического меньшинства). Но принципиальная схема именно такова. И последнее: платежи населения обязательны. В Англии это просто общественный налог, а в Германии за неплатеж могут оштрафовать и запретить смотреть телевизор.
Коммерческие каналы лишены подобного финансового насоса. Им приходится полагаться на добровольную склонность граждан косвенным образом платить за телевидение. Суть опять-таки проста. Зрители смотрят кино, в него добавлена реклама, на доход от которой куплено это самое кино, оборудование, частоты для трансляции и выплачена зарплата сотрудникам телеканала. Чем больше аудитория, тем больше денег можно выручить за рекламу. Именно поэтому столь лаком "прайм-тайм". И именно поэтому все каналы стараются поставить самые яркие фильмы и программы на вечер. Днем, как ни старайся, большую аудиторию не соберешь. Строго говоря, рекламодатели вообще покупают не рекламное время, а аудиторию, которую в состоянии собрать тот или иной телеканал или радиостанция. Даже цена рекламы, в общем-то, выражается не столько в стоимости минуты или секунды эфирного времени, сколько в "цене головы" зрителя или слушателя, то есть в затратах на привлечение аудитории. Конечно, цена одного зрителя мала, и рекламщики скупают их тысячами или даже миллионами. Здесь, правда, есть одно существенное допущение. Предполагается, что число зрителей более или менее соответствует числу потребителей того или иного товара, услуги. На самом деле, связь между объемом потребления и широтой аудитории рекламных роликов далеко не линейная.
Телеканалы и радиостанции могут быть не только общественными или коммерческими, но и государственными. Например - ВГТРК, наш второй канал. Бюджет этого канала утверждается государством. И хотя государство - общественный институт, оно все же сплошь и рядом слишком вольно обходится со своими подданными, ВГТРК - не исключение. ОРТ-Останкино считается общественным телеканалом. Но общество на него никак повлиять не может. Если честно, то ОРТ - коммерческая вещательная станция с большой долей государственного капитала, не более того.
Есть в мире и, по сути, благотворительные каналы, живущие на пожертвования. Есть вообще удивительные образования, вроде АРТЕ, канала культуры. В общем, чего только в мире телевидения нет!
Что же касается России, то и нам ничто не мешает создать общественное телевидение и радио. Каждому взрослому россиянину это обошлось бы примерно в 8 евро, или, по курсу на конец марта, в 200 руб. в год. Деньги для многих немалые, но все же не такие уж большие. За чем же дело стало? А за тем, что современным российским политикам по-настоящему независимое телевидение, похоже, совсем ни к чему.
Формы собственности на СМИ
гос. корпорат. частная кооперат. обществ. Парт.
ТВ - информационные и образовательные программы Акцент на развлекательные программы Появилась в 70-е гг. (хиппи - “новые левые” - распространяли свои взгляды, издавая газеты небольшими группами. Но многие подобные издания быстро закрылись, исключение - газета “Village Voice”, которая издавалась в Greenwich Village и постепенно интегрировала в коммерческое издание. СМИ финансируется общественными организациями (общественно-правовые ТВ каналы в Германии, США - в основном информационные и образовательные программы, дешевые фильмы). Акции газеты “Le Monde” принадлежат ее сотрудникам; Абонентская плата Раньше эта форма собственности была традиционной для СМИ; сейчас партийных СМИ остается все меньше. Ежедневные газеты есть сейчас только у компартий - “Humanitй”, “Morning Star”, “Unita” (Ит.).
Способы концентрации капитала в зарубежных СМИ
Горизонтальная монополия Вертикальная монополия Диагональная монополия
Издания одного типа в разных городах Пресс-синдикат (например, “NY Times” или Мост-Медиа в России) Подготовка синдицированных материалов (расширенных комментариев, информационных статей, развлекательных материалов) для широкого круга изданий. + Свое информационное агентство + Своя бумажная фабрика и т. д. Пример: газета “Stampo” (Ит.) и компания “Fiat”
Виды монополий
Локальные национальные Транснациональные (глобальные)
NY Times Логоваз Time Warner (журнал Time + кинокомпания Warner Bros) ABC + Walt Disney (в основном развлекат. продукция) Мэрдок (Австралия) - газеты, Твканал Бертельсман (ФРГ) - первоначально издат.
- 2. Г. В. Плеханов – публицист.
- 3. Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- 4. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в 1905 году.
- 5. Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 6. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 7. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и адекватных форм социального поведения
- 8. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.
- 9. Информационные потребности, интересы и запросы различных социальных групп и структура мип.
- 10. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 12. В.И. Ленин – публицист.
- 13. Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- 14. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е годы.
- 15. Сми и массовая культура.
- 16. Эгон Эрвин Киш – публицист.
- 17. Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- 18. Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- 19. Маркс и Энгель – журналисты «Новой Рейнской газеты»
- 21. Сми конца 1920-х - 30-х гг.
- 22. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 23. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 24 . Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 25. Сми Франции.
- 26 . Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных в практике редакций. "Общественное мнение".
- 27 .Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 28. Социальная психология и журналистика.
- 4. Откровенная ложь.
- 29. Мильтон и концепция свободы печати.
- 30. Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- 31. Журналистский текст и социальная практика.
- 33. Творческая индивидуальность журналиста.
- 34. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 35. Профессиональная этика журналиста.
- 36. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 37. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 38. Современное законодательство России о сми.
- 39. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 40. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма работника прессы.
- 41. Сми Великобритании.
- 42. Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- 43. Виды и формы рекламы. Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 44. Права и ответственность журналиста.
- 45. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 46. Pr: сущность и функции.
- 47. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 48. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 49. Журналистика первого советского десятилетия.
- 50. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 51. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 53. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 54. Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях реформирования общества.
- 55. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 56. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- 57. Журналистская деятельность а. С. Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- 58. Проблемы журналистской деонтологии.
- 59. В. Г. Короленко против насилия и произвола (“Мултанское жертвоприношение”, “Сорочинская трагедия”, “Бытовое явление” и письма Луначарскому).
- 60. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм.
- 61. “Отечественные записки” под редакцией н. А. Некрасова и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868 - 1884).
- 62. Система методов журналистского творчества.
- 63. Техническая база сми. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронная техника и технология выпуска газет, еженедельников, журналов.
- 64. Информационное пространство в условиях реформирования общества и проблемы его оптимизации.
- 65. Организация работы пресс-службы.
- 66. Экономические основы функционирования сми. Проблемы экономики сми и пути их решения.
- 67. Журнал в структуре сми. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- 68. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 69. Правительственные информационные центры стран Запада.
- 70. Отечественная публицистика на современном этапе.
- 71. Условия и факторы развития современной рекламы.
- 72. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 73. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 74. Сми сша
- 76. Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 77. Авторитарная теория печати.
- 78. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 79. Новые информационные технологии и развитие журналистики.
- 80. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 81. Особенности работы журналиста в электронных сми.
- 82. “Русское слово”. Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 83. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 84. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории журналистики.
- 87. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 88. Информация и дезинформация в журналистике.
- 89. Социалистическая журналистика 1917 г.
- 90. Типология западной журналистики.
- 92. Применение опросных методов в журналистике.
- 93. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 94. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 95. Структура и функционирование редакционного коллектива.
- 96. Основные этапы развития рекламы.
- 97. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 99. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 100. Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др.
- 103. Реклама в системе сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио и тв.
- 104. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 105. Журналистика русского зарубежья (1920 - 1940 гг.)
- 106. Сми и информационное общество.
- 107. Сми фрг.
- 110. Сми и выборы: современные предвыборные технологии.
- 112. Деятельность сми и проблемы информационной безопасности
- 113. Педагогическая пресса России.
- 116. Pr и реклама: черты сходства и различия.
- 117. Проблемно-тематическая структура содержания российской прессы.
- 118. Средства pr: опыт классификации.
- 119. Сми и конвергенция.
- 120. Джон Рид – публицист.