64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
Сразу скажу, в учебнике Раскоряковой, то есть К.М. Накоряковой, ни фига не объясняется, чем вид от способа отличается. Единственное, что говорила Язычок – текст по виду в большинстве случаев смешанный (нпр., повествовательно-описательный), а по способу может быть просто повествование. Итак, структура текста (в которую обязательно должен проникнуть спиногрыз-редактор!) определяется способом изложения. А он формируется в ходе порождения речи по определенной смысловой схеме, которая диктуется целью автора и характером действительности, о которой идет речь. Традиционна троичная классификация способа изложения (с.и.): повествование, описание и рассуждение.
Цель повеств. – передать движение событий во времени. Это рассказ о том, в какой последовательности происходили события. Связь между узлами повествования сочинительная. В синтаксисе опора на глагольные формы, в 1 очередь на глаголы прош.вр.сов.вида. Параллелизм синтаксических конструкций. При редактуре нужно рассмотреть все композиционные узлы – чтобы читатель понял, о чем идет речь. Отступление от прямой хронологии должно быть обосновано.
Цель опис. – создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определенный момент. Язычок говорила про какого-то Ганимеда. Существенная черта опис. – единовременность этих признаков. Характерны номинативные предложения, глаголы несов.вида, чтобы достичь «статику фактов, эффекта остановленного времени» (это надо было хрень такую придумать!). Композиция описания определяют не только элементы описания, но и расположение общей части описания. Делится на синтетическое и аналитическое описание (когда опис. начинается с общей части).
Цель рассужд. – исследование, обобщение знаний о действительности, выяснения причин явлений, доказательство истинности или ложности положений. Суть 1-м изложил философ Асмус (не Саша). Это самый сложный способ изложения, ведь рассужд – процесс выведения нового знания. Рассужд. - ряд суждений, кот. Все относятся к определенному предмету или вопросу, которые идут одно за другим таким образом, что из предыдущего вытекает последующее, в результате чего дается ответ на поставленный вопрос. Специфика логических связей отражается на синтаксисе: основная единица рассужд. Прозаическая строфа с цепной связью. Логическая структура: связь подчинительная. Временной план, тип сказуемых не так важен.
Академик В.В.Виноградов придумал, что способы и. надо рассматривать как функционально-смысловые типы речи, которые воплощаются в структурные единицы текста, обладающие смысловой целостностью, структурной завершенностью, организацией по определенной форме. Плюс «троичной» классификации – универсальность. Но Раскорякова считает, что редактору этого достаточно лишь при работе с текстами худ. произведений. А многие р. работают с информационными, научно-популярными, учебными материалами, поэтому традиционная схема нуждается в дополнении (на самом деле любому редактору посрать на всю эту классификацию – прим авт.). Вот эти дополнения, отсюда в учебнике уже идет почему-то разговор про виды текста.
Изобразительные виды текста | Логизированные виды текста | ||
повествование | описание | рассуждение | объяснение |
сообщение | информационное опис. | умозаключение | определение |
То есть 1-ая линия это классическая троичная схема повеств. описание, рассужд. (тексты убеждающие, агитационные, художественные), а 2-ая линия – уточнения (тексты информационные, офиц., научных документов). Здесь характерны стереотипы композиции, нет доп.композиц.включений.
Схожесть и отличия видов: у повествования и сообщения похожи тема, предмет – это событие. Но сообщ. Не прослеживает движения, развития событий во времени. Часто сообщ. – одно распространенное предложение. Если 2-3, то связь между ними осуществляется через ключевые слова, их повтор. Но 1 предложение – самое главное.
Инф.опис., как и обычное, фиксирует признаки предметов и явлений, но всегда строится по определенной схеме. Главное – выявляет признаки как признаки родовые. Употреб. в научн, справочн, учебн. лит-ре. Цель инф.опис.в журн.материалах – сообщить новое знание.
Умозаключение имеет в своей основе строгую логическую формулу и не столь богато изобразительным и конструктивным материалом как рассуждение. В инф.материалах встречается редко, обычно представлено в краткой форме – энтимеме, когда одна из посылок отсутствует (они типа известна читателю). Определение раскрывает содержание понятий в обобщенной форме, тогда как объяснение имеет свободную форму, оно более основательно и детально (добротно, я бы сказал – привет политологичке! ;)) Структура любого опред. – двухчастна: определяемое и определяющее (нпр. Демократия –это…). Еще недавно опред. и объяснения рассматр.как разновидность рассуждения. Кстати, вообще все здесь сказанное относится лишь к монологической форме речи.
Разработка научных основ редактирования опирается на фундаментальные знания о тексте, его теорию. Следует иметь в виду, что термин «текст» многозначен. В филологии принято троякое (для дебилов – это значит три, 3) его толкование. Текст понимается как результат целесообразной речетворческой деятельности, как письменный источник, как речевое произведение. Ну и что, что ни хрена не ясно. В любви повезёт. Первая трактовка – наиболее широкая. Она представляет текст как сознательно организованный результат речевого процесса, как мысль, облечённую в определённую форму для выражения определённого смысла. Текст рассматривается как результат взаимодействия плана выражения и плана содержания, как система, предполагающая двух участников – автора и адресата. Надо знать, что в теории редактирования термин «текст» специально не расшифровывался и употреблялся в ограниченном смысле, ему предпочитали термин «авторская рукопись» или «текстовой оригинал». Текст в понимании редактора всегда ограничен рамками литературного произведения, конкретен и завершён. То есть в нём нельзя в любой момент поставить точку.
Редактирование самым непосредственным образом заинтересовано в решении задач, выдвинутых теорией текста: 1) исследование смысловой стороны текста в процессе его порождения, восприятия и понимания; 2) наблюдение над текстом как единицей коммуникации; 3) изучение проблемы информативности текста, создание методик кодирования и декодирования информации, которую несёт текст.
Теорией текста выявлены его основные характеристики, из которых для редактирования первостепенное значение имеют целостность, связность, закреплённость в определённой знаковой системе, информативность. Первоочередная задача редактора – выявить смысловую нить, которая проходит через весь текст и обеспечивает его целостность. Два направления оценки целостности текста: анализ его как ограниченного единства, а также выявление полноты и точности составляющих его аргументов. Стремясь к целому, никогда не забывать о частях, и, работая над частями, всё время видеть целое – так формулируют эту задачу опытные языкастые рыженькие редакторы. Целостность текста при редакторской правке требует сохранения смыслового тождества при переходе от одной степени компрессии речевого высказывания к другой, более глубокой, устойчивости по отношению к побочным, посторонним влияниям. Связность текста – условие целостности. Чтобы понять текст, недостаточно уяснить значение изолированной фразы: каждая фраза включает в себя значение предыдущей. Оценке текста, любому, даже самому незначительному, изменению должен предшествовать анализ, идущий от связей внешних к связям глубинным, постижение и уточнение их смысла. Короче говоря, чтоб дыр не было, чтоб одно поясняло другое, говоришь: рыжая, а язык - в уме. Закреплённость – важнейшее качество письменно речи – даёт ей известные преимущества пере речью устной. Суть этой характеристики в том, что у письменной речи есть некоторые возможности, при помощи которых можно отобразить на бумаге сказанное ртом, простите языком. Имеются в виду: абзацный отступ, табличная форма, прописные и строчные буквы, сочетание графических приёмов оформления текста (подчёркивание, курсив) и авторского комментария, знаки препинания. Очень важно передать обстановку, например, интервью, интонацию говорящего. Короче, флаг в руки. Информативность – важнейшая характеристика текста журналистского произведения. Существует текстовая информация, а также подтекстовая, которая порождает дополнительные, зачастую трудно уловимые смыслы. Информация делится в зависимости от распределения в тексте: ключевая, уточняющая, дополнительная, повторная и нулевая. Если в вашем тексте есть первые две, то вы гений. Если где-то появились остальные, то вы не сдавали экзамен и не знаете, что дополнительная разрушает связность и образовывает смысловые дыры, повторная капает на мозги читателю, а нулевая – для тех, кто не может кратко связать два куска текста.
- 1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. Сми и информационное общество.
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- Различные концепции свободы печати
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Актуальные проблемы построения в россии информационного общества
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 23.Службы паблик рилейшнз в сфере сми: сущность, функции, методы организации.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30.Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 40.Система современного российского законодательства о сми. Закон рф о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- Центр экстремальной журналистики создан 1 февраля 2000 года как правозащитная структура Союза журналистов России. Основными направлениями деятельности Центра являются:
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте рф
- 47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Кодексы профессиональной этики журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- Особенности книжной и разговорной речи
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- Критерии оценки правильности речи
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине хуш века.
- 67.Журналистика первой четверти х1х века.
- 68. Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69. Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.
- 71.Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1х века.
- 72 .Журналистика 70-ых гг. Х1х века. Народничество и печать.
- 41. Журнал «Дело». Н.В, Шелгунов как главный публицист журнала.
- 42. Нелегальная печать революционного народничества 1870-х годов.
- 43. «Русское богатство». Публицистика в.Г. Короленко.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 78. Журналистика во второй половине 20-30-х гг. Хх в. В условиях становления сталинского тоталитарного режима.
- 79.Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 90.Современные зарубежные теории сми
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- Британские магнаты
- 93.История становления и современные сми франции
- Телевидение и радио
- 97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы