62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
Объектом ЛР является тхт. Тхт – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью объективированное в виде письменного док-та, литературно обработанное в соответствии с типом этого док-та, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц, объед-ых разными типами лексической, грамм., логич., стилитсит. Связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку (определ. Гальперина)
Тхт хар-ся: целостность (авторский замысел, структурно-смысловая орг-ция сообщения); связность (содержат.зависимости предоложений др.за др.); отражение акта коммуникации (тхт явл. превращенной формой общения).
Современ.подход к тхту, в частн.к тхту СМИ – медиа-тхту (с позиций не только лингвистики, но и культуры), расширяет трактовку понятия тхт.
Тхт как феномен культуры, кроме коммуникат.f-ции, выполняет еще ряд др.:
-f смыслообразования (создание нового содержания за счет оригинального использ-я языка как знака => автор надеется, что читль поймет его «игру» в тхте – инерпретационные возможности тхта; тхт приобретает интерактивность: перестает быть посредником, становится самост.собеседником).
-f связи с другими культур.тхтами («память культуры» - Лотман – проявл.в том, что тхту, как феномену культуры, предшествует другой культурный тхт).
(Консультация)
Журналистский тхт документальный (в основе лежат реальные факты).
Содержание этого тхта мы должны оценивать в свете целой группы норм. Напр., правовые нормы (о защите чести и достоинства личности и ст.50 Закона о СМИ – о скрытой записи). В тхте, в соответствии с законодательством, соблюдаются различные тайны (банковская, коммерческая, врачебная, но не госуд.).
Тхт должен соответствовать высказываниям реальной действительности (фактическая корректура).
Виды редактирования. Виды редакторского чтения. Виды и операции правки.
Процесс редактирования рукописи охватывает сложный комлех ??, связанных с содержанием и формой произведения. Для редактирования любого тхта базовым является принцип сохранения единства формы и содержания.
Работу редактора над сод-ем рукописи наз-ют политическим и научным редакт-ем, а работу над формой рукописи (язык, стиль, композиция, жанр) – лит.редактированием.
Полит.ред-е касается оценки выступлений масс.коммун-ции с т.зр. соответствия выдвигаемых в тхте положений основным положениям политики гос-ва. Зд. нужно опираться на действ.законы, акты, кот.позволяют доказать ошибку. В случае нарушения ред-р и журналист могут понести наказание.
Например, недопустимы сведения, которые порочат честь и достоинство личности. Много примеров в «желтой прессе», в Интернете.
В процессе научного редакт-ия редактор обращает внимание на содержательный аспект тхта: правильность разработки проблемы, точность данных, должностей, ФИО, георг.и др. названий и проч. Фактические ошибки искажают картину мира, которую воссоздают средствами языка журналисты в своих тхтах, снижают доверие к слову, в целом – к данной газете.
Пример. «…столбик ртутного термометра падал в иные зимние долгие ночи до минус 52-54 градусов….» - отступление от фактической точности из-за незнания журн-том того, что рт.терм. не может показ.низ.t
Пример: «После резкого взлета акций в первой половине марта должно было последовать их падение» - фактич.неточность спровоцирована порядком слов, кот.дезориентирует читля в установлении верных связей между явлениями.
Лит.ред-ие предполагает, что в процессе подготовки мтрла к публикации главное внимание будет обращено на форму изложения, на соответствие изложения основным требованиям, предъявляемым к тхту в той сфере, в которой происходит общение, на жанровый макет тхта, его композицию, язык и стиль.
Пример: «Нас заинтересовала дислокация киосков с хлебом…» - дислокация как воен.термин. Сл.употреблено в нейтральной речи, поэтому оно нарушает стилистическую однородность тхта.
Выделение 3х видов ред-я условно. На практике они предст.собой единый творч.процесс. Это ед-во вытекает из требования неразрывности формы и содержания. Это есть преимущественно вопрос соответствия языковых и стилистических средств, использ-х автором, теме материала, его содержанию, жанру.
Нужно отыскивать способы «наполнения» мало знакомых или совсем не знакомых, но важных для передачи осн-х черт события слов, доступной для читля информацией.
Пример: употребл.иностр.слова, не ассимилированного в русском языке и без комментария в тхте-недопустимо.
Процессу правки тхта предшествует редакторский анализ тхта. В основе этого анализа особое чтение тхта редактором. Это неск.видов чтения:
Ознакомительное чтение. В ходе его ред.знакомится с содерж.тхта, пытается осмыслить его идею тему, уловить авторскую манеру изложения, определить жанровую специфику, его соответствие задачам редакции/изд-ва. Это быстрое чт-е, скольжение по тхту. В то же время ред-р «схватывает», какая справ.лит-ра может понадобиться для работы с этим тхтом, чтобы сверить лексику, даты, цифры, написание ФИО.
Углубленное чтение. Предполагает внимание к слову, к знакам препинания, к словосочетанию, предложению, фразе, к способам «графического» решения тхта. Постижение смысла прочитанного начинается с внешних форм и заканчивается включением механизма смыслового контроля по линии слово-словосочет.-предложение-абзац-раздел. Ред-р, словно зритель фильма, «переключает» внимание с кадра на фон. Он должен уметь воспринимать тхт не как информацию, но как реальность. Для этого надо последовательно вникать в тхт, мысленно представлять детали события. Надо постоянно ставить ?: «А это деств-но так?». Итогом УЧ становится система замечаний к тхту – критика тхта.
Шлифовочное чтение – это контрольное, избирательное чт-е. обычно ред-р, определив специфику тхта (ех. насыщенность цифрами) или характер типичных для автора ошибок (ех.ошибка при введении деепр.оборота), перечитывает тхт под разными углами зрения, ставя при каждом повторном чтении определенную задачу. ШЧ – это просмотр тхта с определенной целью, под опр.углом зрения.
В ходе редактор-го чт-я ред-р опирается и на свои знания и чутье, на интуицию. Однако основанием для исправления тхта может быть только доказ-во ошибки, т.е. ее точная квалификация. Верное установление типа ошибки определяет и дальнейшую стратегию работы с тхтом – его правку.
Задачи правки:
установить погрешности, обнаруженные в ходе редакторского анализа, но сохранившиеся после доработки рукописи автором;
придать мтрлу наиболее ясное звучание;
добиться четкости формулировок отдельных положений;
устранить погрешности композиции, языка и стиля;
провести редакционно-техническую обработку рукописи (трудно чит.слова отм.на полях)
Процессу исправления рукописи предшествуют этапы восприятия тхта (ред.чт-е), его критика (обоснование отмеченных дефектов). Только после этого вносятся коррективы. В практике лит.реда. обычно различают первоначальное восприятие тхта (непроизвольно) и окончательное восприятие тхта (опора на здравый смысл). Принято считать, что основой для правки тхта является первоначальное восприятие тхта, когда редактор еще занимает позицию обычного читля.
Правка тхта – средство реализации творческих возможностей ред-ра. При этом, установив степень вмешательства в авторский тхт в процессе его анализа, ред-р определяет вид правки, необходимый для подготовки оригинала/рукописи к публикации. Это может быть:
правка-вычитка. Быв.2х типов: а) корректорская вычитка, цель которой – подготовка тхта к публикации; б) вычитка как самостоятельный вид редакторской деятельности – чт-е тхта насквозь. Вычитчик проверяет композицию и жанр, стиль, даты, ФИО, цифры. Тот, кто вычитывает тхт, обчно не правит его, он лишь ставит вопросы для ред-ра.
правка – сокращение. Это уже активное вмешательство в тхт. Этот вид правки применяется в двух случаях: а) если необх-мо уменьшить хороший тхт; б) если необходимо снять дефекты материала (слишком длинная предыстория вопроса или, доказывая свою мысль, автор приводит однотипные примеры). Цель такой правки – сжать изложение и при том увеличить доходчивость мтрла. Сокращения можно производить частями, можно применять и внутитхтовые сокращения, убирая обособленные обороты, заменяя повторные развернутые наименования аббревиатурами. Применение внутритхтовых сокращений связано с обязательной обработкой стыков, так как часто приходится менять число у глагола или сущ-го, если сокращается ряд однородных членов предложения, которые к ним относились, заменять слова в главном предложении, если сокращается придаточное и т.п.
правка-обработка. Примен-ся чаще всего. Цель – подготовка окончательно варианта. Она предполагает замену слов с целью исправления фактических, логич., лексико-стилистическ., синтакс. ошибок, перестановку частей тхта в процессе редактирования композиции и жанра мтрла. Важно ,что при этом нельзя править стиль автора и манеру его излоения. В ходе 3 прменяются элементы 1 и 2. Этому виду правки подвергается только тот тхт, в содержании которого нет серьезных нарушений, ех, очевидных противоречий между компонентами авторской коцепции.
правка-переделка. Если в тхте обнаружены концептуальные дефекты, если отдельные высказывания вызывают сомнения, если факты не соответ.реальному положению дел. По сути, это создание нового варианта тхта. Нужно понимать, что это не переписывание тхта, это создание рабочей рецензии на тхт.
При проведение правки ред-р польз-ся след.операциями: выкидки, вставки, замены поправки. За каждой закреплен знак (знак правки).
Система редактирования журналист-го тхта строится на принципах:
редактирование смысловой структуры тхта (концепт. и иллюстрат.)
Понимание ред-ом содержания целого тхта и оценка таких его признаков, как целостность и связность. Ред-р д.понять, что хотел сказать автор, и отвечает ли данный тхт замыслу автора.
Понять тхт – понять, Что стало темой мтрла, Что сообщается в теме, Что становится основой аргументации, соответ.ли она концепции автора, Какие Выводы делает автор.
Создана оригинальная методика по выделению в тхте смысловой структуры (членение содержания на «информац.-смысловые блоки», исходя из степени их значимости). Это своеобразный логический каркас, кот.показывет направление развития темы, опред-ет соотношение между аналит-ми, событ-ми, описат-ми компонентами тхта. Основана на подходе к тхту как к некоторой системе элементов, функционально объед-х в целое общей концепцией. Эта концепция может и не иметь словесного выражения, но она м.б. сформулирована ред-м, читлем. Если авторской концепции нет, или она не ясна, то тхт признает дефектным.
Компоненты смысловой структуры:
В основе тхта лежит основная мысль (ОМ). ОМ формул-ся двусост.предл-ем и состоит из темы (то, о чем гов-ся) и ее признака (то, что гов-ся об этой теме). Остальные компоненты обоснов-ют , конкрет-ют осн.мысль (происх.за счет сообщения новой информации о признаке ОМ). Т.о., выстраивается цепочка – система констатирующих тезисов (КТ) – скрепляет содерж-е и «продвигающая» его (последоват., связность изложения). Каждый из тезисов тоже может получать разъяснение – система развивающих тезисов (РТ). Итог авторских размышлений выражает аналитическая оценка ситуации (АО) – содержит оценочные компоненты по поводу изложенного в тхте.
Система КТ, РТ и АО представляют КОНЦЕПТУАЛЬНУЮ ЧАСТЬ ТХТ.
Кроме основных элементов общего содержания, в тхте возможно (а для медиа-тхтов обязат.) наличие второстепенных элементов содержания – ИЛЛЮСТРАЦИЙ (ИЛ) к КТ и РТ. Это фактические данные, обосновыв-щие истинность концепции, ее документальную основу (описание места, цифры, ФИО, цитаты, наименования учрежд.,т.д.). Фон – факультативн.компонент (мтрл ассоциативного плана, очень субъективный, объяснт., что побудило автора обратиться к этой теме).
Заполнение смысл. структуры Т и ИЛ зависит от жанрового решения мтрла: в инф.заметке – 1-2 тезиса и ИЛ к ним, в статье – система КТ и РТ.
Элементы смысл.стр-ры м.б. прямо выражены (эксплицит.способ выражения) или уведены в подтхт (имплицит.).
редактирование композиции.
Жанровый рисунок обычно обнаруживает связь с композицией – способом организации частей тхта. Для тхтов масс.коммун-ции важно выделение таких составляющих композиции, как:
содержательно-смысловые элементы (речь идет о событии, образ героя и авторской концепции) и
объемно-прагматические элементы (речь идет о сильных позициях тхта: заголовок, подзаглк, рубрика, внутритхтовые подзгки, зачин, концовка, эпиграф.
Эти части композиции (об.-прагм.элементы) наз. категориями актуализации – они актуализируют содержательные составляющие тхта: автор.концепцию, определенные черты образа героя или фрагменты события.
Заглавие – опред.ход событий; в лингвист.плане явл-ся именем тхта, выдел.тхт среди остальных. Работа с з., ред-р должен опред.его f в тхте (ех. в науч.лит-ре загол. м.б. повторен в 1й строке, а в газ.-публицист. – такой повтор м.б. только концептуальным).
Подзаголовки – м.б. предваряющими тхт (обычно один) и внутритхтовыми (м.б. много). Ред-р следит, чтобы подзаг-ки показывали ход событий.
Отбивки – вычленяют части без заголовков (способ выразительной подачи мтрла).
Начала (зачины )– сигнальная f, ввод системы координат (время, простр-во) и концовки – вывод, прогноз либо оставляет вопрос неразрешен. (т.е. они м.б. нейтр. и экспресс.).
Эпиграф – выполняет предтхтовую f, носит универс.,общетхтовый хар-р.
Работая с авторским мтлом, ред-р опред-т хар-р размещения этих элементов (ех. можно располагать факты биографии по порядку, а можно ввести приемы ретроспекций).
Редактирование тхтов МК предполагает знание редактором жанровой палитры журн-ки. К жанрообразующим признакам относятся: предмет, цель и метод отображения. Тертычный обозначает совокупность этих факторов понятием тип отражения дейсвительности (ТОД). Для журн-ки характ-ны три ТОД: фактографический (эмпирический), исследовательский (теоретический) и художественно-исследовательский. Представление об этих типах отображения позволяет говорить о трех осн.группах журналист.тхтов: информац-х (заметка, корреспонд., репортаж, обзор, интервью), аналитических или исследовательских (статья, коммент, рец.) и худож.-исследоват.. (очерк, эссе, фельетон, памфлет). Каждый жанр облад.своими жанрообраз.признаками и ориентир-ся на определенные способы изложения, т.е. отбирает предпочтительные для себя функционально-смысловые типы речи (пов., опис., рассужд.).
- 1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. Сми и информационное общество.
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- Различные концепции свободы печати
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Актуальные проблемы построения в россии информационного общества
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 23.Службы паблик рилейшнз в сфере сми: сущность, функции, методы организации.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30.Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 40.Система современного российского законодательства о сми. Закон рф о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- Центр экстремальной журналистики создан 1 февраля 2000 года как правозащитная структура Союза журналистов России. Основными направлениями деятельности Центра являются:
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте рф
- 47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Кодексы профессиональной этики журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- Особенности книжной и разговорной речи
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- Критерии оценки правильности речи
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине хуш века.
- 67.Журналистика первой четверти х1х века.
- 68. Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69. Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.
- 71.Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1х века.
- 72 .Журналистика 70-ых гг. Х1х века. Народничество и печать.
- 41. Журнал «Дело». Н.В, Шелгунов как главный публицист журнала.
- 42. Нелегальная печать революционного народничества 1870-х годов.
- 43. «Русское богатство». Публицистика в.Г. Короленко.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 78. Журналистика во второй половине 20-30-х гг. Хх в. В условиях становления сталинского тоталитарного режима.
- 79.Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 90.Современные зарубежные теории сми
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- Британские магнаты
- 93.История становления и современные сми франции
- Телевидение и радио
- 97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы