22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
Редакционный менеджмент – это деятельность, связанная с экономическим управлением редакцией или компанией. Его можно рассматривать и как специальность, профессию, стоящую в ряду других специальностей работников редакции. В деятельности руководителей редакционных коллективов – главных редакторов, ответственных секретарей и др. – уже давно проявлялись элементы того, что мы сейчас называем менеджментом. Но они всегда руководили лишь творческой деятельностью коллектива, уделяя ее экономическим основам незначительное внимание.
Теперь руководители редакции, компании, агентства вынуждены заниматься менеджментом, учитывая его цели. Важнейшая из них – обеспечение существования периодического издания путем формирования и укрепления его экономической, финансовой базы. Это возможно лишь при увеличении его доходов, сокращении расходов и возрастании прибыли. Не менее важна и другая цель редакционного менеджмента: воспитание экономического мышления у всех творческих и технических работников, руководителей и исполнителей.
Производственный, творческий менеджмент – оптимизация управления процессом подготовки и выпуска периодического издания.
Другой вид этой управленческой деятельности – собственно экономический, прежде всего финансовый менеджмент. Он обеспечивает формирование и укрепление финансовой базы редакции или компании, разрабатывает финансовую политику и, в частности, ценовую политику их руководителей, контролирует процесс разработки редакционного бюджета и следит за балансом.
С процессом менеджмента в определенной степени соприкасается каждый, кто участвует в управлении коллективом редакции, компании или агентства. Но, прежде всего, отвечает за решение экономических проблем, связанных с деятельностью редакции, специалист – менеджер, наемный управляющий ее экономикой.
В большинстве редакций наших печатных периодических изданий его называют коммерческим или исполнительным директором. Обычно он входит в состав редколлегии на правах заместителя главного редактора.
Работу службы менеджмента организуют на основе функционального разделения труда. Каждый из ее сотрудников отвечает за какое-либо направление менеджмента. Это приводит к их специализации. Фактически он всегда работает и как специалист в области паблик рилейшнз – общественных связей, устанавливая и расширяя контакты редакции или компании с другими организациями.
Важное направление редакционного менеджмента – оптимизация структуры редакции. Одним из факторов, определяющих эту структуру, являются принципы редакционной деятельности: функциональное разделение труда в редакции, кооперирование труда и объединение его результатов, а также принцип единоначалия. Под воздействием этого и других факторов структурно редакция разделяется на части: творческую, техническую и коммерческую.
С вхождением СМИ в рыночную экономику начался процесс изменения структуры редакционных коллективов. Тенденции этого изменения: переход от пирамидальной структуры к плоской, ликвидация ряда технических служб, возникновение коммерческих подразделений, преобразование редакции в пресс-группу, обслуживающую ряд изданий. Все это открывает возможности сокращения производственных расходов и получения дополнительных доходов.
С оснащением редакций электроникой и подключением компьютеров к сети Интернет возникла возможность создания подразделений, выпускающих электронные версии печатных изданий.
Методы управления редакцией
Основой правовых методов управления редакцией являются Конституция РФ, ее Гражданский, Трудовой и Уголовный кодексы, а также все законы и подзаконные акты, относящиеся к СМИ, в первую очередь Закон о средствах массовой информации, принятый 27 октября 1991 г. Эти нормы являются правовым основанием и трудовых, производственных отношений внутри редакционного коллектива. При нарушении этих норм главный редактор имеет право использовать по отношению к виновному все предусмотренные законом меры взыскания вплоть до его увольнения.
Правовые методы управления органично связаны с политическими методами. На редакционном уровне это активно влияет на формирование информационной политики газеты и использование главным редактором политических методов управления коллективом – утверждением планов его работы, изданием приказов, распоряжений, обращением к иным формам решений, обязательным для всех работников редакции.
С вхождением наших средств массовой информации в информационный рынок все большее значение в управлении редакцией периодического издания получают экономические методы. Они дают главному редактору широкие возможности финансового воздействия на сотрудника редакции, например, путем перевода журналиста на вышеоплачиваемую должность, повышения зарплаты в рамках «вилки» должностного оклада. В соответствии с работой журналиста – его инициативностью, мастерством, эффективностью выступлений и т.д. – можно изменять частоту его публикаций, тем самым регулируя размеры его гонорара и стимулируя лучшую организацию его труда
Эффективность руководства редакцией в немалой степени зависит и от использования психологических методов управления. Это предполагает необходимость учета руководителем особенностей характера и психологии его подчиненного. Обычно для редакции характерна разносоставность ее коллектива. Общим для людей является стремление к творческому труду и к поддержанию известности и авторитета издания, в редакции которого они работают. Каждый из них стремится найти в ее коллективе свое место – и помочь ему найти это место есть одна из целей руководителя редакции.
Психологические аспекты управления редакц. Коллективом:
социальные (путевки, подарки детям, стимулирование)
соц.пакт(отпуск, труд неделя, гонорары, декретн., время на обед)
оснащенность рабочего места
система санкций
проведение тренингов, курсов повышения квалификации
возмещение командировочных, оплата ГСМ
правовая защищенность
Важнейшее значение для обеспечения оптимальной организации труда в редакции имеют организационные (административные) методы управления. К ним относятся: моделирование периодического издания и работы его редакции, планирование ее деятельности, координирование, нормирование труда работников и учет его результатов, стимулирование, контроль и проверка исполнения.
Направления функционирования редакции. Системность, ритмичность и цикличность определяют характер функционирования редакционного коллектива. Сама же его деятельность развертывается на нескольких важнейших направлениях – от сбора информации до выпуска периодического издания, содержащего переработанную информацию, и ее представления на рынке.
Перед руководителями редакции встает задача обеспечения непрерывного притока информации из всех возможных ее источников. Характер этой информации зависит от типа издания и особенностей его целевой аудитории.
Моделирование и планирование работы редакции. Разработка модели – структуры редакции, ее работы, самого периодического издания – газеты, программы, информационного бюллетеня – и процесса его выпуска – одна из предпосылок успеха в конкурентной борьбе после его выхода на рынок. Моделирование требует времени, сил, высокого профессионализма специалистов, которые этим занимаются, и определенных расходов – оплаты их труда. Но без модели издания и работы его редакции она не имеет шансов удержаться в избранной ею информационной нише.
Разработав модель издания, учитывающую его тип, особенности целевой аудитории, регион распространения и другие характеристики, руководители редакции могут в соответствии с нею организовать работу коллектива. Модель позволит им сократить время, силы и расходы, связанные с подготовкой и выпуском издания. Первая и важнейшая ее часть – содержательно-тематическая модель – определит главные тематические направления публикаций издания, структуру и особенности его содержания. Она поможет установить системы жанров и рубрик его материалов. Вторая часть – композиционная модель издания – облегчит распределение его материалов во времени: по номерам недели или по дням и часам выхода программы в эфир, и в пространстве – по страницам номера газеты или журнала. Наконец, третья часть – графическая модель – даст основу для формирования постоянного внешнего «лица» издания. Хорошо разработанная модель издания и работы редакции облегчает планирование ее деятельности.
В редакционном планировании в нынешнее время произошли серьезные изменения. Если раньше можно было планировать на пятилетку в связи с долгосрочными планами партии и правительства, то сегодня на первое место вышла срочная, оперативная информация.
Журналисты становятся более мобильными, много работают за компьютером. Однако имеются тенденции уменьшения серьезных аналитических материалов...Изменился проблемный материал. Уменьшилась разносторонность публикаций. В редакциях больше всего используется план очередного номера и недельный план номеров. Господство на полосах заметок, интервью, отчетов, корреспонденций - жанров оперативной информации - неблагоприятно сказалось на масштабности и глубине анализа событий и ситуаций, о которых сообщают газеты.
Однако применение сетевого графика послужило прочной основой для выпуска газет на несколько недель вперед.
Сетевой график - это старая форма планирования самых разных газет, это график, который представляет собой сетку, на верху которой указывают даты и дни выхода номеров газеты, сбоку - полосы номера и тематические рубрики. В квадратах, образуемых сеткой, условными знаками обозначают отделы редакции, журналистов, объем материалов, жанры и пр. Оперативная информация занимает все большую площадь газетного номера; планируя, необходимо учесть, что сетевой график дает оптимальные результаты, если покрывает не более 50-60% площади газетного номера, остальная ее часть используется для незапланированной оперативной информации и аналитико-проблемных публикаций, отобранных в результате творческого "конкурса" материалов, представленных отделами или журналистами редакции.
- 1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. Сми и информационное общество.
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- Различные концепции свободы печати
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Актуальные проблемы построения в россии информационного общества
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 23.Службы паблик рилейшнз в сфере сми: сущность, функции, методы организации.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30.Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 40.Система современного российского законодательства о сми. Закон рф о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- Центр экстремальной журналистики создан 1 февраля 2000 года как правозащитная структура Союза журналистов России. Основными направлениями деятельности Центра являются:
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте рф
- 47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Кодексы профессиональной этики журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- Особенности книжной и разговорной речи
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- Критерии оценки правильности речи
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине хуш века.
- 67.Журналистика первой четверти х1х века.
- 68. Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69. Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.
- 71.Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1х века.
- 72 .Журналистика 70-ых гг. Х1х века. Народничество и печать.
- 41. Журнал «Дело». Н.В, Шелгунов как главный публицист журнала.
- 42. Нелегальная печать революционного народничества 1870-х годов.
- 43. «Русское богатство». Публицистика в.Г. Короленко.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 78. Журналистика во второй половине 20-30-х гг. Хх в. В условиях становления сталинского тоталитарного режима.
- 79.Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 90.Современные зарубежные теории сми
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- Британские магнаты
- 93.История становления и современные сми франции
- Телевидение и радио
- 97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы