29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
Творчество – свойство человека чутко улавливать потенциальные смыслы мира и претворять их в реальность с помощью собственного потенциала, особых умений и средств
Авторское творчество – создание собственных материалов
Журналистский текст – это система выразительных средств: вербальных (словесных) и невербальных (оформление)
Журналистский текст, являясь особым видом информационного продукта, в реальности существует как некоторое множество его разновидностей, именуемых жанрами. Как данный факт сказывается на идее конкретно, надо смотреть, когда дело касается жанровых характеристик материалов. Но суть в том, что при всем при этом направляющий, подсказывающий характер идеи выступает как устойчивый признак журналистского текста. Характерная черта идеи журналистского произведения заключается в том, что она выступает как указатель пути к решению проблемы, подсказывает тот тип поведения или то отношение к действительности, благодаря которым адресат информации может чувствовать себя в этой жизни несколько уверенней.
Особенности воздействия журналистского произведения – отсюда же. Вот почему есть основания согласиться с утверждением профессора Е. И. Пронина, что журналистский текст несет в себе особый вид информации – журналистскую информацию
В журналистике поверхностные связи текста, будь это текст радийный, телевизионный или печатный, в значительной степени задаются замыслом субъекта и осуществляются с помощью монтажа. Поэтому монтаж можно рассматривать как средство организации текста, выступающее в виде некоторых правил «стыковки» элементов с точки зрения их последовательности. Эти правила не диктуют конкретных вариантов сочетания в произведении элементарных выразительных средств. Их цель — сориентировать творческий поиск журналиста в области формы как становящейся в ином сущности на максимальное соответствие назначению журналистского текста и ожиданиям аудитории. Потому и оказывается, что вариантов монтажа множество: от простых, как в информационном сообщении, до сложнейших, когда материал предстает в виде последовательности главок или сюжетов, отмеченных и собственными монтажными эффектами. Г.В. Лазутина предлагает следующие правила монтажа журналистского текста:
1 соблюдать четкость предъявления текстовых элементов в их собственных границах.
Каждый текстовый элемент – микросущность, и, чтобы она могла быть адекватно воспринята, ее нужно адекватно выразить.
2 необходимо контролировать, как соотносятся текстовые элементы фактологического слоя информации с текстовыми элементами слоя оценочной информации, соблюдая пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала.
Нарушая это правило, автор рискует впасть в один из двух грехов: он может либо «утонуть» в фактах, не будучи в состоянии вскрыть их смысл, либо «погрязнуть» в беспочвенных оценках, не воспринимаемых аудиторией, поскольку они слабо аргументированы.
3 следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.
Но монтаж – лишь одно из средств организации журналистского текста. Второе, но не менее важное – композиция. Это понятие тоже связано с построением текста, но уже с точки зрения его внутренней логики (недаром иногда композицию называют «внутренней формой» произведения). В ней получают отражение глубинные связи текста. Композиция есть средство организации текста, выступающее как система правил его построения с точки зрения сочетания подтем.
Под журналистским текстом следует понимать сложное и разнохарактерное системное знаковое образование. Журналистский текст – это понятие родовое, предполагающее внутреннее деление, классификацию, основанную на изменении видового признака (таксономическое деление).
Создание текста – акт всегда индивидуальный, глубоко личный и сокровенный. Автор (гораздо реже – авторы) остается один на один с материалом, обдумывает его, подвергает анализу, классифицирует и соответствующим образом излагает. Метод изложения, изначально заданный характер интерпретации материала играют большую типообразующую роль.
Автор может пойти совершенно различными путями. Он может предельно субъективировать формально-содержательные структуры произведения. В этом случае процесс смыслопорождения пойдет затрудненно, в семантическом отношении данная текстовая модель окажется имплицитной – не выраженной прямо, неявной. Текст становится самодовлеющим, уже в нем самом, в манере автора высказываться зиждутся зыбкие, нечеткие и капризные смыслы. Такой вариант текстообразования показывает, что «к тексту можно относиться как к уникальному, порожденному своеобразием личности автора произведению, которое представляет интерес само по себе. В этом случае не то, что “за” текстом, а именно он сам и есть “подлинная” реальность». Читателю бывает порой сложно понять такой текст и соответствующим образом его воспринять.
Печатная продукция, и прежде всего, разумеется, газетно-журнальная периодика, обращена к широким читательским кругам, и поэтому при разработке ее текстовой модели следует использовать понятные и общеупотребительные стилеобразующие средства, избегать искусственно усложненных вариантов сюжетопостроения и фабульного хода. Незыблемое правило журналистики – добиться такого уровня четкости и конкретности материала, который был бы в состоянии обеспечить адекватную передачу сообщения, то есть без искажения идеи, без семантических и психоэстетических деформаций, без потери даже самых незначительных оценочных нюансов. Конечно, создание журналистского текста – процесс творческий, большую роль играет авторское видение и понимание проблемы, его суждения и выводы, но безудержное стремление оригинальничать, субъективировать изложение фактов, экспериментировать с лексическим материалом будет явно не к месту. Различные текстовые модели «реализуются в соответствующих типах языка: общепринятом и индивидуальном, авторском. Первый – это язык повседневной коммуникации, средств массовой информации, публицистики; второй – язык оригинальных, только данному автору свойственных стилистических средств».
Даже действуя в профессионально ограниченном текстовом пространстве, журналист имеет возможность создавать яркие, самобытные произведения. Но положительный результат будет достигнут только в том случае, если автор сполна и, главное, творчески использует имеющийся потенциал текстообразования, выберет верное направление в моделировании материала. Ведь уже на стадии первоначальной обработки эмпирических данных автор на дискурсивной или, наоборот, интуитивной основе пытается определить общие ориентиры изложения материала, подобрать подходящую видовую модель текстообразования.
Практически на всех этапах текстотворчества журналист оперирует группами знаков, зафиксированных в тех или иных формах. Структурируя, он создает из них развернутые комплексы, которые обретают дополнительное значение. Мы наблюдаем удивительное и таинственное явление: знаки, как правило, хорошо знакомые и чуть ли не заурядные, вследствие интеграции, объединяясь под влиянием авторской воли, наполняются новым, порой очень самобытным и ярким содержанием, реализуют богатейший и уникальный информационный потенциал. Произведение является журналистским, если оно выполнено как текст, рассчитанный на активное использование в коммуникативной деятельности, и представляет собой систему в том значении, которое возникает при подходе к тексту как информационному продукту, воплощенному в знаках. Осуществляется диалектически сложный процесс построения взаимосвязанных содержательных и формальных структур на всех уровнях, начиная с элементарного и кончая высшим, когда произведение осознается как целостность.
Что характерно для журналистского текста: 1. честность. 2. объективность 3. достоверность. 4. аналитичность. 5. новизна. 6. своевременность. 7. информативность. 8. структурированность. 9. жанровое разнообразие
Что характерно для авторского творчества: 1. Субъективизм. 2. Эмоциональность. 3. "продажность". 4. наличие непроверенной инф-ии, ложных сведений. 5. несоблюдение этических норм. 6. склонность к одному жанру 7. аналитичность. 8. логические ошибки, нарушение логических законов.
В идеале – сочетаемость. На практике – ее отсутсвие. Журналистская информация имеет характерные особенности. Во-первых, это, как правило, новость. Поиск нового во всех сферах общественной жизни – в политике, экономике, науке, культуре, спорте – главное для журналиста. Впрочем, журналистика не замыкается в социальной тематике, хотя и отдает ей предпочтение. Малоизученные явления природы, открытия на земле, в небесах, в Мировом океане и космосе, в макромире и микромире, в поведении людей и животных – безграничный духовный и материальный мир, нас окружающий, ежечасно преподносит множество сюрпризов, которые журналисты должны зафиксировать и сообщить о них своей аудитории. Во-вторых, журналистская информация должна быть оригинальной. Когда пресса изо дня в день твердит одно и то же, аудитория утрачивает интерес и к информации, и к ее источнику. Общественная значимость делает информацию интересной, причем в достаточно значительной части аудитории. В-третьих, журналистская информация должна быть полезной. К сожалению, нередко работники СМИ в погоне за сенсационностью забывают об этом. Хрестоматийный пример: собака укусила человека – это не сенсация; сенсация – если человек укусил собаку. Однако во второй части данного парадокса речь идет о клиническом случае, представляющем интерес разве для психиатров; общество же в целом вряд ли извлечет сколько-нибудь полезную информацию из такого сообщения. Разумеется, пресса имеет право на занимательную информацию, но это маргинальные (находящиеся в стороне от основного содержания, на обочине, буквально – на полях печатного издания) новости. Не случайно, материалы такого рода публикуются обычно под рубриками “В конце номера”, “Заметки на полях”, “Забавная смесь” и т.д. Таким образом, предметом журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии. Журналист выступает субъектом, а массовая аудитория становится объектом, на который направлена деятельность журналиста. Понятно, что речь здесь идет об опосредованном воздействии. На аудиторию оказывают влияние различные журналистские произведения – заметки, репортажи, радио- и телепрограммы, фильмы, – являющиеся конечным результатом журналистского труда. Распространяются эти произведения при помощи разнообразных каналов информации: газет, радиостанций, телестудий. Каждый из этих каналов обладает достаточно сложной материально-технической базой: типографиями, электронной техникой от компьютеров до спутников связи. Разумеется, каждое средство массовой информации – большой коллектив, требующий особой организации работы, умелого управления, руководства. Условно назовем реально существующий многосложный механизм организации деятельности, управления средствами массовой информации распространенным в теории журналистики термином “издатель”. В этом случае графическая схема взаимосвязей в системе СМИ будет выглядеть так:
- 1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. Сми и информационное общество.
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- Различные концепции свободы печати
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Актуальные проблемы построения в россии информационного общества
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 23.Службы паблик рилейшнз в сфере сми: сущность, функции, методы организации.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30.Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 40.Система современного российского законодательства о сми. Закон рф о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- Центр экстремальной журналистики создан 1 февраля 2000 года как правозащитная структура Союза журналистов России. Основными направлениями деятельности Центра являются:
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте рф
- 47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Кодексы профессиональной этики журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- Особенности книжной и разговорной речи
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- Критерии оценки правильности речи
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине хуш века.
- 67.Журналистика первой четверти х1х века.
- 68. Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69. Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.
- 71.Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1х века.
- 72 .Журналистика 70-ых гг. Х1х века. Народничество и печать.
- 41. Журнал «Дело». Н.В, Шелгунов как главный публицист журнала.
- 42. Нелегальная печать революционного народничества 1870-х годов.
- 43. «Русское богатство». Публицистика в.Г. Короленко.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 78. Журналистика во второй половине 20-30-х гг. Хх в. В условиях становления сталинского тоталитарного режима.
- 79.Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 90.Современные зарубежные теории сми
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- Британские магнаты
- 93.История становления и современные сми франции
- Телевидение и радио
- 97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы