logo
ответы к госу-КРАТКОЕ!

63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.

С чего начинать редактирование? Стилисти­ческие ошибки – херня по сравнению с композиционными просчетами. Целостность тек­ста - одна из ведущих его характеристик - во многом зависит от работы редактора над композицией авторского произведения. Совершенствование конструкции бреда, написанного спившимся журналюгой (не задумываясь, стрелял бы в их тупые затылки) - первый этап редактирования. Убедившись в том, что произведение «построено», можно переходить к работе над частностями, к шлифовке языка и сти­ля.

Последо­вательность частей должна быть мотивированной, части - сораз­мерными, а приёмы композиции определяться содержанием и ха­рактером произведения.

Принято различать композицию художественного произведе­ния, в основе которого лежит сюжет, и композицию произведения, не относящегося к литературе художественной, в основе которого лежит план, т. е. поэтический образ в первом случае, логическое построение - во втором. Композиция информационных публика­ций преследует цель - сообщить информацию, точно передать фак­ты, используя для этого выработанные практикой стереотипы пост­роения.

Специфика материалов СМИ выдвигает серию специальных проблем при работе над композицией и делает более жёсткими требования, предъявляемые к построению этих материалов. «Вещь нужно кон­струировать прочно, - писал М. Кольцов, - чтобы, прочитав её, читатель разглядел бы вблизи и увидел, где начало, где конец, как именно этот абзац, который вовсе здесь как будто не нужен, пере­кликается с другим абзацем в конце. Особенно на той короткой площадке, которая даётся обыкновенно для очерка в газете и в журнале. Нужно рассчитать свои силы и сделать какую-то конст­рукцию, которая держалась бы, и прочно держалась».

Точное расположение частей помогает повысить информатив­ность материалов, увеличить их познавательную ценность, эмоци­ональное воздействие, исключает искусственные связки, упроща­ет работу над переходами.

Существуют два типа композиционных приемов — логические и образные.

Приемы, которыми пользуется автор информационных материалов, подчеркнуто нейтральны — факты должны говорить сами за себя. Проявле­ние авторской позиции всегда влечет усложнение композиции. В произведениях аналитических и художественно-публи­цистических жанров мы наблюдаем сложное переплетение логических и образных приемов композиции.

типичные недостатки композиции:

• отход от темы;

• неудачно выбранный принцип расположения частей;

• неоправданное нарушение последовательности изложения;

• несоразмерность частей;

• неудачные композиционные приемы;

• непрочность связей между частями;

• нечёткость композиционных рамок (неудачный заголовок, начало, концовка).

Задача редактора - направить мысль читателя по верному пути, прежде все­го средствами логики помочь ему воспринять новость, сообщае­мую в заметке, точно, адекватно извлечь содержащуюся в тексте информацию.

Схемы построения корот­ких информационных заметок, фиксирующие смысловые отноше­ния между их частями и последовательность этих частей:

  1. Событие уже свершившееся, завершённое. Рассказ о том, как происходило событие. Указания на подробности. Зна­чение события (практический смысл, перспективы)

  2. Событие, уже свершившееся, завершённое. Характерис­тика этого события (описание явления, служащего предме­том заметки). Значение события (практический смысл, перспективы).

  3. Событие, происходящее в определённый момент. Конк­ретизация фактов, описание деталей. Значение события, пер­спективы, перечисление конкретных мер, принимаемых в данный момент.\

Следование этим композиционным схемам способствует пе­редаче информации в её наиболее «чистом» виде. После такого Молибоженке остается только выпучить глаза, сказать «АХУЕТЬ!» и поставить отл.