logo
ответы к госу-КРАТКОЕ!

54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми

Вопрос изучения аудитории стал актуален во 2-й половине 20 века, толчком чего послужило развитие рекламной индустрии

Аудитория СМИ - Совокупность получателей сообщения, общего для всех ее членов. Аудитория СМИ может представлять собой социальную группу и тогда обладать характеристиками: локализована в пространстве и во времени, имеет внутреннюю структуру и предполагает взаимодействие ее членов. Массовая аудитория обладает несколькими определяющими признаками. Она является:

- массовой;

- анонимной, невидимой;

- рассредоточенной, атомизированной;

- динамичной, меняющейся;

- разноструктурной, разнохарактерной;

- стохастической, вероятностной, спонтанной;

- подверженной ритмологическому, постоянному, хотя и микроскопическому, может быть, но достаточно действенному влиянию квантов постоянно воспроизводящегося информационного потока, информационного дождя, информационного ритмического пульсара.

Журналистика прежде всего воздействует на сознание массовой аудитории, на массовое сознание. Сознание в философии определяется как высший уровень психической активности человека, отражение реальности в форме чувственных и умственных образов, которое предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Таким образом, через сознание объектом журнализма является и поведение человека, групп, социума в целом, материальная, практическая, поведенческая сфера.

Исследователи теории журналистики приходят к выводу, что наиболее адекватным журналистике является общественное мнение, то есть динамичное актуальное состояние общественного сознания по поводу какого-то злободневного вопроса общества. Именно общественное мнение оказывается наиболее адекватным журналистике, ибо оба они:

- оперативны и изменчивы, динамичны – имеют некоторую ритмику возникновения и функционирования;

- стохастичны, вероятностны, нелинейны, неустойчивы;

- связаны с актуальными, злободневными проблемами.

Аудитория как объект исследования изучается обычно в следующих своих характеристиках:

- состав и структура;

- потребление информации (факт обращения к СМИ, регулярность и интенсивность использования, реально выбираемые каналы, издания и т. п.);

- мотивы потребления и представления о функциях СМИ;

- аудиторные потребности и интересы (проблемно-тематические, жанровые стилистические и пр.);

- уровень удовлетворенности СМИ;

- активность во взаимодействии со СМИ (на уровне контактов и реального участия в работе СМИ);

- эффекты воздействия на аудиторию.

Потребности и интересы обусловлены признаками аудитории

Под понятием «потребление СМИ», которое еще можно назвать аудиторным поведением, мы здесь будем понимать частоту чтения газет, теле- радиосмотрения, объем времени, затраченного на СМИ в целом и на отдельные издания и каналы. Кроме того, здесь учитывается реальный выбор аудиторией газет и журналов, теле- и радиопрограмм. То есть это объективные показатели интенсивности взаимодействия со СМИ и реальный выбор аудитории.