32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом Содержание общения – информация.
Цель общения – различные. Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Процесс общения (коммуникации) состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном
Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:
Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску - тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)
Оптико-кинетические (это то, что человек "прочитывает" на расстоянии - жесты, мимика, пантомимика).
Жест - это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:
коммуникативные (заменяющие речь)
описательные (их смысл понятен только при словах)
жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
Мимика - это движение мышц лица. Пантомимика - совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве. Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)
Экспериментальные исследования показывают, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7 % смысла, 38 %значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты.
Спонтанность и бессознательность невербальных сигналов способны открыть истинные чувства и мысли собеседника. Иногда поза, телодвижения выдают чувства человека и тайные намерения яснее, чем слова. Поскольку проявление невербальных сигналов обусловлено импульсами нашего подсознания, мы доверяем этому языку больше, чем обычному. Часто интуитивно чувствуем, что кто-то говорит неправду. Это значит, что мы увидели разногласие между языком тела и сказанными словами.
В психологии выделяют четыре дистанции общения:
интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).
Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.
Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.
Суть процесса общения заключается в обмене личностными установками, взглядами, впечатлениями, интеллектом, опытом, энергией участников, и «чем больше в процесс коммуникации вовлечены эмоции, память, опыт, интеллект коммуникаторов, тем эффективнее процесс общения». Полноценный процесс межличностного контакта в ситуации, когда журналист работает в режиме интервью, проходит три стадии: а) визуальный контакт; б) обмен информацией; в) взаимодействие, взаимовлияние. Для журналиста и его собеседников этот контакт и все его стадии имеют разную оценку и результативность.
Результат профессионального общения зависит от того, в какой системе – закрытой или открытой – работает журналист со своим собеседником. Открытая система предполагает высокую самооценку позволяющую вести разговор полно, адекватно, уравновешенно, ясно и прямо, причем по правилам таким же открытым, гуманным, современным, обеспечивающим полную свободу любых обсуждений.
Журналист лучше других знает, что людям свойственно играть различные роли. В этом случае ваша задача – распознать, что истинное, а что напускное. Знание журналистом общих закономерностей – ключ к пониманию других. Понимание психологии людей, относящихся к определенному типу, делает процесс общения более легким. Адекватность восприятия другого зависит от многих психологических качеств журналиста.
В процессе журналистского творчества вырабатывается особая эмоциональная природа чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям. Эффективность журналистского труда напрямую зависит от эмпатии – способности сочувствия, эмоционального отклика на переживания другого. В эмпатической способности лежат истоки морального развития личности журналиста, которое является условием профессиональной деятельности.
Существуют различные способы постижения другого человека. Рациональный уровень достигается с помощью системы логического выявления и оценки причины, мотивов и следствия поведения другого человека. Эмоциональное постижение зависит от эмоциональных ассоциаций и идентификации с собеседником. Интуитивный уровень означает предвосхищение самопроявлений человека, их угадывание. Выбор адекватного средства реагирования или воздействия на собеседника зависит от умения на всех уровнях фиксировать особенности другого человека.
Тактика акта общения: содержательный и психологический аспекты
На всем протяжении акта общения журналист мысленно осуществляет контроль над темой, т. е. следит за ее релевантностью: старается не допускать значительных отклонений от генеральной темы, от принятой концепции ведения диалога; следит за причинно-следственными связями информации, которую ему сообщает собеседник. Контролирует полноту получения информации, логику изложения, а также отслеживает ошибки в повествовании, описании, рассуждении, искажение фактов.
Заботясь о содержании беседы, важно придерживаться правил, необходимых для успешного взаимопонимания, которые можно выразить в следующих показателях.
Информированность. Информация должна быть общеизвестна и представлять интерес для публики.
Полнота описания. Необходимо выявлять главное в любой информации.
Тождественность. Информация должна быть понятна и передана в одном контексте.
Детерминизм. При передаче информации нужно сохранять причинно-следственные связи.
Общая память. Обе стороны должны иметь набор общих знаний о мире.
Прогностические способности. Обе стороны должны иметь общие представления о будущем развитии ситуации.
Истинностъ. Все сообщения должны соответствовать реально существующим явлениям.
Релевантность. Сообщение не должно прерываться отклонениями от темы.
Ясность. Сообщение должно быть однозначно и ясно понимаемо.
Мотивированность . Желательно, чтобы передаваемая информация сопровождалась оценкой говорящего и пояснением мотива передачи этой информации.
Компетентность в общении во многом определяет возможности человека в установлении и поддержании контактов, способности адекватного понимания других и себя, прогнозировании поведения и деятельности людей. Без навыков и умений эффективного общения невозможны быстрая ориентация в суждениях и понимании точки зрения партнера, решение коммуникативных задач в процессе совместной деятельности, разрешение проблемных ситуаций.
Интервью
С одной стороны, интервью – информационный жанр журналистики, литературный пересказ беседы с человеком, мнения и взгляды которого интересны широкому кругу читателей. С другой стороны, интервью - метод получения сведений путем общения с людьми. В таком виде интервью (с использованием прямой или косвенной речи, а иногда и без упоминания собеседника) может быть использовано практически в любом жанре журналистики.
Итак, интервью – это беседа, предназначенная для опубликования. Причем изложение фактов и комментарий события ведется не от имени журналиста, как в других жанрах, а от имени человека, которого интервьюируют, он более компетентен, имеет большее отношение к обсуждаемому вопросу, чем журналист.
Самый распространенный вид интервью – диалог. Строится по классической схеме «вопрос-ответ» (при этом вопросы и ответы обычно набираются разными шрифтами). Понятно, что журналист не должен выступать в роли механического поставщика вопросов и регистратора ответов. Часто сложность темы, противоречивость ее толкования требуют столкновения мнений, выяснения спорных вопросов, и бывает полезно сознательно заострить беседу, подтолкнуть собеседника к полемике, к отстаиванию своих интересов, суждений, доказательств.
Интервью-монолог, или рассказ, представляет собой монолитный текст, не расчлененный на вопросы и ответы.
Интервью с читательскими письмами в руках пишется на основе наиболее интересных и распространенных вопросов, пришедших в письмах на адрес редакции. В таком случае принято заранее ознакомить интервьюируемого с письмами и определить тему беседы, а через несколько дней, после того, как он подготовился, уже брать интервью.
Пресс-конференции и брифинги на первый взгляд должны освещаться в форме отчета – ведь это массовые, коллективные мероприятия. Однако, по сути это тоже интервью: журналисты задают вопросы сначала в письменной форме до начала выступления, а затем – устно по ходу мероприятия.
Круглый стол – тоже коллективное интервью, это деловой и заинтересованный разговор между журналистами и приглашенными в редакцию специалистами по тому или иному вопросу.
Анкетирование, устное или письменное (на основе читательской почты), находится на грани коллективного интервью и социологического опроса.
Интервью-зарисовка состоит из беседы и компонентов образной информации. Задача его не только пересказать мнения и суждения человека, но и создать его штриховой портрет. Кроме собственно задавания вопросов, журналист высказывает свое мнение, рассказывает об обстановке и течении беседы, комментирует ее, рисует облик собеседника и т.д.
Во время беседы необходимо психологически настроиться на собеседника, не допускать возникновения так называемых барьеров, и это зависит, прежде всего, от личности журналиста, а также от его коммуникабельности и профессионализма.
Нужно научиться контролировать ход беседы и владеть достаточным количеством приемов, способных стимулировать общение. Вот какие советы дает начинающим интервьюерам патриарх отечественной журналистики Анатолий Аграновский: не молчать при разговоре, не стыдиться незнания, втягивать собеседника в процесс обдумывания, заострять предмет возможного спора. Давать советы, а тем более объяснять, как вести беседу, а затем, как написать интервью, - задача сложная и неблагодарная: слишком многое зависит от конкретных обстоятельств, людей, поворотов каждой беседы.
- 1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. Сми и информационное общество.
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- Различные концепции свободы печати
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Актуальные проблемы построения в россии информационного общества
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 23.Службы паблик рилейшнз в сфере сми: сущность, функции, методы организации.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30.Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 40.Система современного российского законодательства о сми. Закон рф о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- Центр экстремальной журналистики создан 1 февраля 2000 года как правозащитная структура Союза журналистов России. Основными направлениями деятельности Центра являются:
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте рф
- 47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Кодексы профессиональной этики журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- Особенности книжной и разговорной речи
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- Критерии оценки правильности речи
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине хуш века.
- 67.Журналистика первой четверти х1х века.
- 68. Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69. Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.
- 71.Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1х века.
- 72 .Журналистика 70-ых гг. Х1х века. Народничество и печать.
- 41. Журнал «Дело». Н.В, Шелгунов как главный публицист журнала.
- 42. Нелегальная печать революционного народничества 1870-х годов.
- 43. «Русское богатство». Публицистика в.Г. Короленко.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 78. Журналистика во второй половине 20-30-х гг. Хх в. В условиях становления сталинского тоталитарного режима.
- 79.Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 90.Современные зарубежные теории сми
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- Британские магнаты
- 93.История становления и современные сми франции
- Телевидение и радио
- 97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы