logo search
ответы к госу-КРАТКОЕ!

64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.

Сразу скажу, в учебнике Раскоряковой, то есть К.М. Накоряковой, ни фига не объясняется, чем вид от способа отличается. Единственное, что говорила Язычок – текст по виду в большинстве случаев смешанный (нпр., повествовательно-описательный), а по способу может быть просто повествование. Итак, структура текста (в которую обязательно должен проникнуть спиногрыз-редактор!) определяется способом изложения. А он формируется в ходе порождения речи по определенной смысловой схеме, которая диктуется целью автора и характером действительности, о которой идет речь. Традиционна троичная классификация способа изложения (с.и.): повествование, описание и рассуждение.

Цель повеств. – передать движение событий во времени. Это рассказ о том, в какой последовательности происходили события. Связь между узлами повествования сочинительная. В синтаксисе опора на глагольные формы, в 1 очередь на глаголы прош.вр.сов.вида. Параллелизм синтаксических конструкций. При редактуре нужно рассмотреть все композиционные узлы – чтобы читатель понял, о чем идет речь. Отступление от прямой хронологии должно быть обосновано.

Цель опис. – создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определенный момент. Язычок говорила про какого-то Ганимеда. Существенная черта опис. – единовременность этих признаков. Характерны номинативные предложения, глаголы несов.вида, чтобы достичь «статику фактов, эффекта остановленного времени» (это надо было хрень такую придумать!). Композиция описания определяют не только элементы описания, но и расположение общей части описания. Делится на синтетическое и аналитическое описание (когда опис. начинается с общей части).

Цель рассужд. – исследование, обобщение знаний о действительности, выяснения причин явлений, доказательство истинности или ложности положений. Суть 1-м изложил философ Асмус (не Саша). Это самый сложный способ изложения, ведь рассужд – процесс выведения нового знания. Рассужд. - ряд суждений, кот. Все относятся к определенному предмету или вопросу, которые идут одно за другим таким образом, что из предыдущего вытекает последующее, в результате чего дается ответ на поставленный вопрос. Специфика логических связей отражается на синтаксисе: основная единица рассужд. Прозаическая строфа с цепной связью. Логическая структура: связь подчинительная. Временной план, тип сказуемых не так важен.

Академик В.В.Виноградов придумал, что способы и. надо рассматривать как функционально-смысловые типы речи, которые воплощаются в структурные единицы текста, обладающие смысловой целостностью, структурной завершенностью, организацией по определенной форме. Плюс «троичной» классификации – универсальность. Но Раскорякова считает, что редактору этого достаточно лишь при работе с текстами худ. произведений. А многие р. работают с информационными, научно-популярными, учебными материалами, поэтому традиционная схема нуждается в дополнении (на самом деле любому редактору посрать на всю эту классификацию – прим авт.). Вот эти дополнения, отсюда в учебнике уже идет почему-то разговор про виды текста.

Изобразительные виды текста

Логизированные виды текста

повествование

описание

рассуждение

объяснение

сообщение

информационное опис.

умозаключение

определение

То есть 1-ая линия это классическая троичная схема повеств. описание, рассужд. (тексты убеждающие, агитационные, художественные), а 2-ая линия – уточнения (тексты информационные, офиц., научных документов). Здесь характерны стереотипы композиции, нет доп.композиц.включений.

Схожесть и отличия видов: у повествования и сообщения похожи тема, предмет – это событие. Но сообщ. Не прослеживает движения, развития событий во времени. Часто сообщ. – одно распространенное предложение. Если 2-3, то связь между ними осуществляется через ключевые слова, их повтор. Но 1 предложение – самое главное.

Инф.опис., как и обычное, фиксирует признаки предметов и явлений, но всегда строится по определенной схеме. Главное – выявляет признаки как признаки родовые. Употреб. в научн, справочн, учебн. лит-ре. Цель инф.опис.в журн.материалах – сообщить новое знание.

Умозаключение имеет в своей основе строгую логическую формулу и не столь богато изобразительным и конструктивным материалом как рассуждение. В инф.материалах встречается редко, обычно представлено в краткой форме – энтимеме, когда одна из посылок отсутствует (они типа известна читателю). Определение раскрывает содержание понятий в обобщенной форме, тогда как объяснение имеет свободную форму, оно более основательно и детально (добротно, я бы сказал – привет политологичке! ;)) Структура любого опред. – двухчастна: определяемое и определяющее (нпр. Демократия –это…). Еще недавно опред. и объяснения рассматр.как разновидность рассуждения. Кстати, вообще все здесь сказанное относится лишь к монологической форме речи.

Разработка научных основ редактирования опирается на фундаментальные знания о тексте, его теорию. Следует иметь в виду, что термин «текст» многозначен. В филологии принято троякое (для дебилов – это значит три, 3) его толкование. Текст понимается как результат целесообразной речетворческой деятельности, как письменный источник, как речевое произведение. Ну и что, что ни хрена не ясно. В любви повезёт. Первая трактовка – наиболее широкая. Она представляет текст как сознательно организованный результат речевого процесса, как мысль, облечённую в определённую форму для выражения определённого смысла. Текст рассматривается как результат взаимодействия плана выражения и плана содержания, как система, предполагающая двух участников – автора и адресата. Надо знать, что в теории редактирования термин «текст» специально не расшифровывался и употреблялся в ограниченном смысле, ему предпочитали термин «авторская рукопись» или «текстовой оригинал». Текст в понимании редактора всегда ограничен рамками литературного произведения, конкретен и завершён. То есть в нём нельзя в любой момент поставить точку.

Редактирование самым непосредственным образом заинтересовано в решении задач, выдвинутых теорией текста: 1) исследование смысловой стороны текста в процессе его порождения, восприятия и понимания; 2) наблюдение над текстом как единицей коммуникации; 3) изучение проблемы информативности текста, создание методик кодирования и декодирования информации, которую несёт текст.

Теорией текста выявлены его основные характеристики, из которых для редактирования первостепенное значение имеют целостность, связность, закреплённость в определённой знаковой системе, информативность. Первоочередная задача редактора – выявить смысловую нить, которая проходит через весь текст и обеспечивает его целостность. Два направления оценки целостности текста: анализ его как ограниченного единства, а также выявление полноты и точности составляющих его аргументов. Стремясь к целому, никогда не забывать о частях, и, работая над частями, всё время видеть целое – так формулируют эту задачу опытные языкастые рыженькие редакторы. Целостность текста при редакторской правке требует сохранения смыслового тождества при переходе от одной степени компрессии речевого высказывания к другой, более глубокой, устойчивости по отношению к побочным, посторонним влияниям. Связность текста – условие целостности. Чтобы понять текст, недостаточно уяснить значение изолированной фразы: каждая фраза включает в себя значение предыдущей. Оценке текста, любому, даже самому незначительному, изменению должен предшествовать анализ, идущий от связей внешних к связям глубинным, постижение и уточнение их смысла. Короче говоря, чтоб дыр не было, чтоб одно поясняло другое, говоришь: рыжая, а язык - в уме. Закреплённость – важнейшее качество письменно речи – даёт ей известные преимущества пере речью устной. Суть этой характеристики в том, что у письменной речи есть некоторые возможности, при помощи которых можно отобразить на бумаге сказанное ртом, простите языком. Имеются в виду: абзацный отступ, табличная форма, прописные и строчные буквы, сочетание графических приёмов оформления текста (подчёркивание, курсив) и авторского комментария, знаки препинания. Очень важно передать обстановку, например, интервью, интонацию говорящего. Короче, флаг в руки. Информативность – важнейшая характеристика текста журналистского произведения. Существует текстовая информация, а также подтекстовая, которая порождает дополнительные, зачастую трудно уловимые смыслы. Информация делится в зависимости от распределения в тексте: ключевая, уточняющая, дополнительная, повторная и нулевая. Если в вашем тексте есть первые две, то вы гений. Если где-то появились остальные, то вы не сдавали экзамен и не знаете, что дополнительная разрушает связность и образовывает смысловые дыры, повторная капает на мозги читателю, а нулевая – для тех, кто не может кратко связать два куска текста.