76. Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
Деловая пресса России - результат новой политической, социально-экономической и правовой обстановки, сущность которой состоит в переходе к рыночным отношениям. Нельзя сказать, что новый информационный порядок, сложившийся сейчас, освободился полностью от рудиментов прошлого. Пресса еще зависит от государственных субсидий, основные полиграфические мощности не приватизированы. Эти обстоятельства дают возможность определенным политическим группировкам воздействовать на прессу как свободный демократический институт.
Рынок деловой информации как сфера купли-продажи этого товара действует по тем же законам, как и весь информационный рынок, любой товарный рынок. Цена информации как товара зависит от соответствия спроса и предложения. Действует закон конкуренции. Информационные агентства, печатные издания, телекомпании борются за потребителя, ищут новые рынки сбыта, в том числе и внешние. Так, журнал “Коммерсант” и журнал “Деловые связи” выпускают свои зарубежные аналоги. В Европе издаются экономические дайджесты из российской прессы. В России уже выходят несколько изданий, финансируемых западными предпринимателями (журнал “Мост” и др.). Все это признаки начала конкуренции среди деловых изданий на международном уровне. Деловая информация как товар неоднородна по целевому назначению. Можно выделить по крайней мере три основных блока: 1) аналитическая, 2)оперативно-справочная, 3) рекламно-коммерческая. В отдельный блок выделяются фактосодержащие сообщения - заметки, хроники и т.п.
1-й тип - тексты, содержащие анализ, прогноз развития различных отраслей экономики, финансовой сферы, конъюнктурные обзоры по отдельным видам товаров или их группам. Они предназначены для выработки стратегии, корректировки инвестиционной политики и т.п. В качестве исходного материала используется не только российская информация, а также поступившая из стран СНГ, но и мировая.
2-й блок - биржевые сводки, котировки, товарные прейскуранты и т.п. Эти сведения нужны для принятия оперативных решений и биржевой и финансовой деятельности, при операциях с товарами и недвижимостью.
3-й блок - обслуживает оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, сферу услуг (финансовые, страховые, транспортные, развлекательные и т.п.).
Лишь 1-й блок представляет собой журналистские тексты.
Многие деловые издания России публикуют материалы из различных областей жизни. Проблема соотношения информации разрешается в рамках концепции каждого издания. Тем не менее есть основания выделить интегрирующий признак - это газета, бюллетень, журнал, ориентированные прежде всего на предпринимателей (или аудиторию, связанную с миром бизнеса), удовлетворяющие их потребности в деловой информации.
Система деловой прессы России. Прежние представления о системе прессы, кроем известных признаков, базировались на принципе единого руководства. Деловые издания сегодня функционируют независимо друг от друга. Тем не менее они сформировались в социально-экономических условиях перехода к рыночной экономике. На информационном рынке, в сфере деловой журналистики действуют законы товарного производства.
Различные структуры, производящие деловую информацию, хотя и не взаимодействуют друг с другом непосредственно, в то же время они ориентированы на общие социальные задачи: формирование рыночного мышления, цивилизованной предпринимательской этики, социальную ориентированность российского бизнеса. Все это дает основания считать информационно-производящие структуры, обслуживающие российский бизнес, системой деловой прессы. Основные элементы: 1) информационные агентства, специализированные на экономической информации (межреспубликанской информационное агентство, агентство экономических новостей, ПАЛ-информ -Москва, региональные агентства), 2)телеканалы и программы, ориентированные на деловую сферу (типа канала “2х2” - Москва), 3) специализированные радиопрограммы, 4) периодические издания.
Деловая печать России. Представляет собой разветвленную сеть изданий, различных по формату, тиражам, ареалу распространения, информационному наполнению, аудиторной ориентации, способу финансирования. Она включает в себя три компонента: газеты, журналы, периодически выходящие бюллетени и приложения.
Деловая печать отличается от всей остальной прессы двумя признаками: 1)преимущественная ориентация на освещение деловой жизни, мира бизнеса, 2) характер финансирования изданий.
Всего в России по состоянию на декабрь 1993 было зарегистрировано свыше 200 деловых изданий разного типа. Следует учесть, что появляются новые издания, прекращается выпуск действующих газет и журналов, меняются названия.
Распространение по России весьма неоднородно. В Москве - около 50 изданий. В Петербурге - порядка 10, в Нижнем Новгороде - 4. В Уфе, Ростове, Владивостоке - 3 деловых еженедельника. Практически каждый крупный промышленный центр имеет как минимум два издания.
Типологические особенности. 1) массовые издания, рассчитанные на широкую аудиторию с широким информационным диапазоном, отражающим все сферы общественной жизни (“Деловой мир”, “Экономика и жизнь”, “Коммерсант-Дейли” (Москва), “Российская экономическая газета” (Пб), “Город N” (Р.-на-Д.), “Экономика и мы” (Уфа)); 2) массовые специальные издания с узким диапазоном информации, освещающие какую-либо сферу деловой жизни (“Медицина для Вас”, “Акционер”, “Рынок”); 3)специализированные издания, рассчитанные на аудиторию, интересующуюся конкретной областью бизнеса (“Биржевые ведомости”, “Финансовая газета” (М.), “Петербургский финансовый вестник”, “Банковский вестник” (Уфа), “Биржа” (Нижний Новгород); 4) рекламно-справочные издания с преимущественно рекламным наполнением (“Экстра М”, “Рекламный вестник”); 5) газеты бесплатных объявлений (“Все для Вас”, “Из рук в руки”).
Выпускаются издания, в которых видовые признаки смешаны. Сразу следует оговориться: канонической модели деловой газеты не существует.
Крупнейшие деловые газеты стремятся компактно вместить в свои издания по возможности все.
Журнальная деловая периодика за редким исключением (например, “Коммерческий вестник” как массовое издание) достаточно жестко специализированы и рассчитаны на определенные предпринимательские группы.
Особый тип изданий, не имеющий прежних аналогов, появившийся в последние два года, - это рекламные еженедельники и еженедельные дайджесты коммерческой информации. Эти информационные продукты производятся без применения журналистского труда. Вся технология сводится к компьютерной верстке поступившей рекламы (“Экстра М”, газеты бесплатных объявлений “Все для Вас”, “Из рук в руки”). В типологическом отношении провинциальные деловые издания в определенном смысле копируют столичные модели.
Специфика функций. 1)анализ важнейших событий в стране, их влияние на деловую жизнь, 2)информирование о международных экономических новостях, 3) формирование общественного мнения, взглядов читателя, 4) анализ социальных проблем, связанных с изменениями в сфере экономики, 5) рекламно-справочная, коммерческая.
Периодичность выпуска и тираж. (сведения на 1995) В России выходит две ежедневные газеты - “Деловой мир” и “Коммерсантъ-Дейли”. За некоторыми исключениями все остальные издания - еженедельники формата А 3.
Ежедневные газеты имеют соответственно 105 и 200 тыс. экз. Среди рекламных еженедельников самым крупным тиражом выходит “Экстра М” - 750 тыс. Среди массовых еженедельников лидирует “Бизнес МН” - 720 тыс. и “Экономика и жизнь” - 630 тыс. Далее следуют “Финансовые известия” - 300 тыс., “Коммерсант” - 200 тыс.
Финансирование. Наряду с традиционными источниками дохода - средствами от реализации информационного продукта, от размещения рекламы - доходы от коммерческой деятельности составляют важнейший источник финансирования деловых изданий. Сам характер этой деятельности не разглашается и составляет предмет тайны. Опрос также показал, что издания крайне редко пользуются банковскими кредитами.
- 2. Г. В. Плеханов – публицист.
- 3. Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- 4. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в 1905 году.
- 5. Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 6. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 7. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и адекватных форм социального поведения
- 8. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.
- 9. Информационные потребности, интересы и запросы различных социальных групп и структура мип.
- 10. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 12. В.И. Ленин – публицист.
- 13. Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- 14. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е годы.
- 15. Сми и массовая культура.
- 16. Эгон Эрвин Киш – публицист.
- 17. Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- 18. Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- 19. Маркс и Энгель – журналисты «Новой Рейнской газеты»
- 21. Сми конца 1920-х - 30-х гг.
- 22. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 23. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 24 . Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 25. Сми Франции.
- 26 . Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных в практике редакций. "Общественное мнение".
- 27 .Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 28. Социальная психология и журналистика.
- 4. Откровенная ложь.
- 29. Мильтон и концепция свободы печати.
- 30. Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- 31. Журналистский текст и социальная практика.
- 33. Творческая индивидуальность журналиста.
- 34. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 35. Профессиональная этика журналиста.
- 36. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 37. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 38. Современное законодательство России о сми.
- 39. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 40. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма работника прессы.
- 41. Сми Великобритании.
- 42. Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- 43. Виды и формы рекламы. Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 44. Права и ответственность журналиста.
- 45. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 46. Pr: сущность и функции.
- 47. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 48. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 49. Журналистика первого советского десятилетия.
- 50. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 51. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 53. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 54. Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях реформирования общества.
- 55. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 56. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- 57. Журналистская деятельность а. С. Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- 58. Проблемы журналистской деонтологии.
- 59. В. Г. Короленко против насилия и произвола (“Мултанское жертвоприношение”, “Сорочинская трагедия”, “Бытовое явление” и письма Луначарскому).
- 60. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм.
- 61. “Отечественные записки” под редакцией н. А. Некрасова и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868 - 1884).
- 62. Система методов журналистского творчества.
- 63. Техническая база сми. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронная техника и технология выпуска газет, еженедельников, журналов.
- 64. Информационное пространство в условиях реформирования общества и проблемы его оптимизации.
- 65. Организация работы пресс-службы.
- 66. Экономические основы функционирования сми. Проблемы экономики сми и пути их решения.
- 67. Журнал в структуре сми. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- 68. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 69. Правительственные информационные центры стран Запада.
- 70. Отечественная публицистика на современном этапе.
- 71. Условия и факторы развития современной рекламы.
- 72. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 73. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 74. Сми сша
- 76. Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 77. Авторитарная теория печати.
- 78. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 79. Новые информационные технологии и развитие журналистики.
- 80. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 81. Особенности работы журналиста в электронных сми.
- 82. “Русское слово”. Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 83. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 84. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории журналистики.
- 87. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 88. Информация и дезинформация в журналистике.
- 89. Социалистическая журналистика 1917 г.
- 90. Типология западной журналистики.
- 92. Применение опросных методов в журналистике.
- 93. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 94. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 95. Структура и функционирование редакционного коллектива.
- 96. Основные этапы развития рекламы.
- 97. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 99. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 100. Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др.
- 103. Реклама в системе сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио и тв.
- 104. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 105. Журналистика русского зарубежья (1920 - 1940 гг.)
- 106. Сми и информационное общество.
- 107. Сми фрг.
- 110. Сми и выборы: современные предвыборные технологии.
- 112. Деятельность сми и проблемы информационной безопасности
- 113. Педагогическая пресса России.
- 116. Pr и реклама: черты сходства и различия.
- 117. Проблемно-тематическая структура содержания российской прессы.
- 118. Средства pr: опыт классификации.
- 119. Сми и конвергенция.
- 120. Джон Рид – публицист.