logo search
Правовое регулирование и этика массовых коммуни

8.Типология современных средств массовой информации

Дифференциация СМИ в зависимости от целевых установок: общественно-политические, культурно-просветительные, развлекательные, информационно-рекламные, информационно-справочные, эротические. Партийная пресса. Деловая пресса.

Дифференциация СМИ в зависимости от собственников: государственные; муниципальные; негосударственные. Общественные СМИ.

Дифференциация СМИ в зависимости от аудитории: детские, молодежные, женские, мужские, специальные.

Параметры типологизации печатных СМИ. Классификация радио и телевидения. Классификация веб-изданий.

Аудитория СМИ как система

Реальным «физическим» объектом социологического изучения аудитории СМИ являются массы людей, различные обществен­ные группы в определенной системе отношений — отношений по поводу информации, распространяемой по каналам периодической печати, радио, телевидения. При этом такие отношения рассмат­риваются и в более широкой системе социальных отношений.

Этимологически понятие «аудитория» связано с представле­нием о множестве людей, непосредственно включенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно тол­куется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с источником информации. Такое определение не может исчерпать всех уровней социологического анализа аудитории. Проблематика:

  1. Газеты, радио, теле­видение—даже в самом специализированном виде—обращаются к тысячам и сотням тысяч читателей, слушателей, зрителей.

  2. С другой стороны, система массовой информации и пропаган­ды рассчитана на индивидуальное потребление, «с доставкой на дом». Эта система ориентирована на прямую связь общества в целом (а также социально-территориальных и профессиональ­ных общностей) с личностью.

В общем смысле население страны или региона составляет потенциальную аудиторию СМИ. В рамках каждого из средств информации действуют отдельные издания, программы, рассчитанные на определенную часть населения, выделенную по конкретному признаку (полу, возрасту, образованию, профессии, любительским увлечениям). Такая аудитория является расчетной, или целевой. Люди, вступающие в контакт с источниками информации (отдельно рассматриваемыми рубриками, циклами передач) составляют реальную аудиториюэто те, кто читает, смотрит, слушает данные материалы, передачи или вообще обращается к данному изданию, программе.

Для аудитории СМИ характерна черта, которую можно оп­ределить как устойчивость, ибо работа средств массовой информа­ции рассчитана на регулярный контакт с аудиторией. Этому спо­собствует система распространения информации: подписка на печатные издания на длительный срок, покупка радио- и телеприемников, которые позволяют длительно «абонировать» эфирную информацию.

Легче всего обнаружить разницу во взаимоотношениях органа информации с, массовой аудиторией и социальными институтами (организация­ми, ведомствами, учреждениями). Некоторые исследова­тели вообще предложили разделить читателей газеты на «дело­вых» и «эмоциональных» - тех, кто читает данные материалы по долгу службы, и тех, кому они просто нравятся и потому ин­тересны. Несмотря на всю условность такого разделения, в нём отражены обе стороны результативности деятельности СМИ - эффективность и действенность.

Более тонким оказывается разделение аудитории на массовую и специализированную. Оно вытекает из явления дифферен­циации информации внутри системы СМИ.

Для задач конкретного анализа отношения аудитории к массовой информации может быть представлена система уровней от­ношения, выстроенных «по линии потребления», выбора массо­вой информации (то же может быть сделано и по линии участия аудитории в производстве информации).

  1. Включенность в систему массовой информации, выбор средств (газеты, журналы, радио, телевидение), использование «наборов» средств.

  2. Выбор источников информации в рамках отдельных средств (центральные и местные каналы, отдельные издания), использование «наборов» источников.

  3. Выбор отдельных сообщений (материалов, передач) в объеме материалов, поставляемых данным источником информации.

  1. Избирательное восприятие (запоминание, усвоение, оценка) материала и его частей.

  2. Актуализация (последействие) информации в сознании и поведении потребителя информации.

Партийная пресса - это особая информационная система, основная задача которой состоит в обеспечении политической коммуникации, с единым категориальным признаком — обозначенной позицией по ключевым политическим вопросам (идеологией издания), совпадающей в основном с позицией поддерживаемых политических сил.

Деловая пресса – печатные издания, в которых размещена информация о развитии бизнеса, малом предпринимательстве, экономике, политике. Деловая пресса может быть направлена на широкий круг читателя или издаваться только для профессионалов, и содержать новости, обзоры, аналитические материалы.

Государственные СМИ принадлежат и находятся под контролем правительства (финансирующегося за счет все того же общества), сформированного правящей в данный момент партией.

При определении дальнейшей политики в отношении муниципальных средств массовой информации необходимо учитывать ряд обстоятельств как общего, так и частного свойства.

Во-первых, система законодательного регулирования отношений по поводу муниципальных СМИ, а также правоприменительная практика по этому вопросу за время, прошедшее с момента принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», увеличившись в объеме, не только не были упорядочены, но стали еще более противоречивыми. Особо в этой связи необходимо отметить проблему надлежащего и эффективного действия Закона о СМИ, который не только продолжает устаревать, но становится все более и более внутренне противоречивым в результате эпизодического и бессистемного пересмотра отдельных его положений.

Во-вторых, органы государственной власти субъектов Российской Федерации все же имеют полномочия по принятию законов, устанавливающих меры экономической поддержки муниципальных средств массовой информации, и данный вопрос должен решаться на уровне каждого отдельно взятого региона.

В-третьих, органы местного самоуправления вправе учреждать печатные средства массовой информации, имеющие в качестве одной из целей своей деятельности опубликование официальной информации, и выделять на реализацию этой цели соответствующее бюджетное финансирование. Законодательство не устанавливает однозначного запрета на опубликование в учрежденных муниципалитетами СМИ материалов, не имеющих статуса официальной информации. Финансирование подготовки и размещения таких материалов может осуществляться за счет средств муниципального бюджета только в том случае, если распространение таких материалов необходимо для решения вопросов местного значения, определенных в уставе муниципального образования. Кроме того, в случае занятия принципиальной позиции и готовности добиваться полноценной реализации прав граждан, живущих на территории муниципальных образований, органы местного самоуправления могут добиваться надлежащего применения Закона о СМИ и обеспечения полноценной реализации права на создание любых средств массовой информации, деятельность которых направлена на решение тех или иных вопросов местного значения.