30.Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые.
Успех в любой работе, в том числе журналистской, зависит от способностей – индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют качественный уровень продукции. Они обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности и не сводятся только к знаниям, умениям и навыкам.
Основными для журналиста издавна считались литературные способности. Недавние социологические опросы подтвердили, что они по-прежнему входят в перечень основных критериев журналистского мастерства. Действительно, отношение аудитории к тексту, а следовательно к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспондента. Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его – важнейшие составляющие профессионализма. Совершенное владение словом для журналиста обязательно. Особенно сегодня, когда в нашу речь вторгается поток иноязычной лексики, когда она засоряется сленговыми и инвективными элементами, что вынуждает лингвистов говорить о феномене «антиграмотности».
Закономерно предположение о том, что для современного журналиста могут стать обязательными обще- и частно-риторический оптимум и минимум, иначе говоря, программа овладения навыками речевой культуры. Специалисты предлагают ввести строгую процедуру тестирования журналистов, чтобы оценить уровень их языковой подготовленности. Немаловажно и изучение работниками СМИ основ неориторики, расширяющей возможности «горизонтального», диалогического общения. Все это, с одной стороны, свидетельствует о преемственности в информационно-коммуникационных процессах, с другой подчеркивает «открытость» системы способностей, их неотделимость от обучения, от нацеленности личности на достижение высот в избранной сфере деятельности.
Несмотря на то, что в глазах журналистов дар слова остается одним из самых необходимых для профессионала, ни у теоретиков, ни у практиков нет единого мнения о том, что же все-таки самое главное в системе способностей. Во всем их многообразном комплексе выделяются базисные характеристики (интеллект, эмоциональность, воля), социальные (способность к труду, творчеству, личностному развитию), профессиональные (познавательные, проективные и коммуникативные). Помимо того современному работнику СМИ присущи исследовательские, актерские, режиссерские, коммуникативные, организаторские и коммерческие задатки.
Основой способностей служит интеллект, обусловливающий усвоение журналистом знаний и опыта, их сохранение, использование в практике. В кризисных ситуациях, когда в обществе обостряется столкновение экономических и политических сил, особая надежда возлагается на активность интеллектуальных возможностей, поскольку они внутренне не ограничены. Интеллект включает в себя внимание – своеобразную настройку человека на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач, воображение – способность создавать новые образы в ходе отражения действительности, память – вид психического отражения действительности, предполагающий закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, мышление – высшую форму творческого проявления личности.
Тема, которая интересна самому автору, будет вызывать не меньший интерес и у аудитории. Это, конечно же, мое сугубо личное мнение, но как показывает практика, данный факт немаловажен в производстве журналистских текстов. По крайней мере, в редакции газеты «Республика Татарстан». Да и вообще, если журналисту не нравится тема, он считает редакционное задание не совсем «своим», то и произведение его бывает менее захватывающим. Встречаются, правда, люди, которые с успехом выходят и из таких ситуаций, но это уже скорее исключение. Что касается самих материалов, то посвящены они, в основном, различным спортивным событиям, которые проходят в городе. Материалы я пишу либо сразу по окончании события, либо во время какого-нибудь матча (так называемый «режим онлайн»). Естественно, что в редакцию я передаю текст на следующее утро после окончания планерки. А так как газета выходит не ежедневно (вторник, четверг, пятница и суббота), то и степень оперативности материала несколько снижается в отличие, например, от изданий, специализирующихся по данной тематике. Еще одна особенность – я работаю, в основном, в жанре информационной заметки. Дело в том, что данное издание на спорт отводит лишь одну полосу, поэтому и материалы не слишком объемные. Правда, иногда есть и жанр репортажа. Но такие материалы бывают только при очень значимых событиях, которые должны привлечь внимание масс. Несколько материалов написаны в соавторстве, но рассматривать подробно мы их не будем. Я считаю, что собственные тексты имеют достаточно высокую степень аналитики, поскольку я стремлюсь к этому осознанно. Хотя, наверное, иногда слишком углубляюсь в аналитику, что мне подсказывают в коллективе. Естественно, таких ошибок в дальнейшем стараюсь избегать.
Существенными признаками для определения аналитичности материала я считаю:
- глубокое знание темы, предмета исследования
- логическая последовательность в расстановке приоритетов исследования
- способность прогнозировать будущие выступления по данной теме
- объективная оценка с точки зрения журналиста
- изложение сути проблемы, своего мнения
В общем-то, особость материала как текста журналистского при непосредственном создании журналистского произведения является основным требованием в современной периодической печати. По крайней мере, необходимо точно представлять себе, какой именно текст должен получиться, о чем и как сказать аудитории. Этот процесс неизбежен и должен осуществляться еще до написания самого материала. Да и смотреть на события и факты нужно глазами человека независящего. Нельзя поддерживать или не поддерживать какую-то оценку, либо мнение другого, пусть даже очень влиятельного человека. Хотя здесь есть некоторые исключения, но касаются они, в первую очередь, отдельных авторов и отдельных материалов. Например, заказные и проплаченные статьи. Что касается материала, то нельзя забывать, что предназначены они не для редактора, а для широкой аудитории. И на любую твою неточность в статье общественность может и, скорее всего, отреагирует. Поэтому и источники информации в информационном поле должны быть надежными. Но проверить информацию все же необходимо, ведь на уровне широких масс ошибка фактическая может вызвать широкий резонанс.
«Красивость» и гармоничность текста уже целиком и полностью зависит от автора данного материала, от его взглядов, мастерства и умения выражать свои мысли на доступном, приятном и красивом языке. Это как раз то, чего не хватает многим журналистам сейчас. Иногда и у меня бывают затруднения, обусловленные отсутствием каких-то фактов, которые бы помогли сделать текст лучше. Но об умении писать журналист должен узнавать из читательских откликов, из рейтингов. Рейтинг статей в Интернете на сайте каждой газеты помогает и определяет лучшего журналиста. Гармоничность текста зависит и от грамотной и аккуратной работы всего редакционного коллектива: начиная редактором и заканчивая верстальщиком или корректором. Кстати, наличие в материале всевозможных «украшений» (речь идет о выразительно-изобразительных средствах языка) еще не является гарантом того, что статья в готовом виде будет действительно красивой и гармоничной. В собственном творчестве, могу с уверенностью сказать, вышеупомянутые «украшения» использую в довольно ограниченном количестве. Хотя и стараюсь найти какие-то свои пути, но избегать различных журналистских штампов бывает очень сложно. К сожалению, это встречалось на первых этапах моей журналисткой деятельности достаточно часто. Сейчас, приобретая практические навыки, опыт и постоянную тему можно уже говорить о профессиональном росте. Хотя до вершины Олимпа еще далеко. Самый главный элемент «красивости» – общественное мнение, без которого ни один, пусть даже самый хороший и замечательный материал не будет востребован на рынке печати.
Культурообразующий элемент любого творчества, по моему мнению, должен опираться, в первую очередь, на великолепное знание русского литературного языка. Конечно, я не говорю о том, что газетная статья должна быть написана исключительно таким языком или научным, либо официально-деловым стилем. Культура в печати, прежде всего, разумный баланс между просторечными, доступными, разговорными словами и вышеуказанным стилем изложения материала. В своем творчестве культуру вижу в следовании определенной газетной линии, стилю газеты. Ведь ни для кого не секрет, что каждое СМИ предъявляет собственные требования к своим корреспондентам. Этот стиль и является культурной традицией, культурным наследием данной редакции. Я стараюсь также придерживаться стиля «Республики Татарстан».
Оценивать свое собственное творчество действительно очень сложно. Дело даже не в том, что у автора складывается определенная позиция по отношению к своему творению, а здесь просто невозможна объективная оценка. Я, к примеру, вообще не умею сам давать какую бы ни было оценку написанному мной материалу. Нет, конечно, бывают случаи, когда я знаю, что материал удался или наоборот не удался. Но вот при скромном написании и неопределенном отношении к моему произведению других людей эту оценку составить очень сложно. Пусть она хоть положительная, хоть отрицательная. Поэтому и считаю, что такой работой должен заниматься редактор или его заместитель. По крайней мере, тот, кто может повлиять на меня словами, примером. Ведь повлиять на себя самого практически невозможно, это в свое время доказывали еще античные философы.
Посмотреть на текст глазами читателя – это и есть один из главных критериев мастерства. Конечно, при создании публицистического текста я стараюсь оценить его с точки зрения читателя. Но это часто становится и моей ошибкой. Дело в том, что нужно учитывать не только читательские интересы и потребности аудитории, но и выразить собственную мысль. Как уже было сказано выше, нужно равномерно распределить оба эти понятия в тексте, не давая приоритетного направления какому-то одному фактору. Ведь читатели при всей их непредсказуемости все же достаточно предсказуемы. Кроме того, своя собственная цель и анализ события должны влиять на массы, формировать общественное мнение, т.е. выполнять главное назначение журналистики как профессии и науки. Позиционный подход, при котором я или любой другой журналист становится объектом изучения, вполне возможен. Но только в исключительных случаях. Постараюсь объяснить их. Естественно, когда мы знаем человека, видели его, общались с ним, то и его материалы воспринимаются нами как нечто большее, чем просто журналистский текст. Представляя автора, его характер, привычки и особенности мы гораздо точнее понимаем его мысли на страницах газеты. Таким образом, чтобы наиболее полно судить о материалах того или иного журналиста, необходимо познакомиться с ним. Только тогда, на мой взгляд, возможен так называемый «невербальный контакт» через СМИ. Что касается моего творчества, то я не думаю, что есть люди, которые специально и осознанно изучают мои работы. Я не имею в виду родителей и друзей. В собственных журналистских произведениях в той или иной степени преобладают все три позиции. Исследовательская становится главной при сборе информации, обнаружении новых фактов по данному вопросу. Философская позиция играет не последнюю роль при выражении мыслей, при обработке и выборе темы. А бытовая позиция отражается в творчестве каждого журналиста, поскольку она связывается с социально-бытовой проблематикой жизни, с человеческими заботами и потребностями. Общение с людьми – журналистика изначально строится на этом. И здесь не важно, с кем ты общаешься. Важная и нужная информация может поступить от любого. Хотя в определенный момент времени все бывшие знакомые становятся нужными людьми. Из прошлого берется опыт, тот неоценимый опыт, благодаря которому и осознанно, и неосознанно черпается информативная достаточность материала, умение вести себя в абсолютно противоположных ситуациях. Не существует какой-то одной теории или концепции, которой я всецело подчиняюсь. Каждый материал – своего рода новое испытание, новый путь в развитии журналистского мастерства.
31.Система методов журналистского творчества.
Понятие “метод” (с греч. - исследование) понимается теорией журналистики как “форма практического освоения действительности”. Таким образом, метод - это комплекс действий, направленных на решение определенных задач. В данном случае, основная задача - создание журналистского текста на материале полученных сведений. Стадии творческого процесса: получение сведений - осмысление - создание текста.
В одном ряду с термином «метод» стоит другой, производный от него - «методика». Словом «методика» обозначают некоторую сумму способов и приемов, используемых в профессиональной деятельности. Ко многим приемам обращается журналист, собирая материал, скажем для репортажа. Общую совокупность этих приемов как раз и называют методикой работы над материалом, репортажем, например.
Методы журналистской деятельности:
познания,
отражения,
преобразования.
+4) психология индивидуального творчества. К примеру, Оноре де Бальзак имел обыкновение писать по ночам, при свечах, за чашкой кофе.
Методы в журналистике имеют самостоятельное, автономное значение. И тем не менее органически теснейшим образом они связаны между собой.
Методы получения сведений:
Наблюдение (может быть случайным или систематическим, включенным и невключенным)
Общение (интервью, опрос, анкетирование)
Изучение документов
Эксперимент, т.е. способ выявления состояния объекта действительности путем его реакции на экспериментальный фактор (экономический, правовой, психологический, лабораторный и т.д.)
Ни один из методов не является исчерпывающим, необходимо их комбинирование (т.н. “принцип дополнительности”).
Методы осмысления информации:
От явления к сущности
От частного к общему
От причины к следствию
От конкретного к абстрактному
От абстрактного к конкретному и т.д.
Методы порождения текста:
Констатация
Описание
Повествование
Характеристика (выводы журналиста относительно той или иной реалии)
Рассуждение (демонстрирует процесс мыслительной работы журналиста)
Эти методы также применяются в комплексе.
Все эти методы - определенные профессиональные программы, а не абстрактные понятия. Системы методов связаны с переработкой полученного материала. Общение как метод интервьюирования, например. Творческий метод журналистики может быть направлен не только на поиск истины, но и с противоположной целью. Т.е. это не механическая технология, а именно творческий метод.
Традиционные журналистские методы получения сведений ориентированы на выявление тех или иных состояний действительности и представление их главным образом в качественных характеристиках. Журналисту нужна конкретность данных, подтверждаемость их деталями, часто наглядными.
Проработка документов – метод, с помощью которого журналист получает уже имеющиеся в обществе сведения, хранящиеся в многообразных «информационных кладовых». Они могут быть самого разного свойства: от законов и решений властных структур, от фундаментальных положений науки до характеристик и описаний мест, людей, событий.
беседа как метод познавательной деятельности
наблюдение
Анкетирование
эксперимент – методом получения сведений об объекте через выявление реакции на экспериментальный фактор.
Нетрадиционные методы:
1. прогнозирование
Журналист стремится предвидеть динамику развития тех или иных событий. Прогнозирование рассчитано на вероятностное описание возможного и желательного. Но в любом прогнозе присутствует опережающая информация о том или ином социальном явлении.
Основным типы прогнозов:
1. Поисковые - прогнозы отвечают на вопросы: в каком направлении идет развитие? что вероятнее всего произойдет при сохранении существующих тенденций?
2. Нормативные - прогнозирование того, как достичь желаемого на основе заранее определенных норм, идеалов, целей.
А также проектные, организационные, программные, плановые и др прогнозы.
Прогноз можно составить с помощью экспертного опроса - опрос опытных и квалифицированных специалистов
в определ области.
2. Биографический метод - С его помощью собираются различные жизненно-исторические свидетельства, наблюдения и воспоминания очевидцев тех или иных событий, семейно-исторические документы (письма, дневники, семейные записи-описания и т. п.). В силу того, что многие социальные процессы порой недоступны для непосредственного изучения, журналисты обращаются к свидетельствам и рассказам членов различных социальных групп. Благодаря этим свидетельствам журналист воссоздает процессы, которые трудно поддаются наблюдению. Обращаясь к биографическому исследованию, журналист может рассказать об истории становления отдельной личности, показать определяющие моменты профессионального роста человека и т. д.
- 1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. Сми и информационное общество.
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- Различные концепции свободы печати
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Актуальные проблемы построения в россии информационного общества
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 23.Службы паблик рилейшнз в сфере сми: сущность, функции, методы организации.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30.Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 40.Система современного российского законодательства о сми. Закон рф о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- Центр экстремальной журналистики создан 1 февраля 2000 года как правозащитная структура Союза журналистов России. Основными направлениями деятельности Центра являются:
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте рф
- 47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Кодексы профессиональной этики журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- Особенности книжной и разговорной речи
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- Критерии оценки правильности речи
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине хуш века.
- 67.Журналистика первой четверти х1х века.
- 68. Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69. Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.
- 71.Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1х века.
- 72 .Журналистика 70-ых гг. Х1х века. Народничество и печать.
- 41. Журнал «Дело». Н.В, Шелгунов как главный публицист журнала.
- 42. Нелегальная печать революционного народничества 1870-х годов.
- 43. «Русское богатство». Публицистика в.Г. Короленко.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 78. Журналистика во второй половине 20-30-х гг. Хх в. В условиях становления сталинского тоталитарного режима.
- 79.Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 90.Современные зарубежные теории сми
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- Британские магнаты
- 93.История становления и современные сми франции
- Телевидение и радио
- 97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы