82. “Русское слово”. Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
“Русское слово” - в 60-е гг. 2-й после “Современника” революционно-демократический журнал, отражал идеологию разночинной демократии. Начал издаваться в Пб. в 1859. Первоначально издатель граф Кушелев-Безбородко, любил шахматы, поэтому было приложение “Шахматный листок”; редактор Я. Полонский, ведущий критик Ап. Григорьев; ж-л издавался как “учено-литературный”, отделы науки и художественной литературы, критики и библиографии, обозрение общественной жизни и др. Направление - умеренно-либеральное, пестрый круг сотрудников (Островский, Фет, Розенгейм, Менделеев, Шелгунов, Майков и др.). Из-за внутренних противоречий Полонский оставляет пост редактора. Через некоторое время редактором становится Г. Е. Благосветлов (июль 1860), причем журнал меняет лицо (демократическая линия вытесняет либеральную) и приобретает вес и значение. Благосветлов - типичный представитель разночинной интеллигенции, выходец из духовного сословия. Жил в Лондоне у Герцена, затем продолжил образование в Париже. При Благосветлове в “РС” активизируется деятельность Шелгунова, Михайлова, приглашены Д. И. Писарев (1840 - 1868), Н. В. Соколов, Д. Д. Минаев, П. Л. Лавров, А. П. Щапов, французский публицист Эли Реклю. Накануне реформы 1861 “РС” приобретает антикрепостнический характер. + Журнал пишет об экономической отсталости России, о необходимости “правильного” распределения продуктов труда между членами общества, передачи земли тем, кто ее обрабатывает, освещает проблему женской эмансипации и т. д. В 1861 - трезвая оценка крестьянской реформы. После реформы “РС” говорит о возможности капиталистического развития страны. Основной акцент в это время “РС”, как и “Современник”, делает на публицистику. Публицистика и литературная критика в журнале носили руководящий характер. Особенно активно в публицистическом отделе работал Писарев. Одна из первых больших статей Пис. - “Схоластика 19 века” (симпатизирует демократическим журналистам, но считает полемику между демократическими и либерально-консервативными изданиями мелкой, “уводящей от действительности”). Но уже во второй половине статьи, которая вышла через несколько месяцев, Пис. всецело становится на позиции демократической журналистики, “Современника” и Чернышевского, и “схоластикой” называет уже только идеи либеральной и консервативной прессы (в частности, критикует либеральные “Отечественные записки”, которые полемизировали с “Современником”). Специально сохранил старое название статьи, чтобы показать всем, что он не отказывается от прежнего мнения, а просто в его взглядах произошла эволюция. В следующей большой статье “Московские мыслители” Пис. громит журнал “Русский вестник”. Пис. четко очертил свое место в журналистике. В названных и др. статьях он объявляет себя защитником “голодных и раздетых”, отрицает старый политический строй и жизненный уклад. Он сторонник решительных действий, выдвигает лозунги типа “Бей направо и налево”. Своей целью ставит расшатывание традиционной официальной идеологии, борьбу с “предрассудками” в общественном мнении. В литературной критике 60-х гг. Пис. следует принципам Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Связывает чисто литературные вопросы с общественно-политическими проблемами. Пишет ряд статей о творчестве Писемского, Гончарова, Тургенева. Одна из лучших статей - “Базаров” (высокая оценка романа Тургенева и особенно образа Базарова, в котором Пис. увидел “передового человека” своего времени). Пис. защищает Базарова как “тип”, и при этом далеко выходит за пределы компетенции литературного критика, “защищая” Базарова, вымышленного персонажа, от “нападок” Тургенева, который посмел наделить своего литературного героя не только положительными, но и негативными чертами. Для Пис. Базаров - не только представитель определенного поколения, круга и образа мыслей, но и потенциальный революционер (“Из Базаровых при известных обстоятельствах вырабатываются великие исторические деятели…”), хотя Пис. осторожнее, чем Чернышевский и Добролюбов, относился к возможности крестьянской революции в России. В других статьях Пис. продолжал добролюбовскую линию критики “темного царства”. В статье “Пчелы” Пис. рисует иерархическое общество, в самом низу которого находится слой трудящихся, и намекает, что долготерпению тружеников может прийти конец. В 1862 Пис. написал статью “О брошюре Шедо-Ферроти”, посвященную продажному писателю барону Фирксу, который по заданию царского правительства выступил с клеветой на Герцена и предназначавшуюся для печати в тайной типографии и содержавшую еще более резкую критику самодержавия (о расправе над Чернышевским и призывы к свержению дома Романовых), но рукопись захватили во время обыска в типографии, а Пис. посадили на 4 года в Петропавловскую крепость. В 1860 - 62 Пис. публикует в “РС” и несколько статей философского и естественнонаучного содержания. Особенности публицистического стиля Пис.: дерзость нападок, категоричность суждений, афористичность выражений, едкая ирония и парадоксальность.
Положение “РС” к середине 1862 осложнилось из-за цензурных трудностей. Летом 1862 крестьянские восстания начали затихать, и правительство перешло к политике реакции. Волна арестов коснулась не только “Современника”, но и “РС” (Шелгунов, Благосветлов и др.). “РС”, как и “Современник”, был приостановлен на 6 месяцев, но по истечении срока оба журнала возобновились. “РС” занял еще более радикальную позицию, и Кушелев-Безбородко целиком передал права на издание Благосветлову. Активизируется роль Шелгунова (в 1863 - 65 - очерки Ш. о Сибири) и др. публицистов, но ведущую роль по-прежнему играет Пис. (его мать добилась для нег разрешения писать статьи в журнал, находясь в крепости). Двойная цензура заставила Пис. перейти в основном на статьи литературно-критического и научного характера, но и в этом жанре он остался верен себе. Пис. переосмыслил образ Катерины из “Грозы” Островского (которую Добролюбов назвал “лучом света в темном царстве”) - он призывает просветить эту забитую русскую женщину (“Мотивы русской драмы”). В статье “Реалисты” (1863) Пис. утверждает теорию экономии умственных сил, пишет о двух путях общественных преобразований - “механическом” (революционный переворот, сейчас не актуален) и “химическом” (переустройство общества при помощи знаний). Отсюда задача - увеличить число мыслящих людей, сделать детей филистеров “реалистами”. По логике Пис., знания могут сделать прогрессистом даже капиталиста. Однако он не рассматривает эту свою теорию как окончательный рецепт достижения всеобщего счастья. Это видно из работы “Очерки по истории труда” (“… до сих пор ни одно универсальное лекарство не приложено к болезням действительной жизни”). В 1865 в статьях “Мыслящий пролетарий”, “Генрих Гейне” др. Пис. снова поставил вопрос о революции (вопрос о “голодных и раздетых” могут решить, по его мнению, только сами голодные и раздетые).
В 1865 - 66 “РС” вступило в полемику с “Современником” (взаимные упреки в “понижении тона”, всякие мелкие разногласия - видимо, оба журнала забыли, что принадлежат к одному направлению). Пис. увлекся этой полемикой, вел ее остроумно, убежденно, логически обоснованно, что не помогло ему избежать “ошибок” и “перегибов”. Полемика между “РС” и “С”, цензурные преследования, сложность общественной обстановки и др. неблагоприятные факторы привели к тому, что в обоих журналах случился кризис. В 1865 из “РС” ушли недовольные редактором Соколов, Зайцев и Пис. А неудавшееся покушение Каракозова на Александра II (1866) привело к тому, что “С” и “РС” были и вовсе закрыты по докладу министра внутренних дел и личному распоряжению царя.
- 2. Г. В. Плеханов – публицист.
- 3. Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- 4. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в 1905 году.
- 5. Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 6. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 7. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и адекватных форм социального поведения
- 8. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.
- 9. Информационные потребности, интересы и запросы различных социальных групп и структура мип.
- 10. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 12. В.И. Ленин – публицист.
- 13. Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- 14. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е годы.
- 15. Сми и массовая культура.
- 16. Эгон Эрвин Киш – публицист.
- 17. Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- 18. Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- 19. Маркс и Энгель – журналисты «Новой Рейнской газеты»
- 21. Сми конца 1920-х - 30-х гг.
- 22. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 23. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 24 . Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 25. Сми Франции.
- 26 . Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных в практике редакций. "Общественное мнение".
- 27 .Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 28. Социальная психология и журналистика.
- 4. Откровенная ложь.
- 29. Мильтон и концепция свободы печати.
- 30. Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- 31. Журналистский текст и социальная практика.
- 33. Творческая индивидуальность журналиста.
- 34. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 35. Профессиональная этика журналиста.
- 36. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 37. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 38. Современное законодательство России о сми.
- 39. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 40. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма работника прессы.
- 41. Сми Великобритании.
- 42. Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- 43. Виды и формы рекламы. Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 44. Права и ответственность журналиста.
- 45. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 46. Pr: сущность и функции.
- 47. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 48. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 49. Журналистика первого советского десятилетия.
- 50. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 51. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 53. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 54. Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях реформирования общества.
- 55. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 56. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- 57. Журналистская деятельность а. С. Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- 58. Проблемы журналистской деонтологии.
- 59. В. Г. Короленко против насилия и произвола (“Мултанское жертвоприношение”, “Сорочинская трагедия”, “Бытовое явление” и письма Луначарскому).
- 60. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм.
- 61. “Отечественные записки” под редакцией н. А. Некрасова и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868 - 1884).
- 62. Система методов журналистского творчества.
- 63. Техническая база сми. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронная техника и технология выпуска газет, еженедельников, журналов.
- 64. Информационное пространство в условиях реформирования общества и проблемы его оптимизации.
- 65. Организация работы пресс-службы.
- 66. Экономические основы функционирования сми. Проблемы экономики сми и пути их решения.
- 67. Журнал в структуре сми. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- 68. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 69. Правительственные информационные центры стран Запада.
- 70. Отечественная публицистика на современном этапе.
- 71. Условия и факторы развития современной рекламы.
- 72. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 73. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 74. Сми сша
- 76. Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 77. Авторитарная теория печати.
- 78. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 79. Новые информационные технологии и развитие журналистики.
- 80. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 81. Особенности работы журналиста в электронных сми.
- 82. “Русское слово”. Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 83. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 84. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории журналистики.
- 87. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 88. Информация и дезинформация в журналистике.
- 89. Социалистическая журналистика 1917 г.
- 90. Типология западной журналистики.
- 92. Применение опросных методов в журналистике.
- 93. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 94. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 95. Структура и функционирование редакционного коллектива.
- 96. Основные этапы развития рекламы.
- 97. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 99. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 100. Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др.
- 103. Реклама в системе сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио и тв.
- 104. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 105. Журналистика русского зарубежья (1920 - 1940 гг.)
- 106. Сми и информационное общество.
- 107. Сми фрг.
- 110. Сми и выборы: современные предвыборные технологии.
- 112. Деятельность сми и проблемы информационной безопасности
- 113. Педагогическая пресса России.
- 116. Pr и реклама: черты сходства и различия.
- 117. Проблемно-тематическая структура содержания российской прессы.
- 118. Средства pr: опыт классификации.
- 119. Сми и конвергенция.
- 120. Джон Рид – публицист.