86. Современные зарубежные теории журналистики.
Авторитарная: Старейшая, сложилась в эпоху, когда учитывались общ интерсы, когда роль группы была важнее личности. Приоритет общественного над личным. Пресса тут – служанка власти. Основы закладывались в античности и Средневековье (от Платона до Макиавелли). Платон идеализировал аристократическую форму правления. Элита правит толпой. За цензуру. Свой вклад внесла римско-каталическая церковь (божественное происхождении власти). В эпоху Ренессанса Макиавелли исходил из принципа безопасности государства. Позднее Гобс развил его идею в трактате «Левиафан» о государстве. Гегель внес вклад, утверждал, что государство – это воплащенный разум, нравственность. На этой основе и возникла авторит концепция. Она предусматривает: издатель обеспечивает власти поддержку. Власть может определять и менять политику издания, цензировать, выдавать лицензию. После изобретения книгопечатанья эта теория просуществовала недолго. В идеале создать такие условия невозможно, так как большую роль стали играть рыночные отношения. С созданием протестантской церкви развиваются демократические устои общества, следовательно неспособность государства поддерживать монополию в печатном деле. В 16-17 вв – цензура. В 17 веке цензура не справляется с обилием материала. Формируется система лицензирования. Развивается партийная демократия (Англия), усиливается роль судебной власти.
Средневековый феодальный порядок. Два истока: 1) структура церкви (папа, иерархия - и так же строилась коммуникация), 2) феодальный строй. Пресса - орудие в руках божьих и начальников. Эта концепция жива до сих пор. Наполеон 1, Бисмарк, нацистская и советская печать. Наполеон 1 сознательно использовал печать как инструмент своей политической деятельности. “Печать - оружие”, эта концепция сформулирована Наполеоном 1, продолжена Людовиком 13. Революция противопоставила авторитарной концепции печати - концепцию свободы печати, основанной на свободе слова (Мильтон, “Ареопагитика”).
Либертарианская: противоположная авторитарной теории. На основе философии «свободной воли2. Повлияла богословская доктрина раннего христианства Выбор между добром и злом свободен. Человек может сделать самостоятельно правильный выбор. На это ссылался Мильтон. Человек –это разумное существо. Общество должно помогать личности осуществлять права личности. Государство должно создать условия для реализации возможностей личности. Госуд здесь средство, личность на первом месте.
Основы из христианства, далее развитие политической демократии, экономика свободной конкуренции. Религиозные свободы. Основы заложены в 17 веке – рационализм. Приоритетный вклад внесла эпоха Просвещения. Расцвета теория достигла в 19 веке. Мильтон выступил в 17 веке во время английской буржуазной революции за свободу слова. Власть короля под слежкой парламента. Развитие. На ряду с католицизмом, других религиозных течений. Джон Локк (фил Просвещения) центр власти в воли народа. Государство – попечитель. Законы должны ограничивать власть.»Право чел на свободу» Руссо – идея общественного договора.
В США деклорация о независимости, ее основатели Джефферсон, Пейн – выдвинули принципы свободы слова. Демократические функции прессы: воспитание личности и контроль за властью.
Пресса не является инструментом правительства. Она должна представлять факты и аргументы по которым аудитория судит о политике и формирует собственное мнение. Свободный рынок идей и информации, равный доступ всех к прессе.
Борьба за эти принципы проходит в 19 веке во всех европейских странах. В Великобритании – борьба за отмену налогов на знание – увенчалось успехом. В США и Великобритании сложилась система прессы почти свободной от правительства. Вскоре издания перешли в частные руки. Условия 19 века способствовали развитию теории, но в чистом виде она не могла существовать, так кА СМИ стали зависеть от издателя (крупные магнаты управляют прессой) – это было новое препятствие для развития свободной прессы. Процесс концентрации. Потребовалось создание новой теории.
Теория социальной ответственности прессы - защита журналистского сообщества от разного рода давления 9в том числе крупного бизнеса). Разработана после 2МВ, когда происходили разработки теории и создания кодексов прессы. Разрабатывала свои правила, законы. В основу легли выводы комиссии по свободе печати в 1947 году по предложению владельца американ жур «Таймс» Люсса. Комиссию возглавлял президент колумбийского университета Хатчест. Выводы были опубликованы под названием «Свобода и ответственность печати». На основе этого и кодексов прессы были разработаны теоретиком журналистики Хоккинсом. На первый план выдвигались этические принципы. Теория развивает положения либертарианской теории, но в новых условиях концентрации и монополизации прессы. Цель: реализация идей автономности СМИ, в том числе и от владельцев на основе идеалов свободы и ответственности перед гражданами, аудиторией, государством. Авторы исходят из того, что задачей прессы является информирование, создание условий для откртой полемики по соц проблемам.
Империко-функциональная - рассматривает вопросы о влиянии СМИ на общество.
- 2. Г. В. Плеханов – публицист.
- 3. Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- 4. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в 1905 году.
- 5. Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 6. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 7. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и адекватных форм социального поведения
- 8. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.
- 9. Информационные потребности, интересы и запросы различных социальных групп и структура мип.
- 10. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 12. В.И. Ленин – публицист.
- 13. Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- 14. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е годы.
- 15. Сми и массовая культура.
- 16. Эгон Эрвин Киш – публицист.
- 17. Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- 18. Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- 19. Маркс и Энгель – журналисты «Новой Рейнской газеты»
- 21. Сми конца 1920-х - 30-х гг.
- 22. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 23. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 24 . Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 25. Сми Франции.
- 26 . Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных в практике редакций. "Общественное мнение".
- 27 .Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 28. Социальная психология и журналистика.
- 4. Откровенная ложь.
- 29. Мильтон и концепция свободы печати.
- 30. Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- 31. Журналистский текст и социальная практика.
- 33. Творческая индивидуальность журналиста.
- 34. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 35. Профессиональная этика журналиста.
- 36. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 37. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 38. Современное законодательство России о сми.
- 39. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 40. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма работника прессы.
- 41. Сми Великобритании.
- 42. Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- 43. Виды и формы рекламы. Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 44. Права и ответственность журналиста.
- 45. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 46. Pr: сущность и функции.
- 47. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 48. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 49. Журналистика первого советского десятилетия.
- 50. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 51. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 53. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 54. Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях реформирования общества.
- 55. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 56. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- 57. Журналистская деятельность а. С. Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- 58. Проблемы журналистской деонтологии.
- 59. В. Г. Короленко против насилия и произвола (“Мултанское жертвоприношение”, “Сорочинская трагедия”, “Бытовое явление” и письма Луначарскому).
- 60. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм.
- 61. “Отечественные записки” под редакцией н. А. Некрасова и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868 - 1884).
- 62. Система методов журналистского творчества.
- 63. Техническая база сми. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронная техника и технология выпуска газет, еженедельников, журналов.
- 64. Информационное пространство в условиях реформирования общества и проблемы его оптимизации.
- 65. Организация работы пресс-службы.
- 66. Экономические основы функционирования сми. Проблемы экономики сми и пути их решения.
- 67. Журнал в структуре сми. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- 68. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 69. Правительственные информационные центры стран Запада.
- 70. Отечественная публицистика на современном этапе.
- 71. Условия и факторы развития современной рекламы.
- 72. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 73. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 74. Сми сша
- 76. Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 77. Авторитарная теория печати.
- 78. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 79. Новые информационные технологии и развитие журналистики.
- 80. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 81. Особенности работы журналиста в электронных сми.
- 82. “Русское слово”. Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 83. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 84. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории журналистики.
- 87. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 88. Информация и дезинформация в журналистике.
- 89. Социалистическая журналистика 1917 г.
- 90. Типология западной журналистики.
- 92. Применение опросных методов в журналистике.
- 93. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 94. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 95. Структура и функционирование редакционного коллектива.
- 96. Основные этапы развития рекламы.
- 97. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 99. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 100. Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др.
- 103. Реклама в системе сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио и тв.
- 104. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 105. Журналистика русского зарубежья (1920 - 1940 гг.)
- 106. Сми и информационное общество.
- 107. Сми фрг.
- 110. Сми и выборы: современные предвыборные технологии.
- 112. Деятельность сми и проблемы информационной безопасности
- 113. Педагогическая пресса России.
- 116. Pr и реклама: черты сходства и различия.
- 117. Проблемно-тематическая структура содержания российской прессы.
- 118. Средства pr: опыт классификации.
- 119. Сми и конвергенция.
- 120. Джон Рид – публицист.