84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков
Первые газеты
1609 год считается годом рождения европейской периодики. Первые газеты в Германии, образцы которых донесла до нас история, выходили в Страсбурге и Аугсбурге в 1609 году, а появились они, судя по содержанию сохранившихся номеров, несколько ранее (в одной их номеров страсбургской газеты указывается, что в 1609 году она будет издаваться «по примеру прошлых лет»). Газета, выходившая в Страсбурге, называлась «Ведомость» (Relatio) и рассказывала она о всех выдающихся и достопримечательных событиях, совершавшихся в Верхней и Нижней Германии, во Франции, Италии, Шотландии, Англии, Испании, Венгрии, Польше, Молдавии и Турции за нынешний 1609 год. Все сведения отпечатаны в таком виде, в каком были доставлены». Издавал стразбургский еженедельник типограф Иоганн Каролюс.В том же году в Аугсбурге появилась другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте.
В течение нескольких последующих лет подобные еженедельные издания распространились по всей Европе: в 1610 г. печатный еженедельник начал издаваться в Базеле, в 1615 г. к Базелю присоединились Франкфурт-на-Майне и Вена. В 1616 г. газета появляется в Гамбурге, в 1617-м – в Берлине, в 1618-м в Амстердаме, в 1620-м - в Антверпене, Магдебурге, Нюрнберге, Ростоке, Брауншвейге, Кельне.
Номера составлялись исключительно из корреспонденций их различных участков Европы и дальних земель, которые размещались на полосе совершенно произвольно, без всякой связи. Корреспонденции представляли собой простое изложение фактов без какого-либо анализа или комментария. Авторская позиция проявлялась в исключительно редких случаях. Сухой язык газет Германии 17 столетия, их аполитичность объясняется, с одной стороны, строгой цензурой и, с другой – традицией вести политические дискуссии с помощью памфлетов. Индифферентность первых немецких газет – следствие их функциональной ограниченности, что вполне объяснимо в период становления. Газета не обрела ещё своё истинное лицо. Даже внешне она напоминала книгу, формат страниц равнялся четверти листа. Но в отличие от книг качество печати было более низким. Огромное количество ошибок и опечаток можно объяснить поспешностью, которая требовалась от издателей. Бумага была, как правило, невысокого качества.Первые газеты выходили еженедельно. Ежедневная пресса появилась несколько позже.
Несмотря на отмеченные недостатки, газеты довольно быстро завоевали популярность и получили широкое распространение. В 1616 году Иоганн Мейер приступил к изданию «Еженедельных ведомостей» в Гамбурге. В 1630 году у него появился конкурент, почтмейстер Клейнгауз, хозяин гамбургских «Почтовых известий». В1640 году к ним добавилась «Новая еженедельная Гамбургская газета». И, наконец, в 1673 году была основана самая удачная и популярная гамбургская газета «Курьер», основатель которой Фома фон Виринген сумел использовать опыт не только немецкой журналистики, но и французских, и английских «интеллигентских листков».
К концу 17 столетия газета завоевала Германию. В её пользе и необходимости уже не сомневались. Более того, просвещенные люди подчеркивали особое значение газеты. В 1697 году в Гамбурге вышла книга «О пользе газетного чтения», автор которой писал: «Кто желает вести осмысленный образ жизни, кто желает быть достойным членом общества и принимать участие в его государственной, торговой и гражданской деятельности, тот обязан интересоваться газетами, тот должен их читать, должен запоминать и взвешивать прочитанное, должен уметь применять его на деле». Но дальнейшее развитие журналистики в Германии было приостановлено на долгое время в силу причин экономического и социально-политического порядка. Немецкие газеты долго оставались информационно-коммерческими. Идеологическую, пропагандистскую функцию журналистика в Германии по-настоящему стала выполнять только с приходом в неё К.Маркса и Ф.Энгельса.
Журналистика в Англии началась так же, как и в Германии, с рукописных ведомостей. Но пришли они на остров несколько позже и по происхождению своему были немецкими или голландскими, т.е. это были переводы на английский язык европейских листков новостей, составленных Альдами, Фугерами или какими-то менее известными собирателями и распространителями информации. Печатный станок прибыл в Англию из Германии. Первый английский печатник Уильям Кэкстон учился своему ремеслу в Кёльне в 60-е годы 15 столетия. Там же он купил печатный станок. В Германии Кэкстон стал заниматься размножением рукописных книг и переводами. В 1476 году он вернулся в Англию и основал в Вестминстере типографию.
К концу 16 столетия рукописные листки новостей, называвшиеся в Англии «News», были вытеснены печатными изданиями «Ballada of the News» («Баллады новостей»), их можно считать непосредственными предшественниками английских газет. К сожалению, нельзя увидеть ни один из этих первых печатных сборников новостей, они не сохранились. Но названия некоторых «баллад новостей» говорили о том, что они походят на немецкие «ведомости» и «ярмарочные издания» – «Новости из Фландрии», «Новости из Германии и Голландии», «Ужасные новости из западных частей Англии о пожаре Тивертона» и т.д. К этой же категории изданий относится «Английский Меркурий» («Mercurius Britanicus»), насколько номеров которого сохранились (здесь следует оговориться, что подлинность их вызывает сомнение у историков). «Меркурий выходил в 60-е годы 16 столетия. Он оповещал англичан о событиях внешней и внутренней жизни, в частности, в одном из номеров его сообщается о движении испанской «Непобедимой Армады». В дальнейшем слово «Меркурий» постоянно используется в названиях периодических изданий в Англии.
В начале 17 столетия в Англии появляются печатные издания периодического характера. Одно из них называлось «Еженедельные новости из…» («Weekly News from…»). Оно издавалось в Лондоне Н.Борном и Т.Арчем. Вообще 20-е – 30-е годы 17 века знаменуются активным развитием печатного издательского дела в стране, в том числе и появлением большого количества разного рода «News», выходивших с неустойчивой периодичностью. Государство ставит книгопечатание и журналистику под строгий контроль, превращает этот бизнес в свою монополию. Лицензию на право заниматься производством книг, брошюр, памфлетов и новостей можно было получить из рук монарха. Нужно сказать, что политическая ситуация в Англии и Франции в 1620-х гг. препятствовала развитию независимой периодической печати. Поэтому первые Английские и Французские газеты появились в свободной от цензурных запретов Голландии. В 1620 г. в Амстердаме публиковались еженедельные газеты, тираж которых быстро расходился в Англии и Франции. Эти издания имели коммерческий успех. Период доминирования голландских газет в Англии длился не долго.
В 40-е годы периодичность английских «Меркуриев» (это слово становится практически синонимом слова «вестник») стабилизируется. С1650 по 1660 годы тот же Нидхем издавал «Политический вестник» («Mercurius politicus»). Это издание примечательно тем, что в нем уже помещалась реклама (например, реклама чая).
К середине 60-х годов начинает выходить «Оксфордская газета» (Oxford Gazette»). Она появлялась 2 раза в неделю и по внешнему виду была уже настоящей газетой, во всяком случае версталась как газета (здесь впервые появляется система колонок). Эта газета печаталась в Оксфорде, а затем перепечатывалась в Лондоне для широкой публики. Несколько позже она была переименована в «Лондонскую газету». Любопытно, что газета переводилась на французский язык, т.е. имела международный вариант. Как и все первые газеты, она отличается информативным характером и сухостью языка.
Первая ежедневная газета «Daily Courant» вышла в Лондоне В1702 году. Далее английская журналистика пошла по пути бурного развития газетной индустрии, и сегодня одной из характернейших её черт является большое количество так называемых «массовых» газет с миллионными тиражами.
Французская журналистика с первых своих шагов качественно отличалась как от немецкой, так и от английской периодики своей содержательностью. Один из историков печати 19 - начала 20 века Людвиг Саламон сравнивает французскую печать с «вечно колеблющейся поверхностью моря», отмечая её большую «подвижность». Он пишет, что французская печать значительно превосходит английскую изяществом, остроумием, темпераментом и неподражаемым искусством ежедневно набрасывать пеструю, хотя и не всегда верную, картину мировой жизни в данный момент. Благодаря этим свойствам национального гения французская печать быстрее и легче немецкой и английской прошла первые ступени своего развития. Уже первый французский листок шел дальше простого сообщения известий и старался возбудить в обществе сочувствие к определенным идеям.
Периодические издания появились во Франции несколько позже, чем в Германии или Италии, но ежедневная жизнь интересовала ещё первых французских хроникеров. Элементы журналистики присутствовали и в «Газете парижского буржуа» (1409 – 1444 гг.), и в «Скандальной хронике» Жана де Труайе (1461 – 1483 гг.), и в «Газете парижского буржуа» времен Франциска – 1 (1515 – 1536 гг.).
С 1470 года ректор Сорбонны Гийом Фише и приор Жан Эйниен были увлечены идеей создания типографии при университете. Первая продукция французского печатного станка появилась в 1475 году. Печатались поначалу, как и везде, книги. В 16 столетии издательский бизнес полностью попал под контроль монархов.
Что же печаталось в этих типографиях? Чаще всего это были различные хроники:
1 – хроники придворной жизни. Они были посвящены описанию военных походов, заключению брачных союзов, похоронам и крестинам и т.п;
2 – бюллетени дипломатических отношений. Это, прежде всего, послания и тексты договоров, например, договор между Людовиком – 11 и Максимилианом Австрийским;
3 – хроники религиозного содержания. Это многочисленные обращения, проповеди, ответы, наводнявшие Европу периода религиозных войн. В качестве примера можно привести послание французского короля немецким протестантам 1541 года.
Неповторимым национальным явлением французской журналистики были canard. Canard можно назвать французским журналистским фольклором Поначалу они не были самостоятельной формой публикации. В период с 1488 по 1529 годы французские историки выделяют около 200 случайно появлявшихся курьезных рассказов. В период с 1515 по 1529 годы бесчисленное количество их появлялось в «Газете парижского буржуа». В1560 году Пьер Боэсто собрал их в сборник под названием «Необычные истории». В большом количестве они были напечатаны во «Французском Меркурии» 1605 года. Canard как самостоятельная форма публикаций, получившая широкое распространение в 16 – 17 веках, представляли собой брошюры форматом 80 на 125мм. и объемом 8 – 16 страниц. Они печатались на очень плохой бумаге с огромным количеством ошибок и тем не менее были очень популярны. Их продавали у стен королевского дворца, громко выкрикивая невероятные названия, привлекавшие покупателей сенсационностью. Их ругали, обвиняли в лживости, плохом стиле и плебействе, как бродячих актеров, но все хотели прочитать очередную небылицу, которая к тому же иллюстрировалась изображением ужасной змеи, найденной на Кубе, или летящего дракона, которого видели в небе Парижа в 1579 году.
Диапазон содержания canard очень широк. В жанровом отношении это были рассказы. Из 500 известных рассказов 180 повествуют о необычных фактах, 116 – о несчастных случаях, 109 – о криминальных историях, 95 – о небесных явлениях (очень большое распространение получил рассказ о комете 1618 года).
Помимо canard существовали и другие формы ранней периодики. Это прежде всего религиозные издания. Они получили очень большое распространение во Франции 16 – 17 столетий. Альманахи и календари, во множестве производимые французскими типографиями, уже несли в себе элемент четкой периодичности. Существенное влияние на развитие французской периодики оказали бельгийские и голландские издатели, в особенности Абрахам Верховен, издававший с 1605 года «Последние новости» («Nieuwe Zydinghen»). Газета Верховена, а так же «Галло-бельгийский Меркурий», издававшийся во Франкфурте, послужил примером для издания в 1611 году «Французского Меркурия». В первом номере этого ежегодника рассказывалось о событиях во Франции и за её пределами, начиная с 1605 года. Начал издавать «Французский Меркурий» Жан Ришар, продолжили его дело Этьен Ришар и Сливье Варен.
«Меркурий» оказал серьезное влияние на состояние общественной жизни во Франции, в особенности в бурные времена Регентства. Кардинал Ришелье – первый государственный деятель Франции, осознавший необходимость идеологического воздействия на общественное мнение. Придя к власти, тоесть став министром Франции, кардинал Ришелье сделал ежегодник одним из своих орудий. С 1624 по 1631 годы «Французским Меркурием» руководил ставленник Ришелье падре Жозеф, которого современники называли «серым преосвященством». Однако малотиражный «Меркурий», выходивший в свет один раз в год, не соответствовал политическим задачам Ришелье. Кардинал искал возможность систематического воздействия на общественное мнение, а для этого необходимо было периодическое издание иного типа.
Таково было состояние французской периодической печати до 1631 года, до появления издания «La Gazette» Теофраста Ренодо. Теофраст Ренодо – основатель «Ла Газетт», начавший её издавать в 1631 году, положил начало первой газете в нашем смысле этого слова, газете политической, официальной. «Газетт» является важнейшей эпохой в истории журналистики, её появление знаменовало конец младенчества и детства периодической печати.
Характер журналистики как важнейшей сферы идеологии и особой области социальной активности, начал четко определяться и впервые проявил себя в деятельности Т.Ренодо, которого и следует считать одним из первых профессиональных журналистов. Ренодо принадлежит к числу первых французских просветителей. Это был человек незаурядных способностей в различных областях знания, сочетавшихся с активной социальной позицией. Ещё в ранней юности (в 1606 году) он получил диплом врача. Ему было всего 19 лет, когда, закончив медицинский факультет в Монпелье, он отправился путешествовать по Франции и Европе. Эти странствия и помогли ему увидеть европейскую журналистику, уже родившуюся практически во всех странах, удивительно пеструю, а порой и противоречивую в своих проявлениях, заявлявшую о себе на всех перекрестках, но воспринимавшуюся еще, как воспринимается подросток в семье, - с иронией и надеждой одновременно. Вот этот подросток и стал любимым детищем Ренодо, из которого он вырастил через годы упорной борьбы и работы гений журналистики.
Задумана газета была сразу же как орудие идейной борьбы проповедника абсолютизма.
Газете было дано название «La Gazette», происходившее от названия листков новостей, которые Ренодо видел в Венеции (те самые, что продавались за мелкую монету, называвшуюся «газетта»). По мнению издателя, такое название было наиболее понятным для широких масс, это подчеркивало общедоступность или, как сказали бы сейчас, массовость издания. Первый номер «Газетт» вышел 30 мая 1631 года. Датируются номера только с 4 июля, когда вышел уже 6-ой номер газеты. Но так как это был еженедельник, то легко установить день выхода первого номера. «Газетт» выходила по пятницам на четырех страницах форматом 23 на 15 см. Позже число страниц увеличилось до 12, а также появились рисунки.
Тираж её поднимался до 1200 экземпляров. Поначалу в «Газетт» печатались главным образом новости из-за границы, при этом большая часть их бралась из немецких, итальянских и голландских газет, что давало основание для конкурентов и противников Ренодо обвинить его в плагиате. Но постепенно с развитием газеты в ней все больше внимания уделяется внутренней информации, а новости из-за границы уже получаются «из первых рук».
«Газетт» оставалась лидером французской прессы долгие годы. Появившиеся в первой половине 18 столетия провинциальные газеты не могли с ней соперничать. Даже первой французской ежедневной газете «Журналь де Пари», возникшей в 1777 году, это было трудно сделать. Только Великая французская революция, поднявшая печать на качественно новый уровень, давшая огромный толчок развитию журналистики, смогла создать прессу более совершенную, чем, в частности, «Газетт».
Развитие журналистики в других европейских странах проходило под воздействием немецкой, английской и французской печати. Несмотря на то, что в таких странах, как Италия и Голландия, первые попытки издания новостей предпринимались раньше, чем в Англии и во Франции, регулярно издающиеся газеты появились здесь позже, и журналистика развивалась медленнее. Это связано с экономическим развитием этих стран, а также с тем обстоятельством, что они долгие годы находились в политической зависимости от иностранных держав. Италия была зависимой слаборазвитой раздробленной страной с высоким уровнем неграмотности населения. Времена расцвета Венеции прошли. Итальянские королевства и княжества находились под пятой могущественной Австрии, подавлявшей не только экономику, но и культуру народов Италии. И тем не менее некоторые попытки издания газет в 17 – 18 столетии здесь предпринимались. Так Ф.Фаторелло называет самой старой итальянской печатной газетой издание, выходившее во Флоренции в 1636 году. В числе первых периодических изданий Италии Л.Саламон называет еженедельник «Greoas», выходивший в Риме в 1716 году и генуэзскую газету Ассарино «Ti Sincero». Появление первых политических газет в Италии относят к концу 18 – началу 19 столетия.
Положение журналистики в Венгрии, являвшейся, как и Италия, частью Австро-Венгерской империи, было не лучшим. Первые газеты на территории Венгрии выходили на латинском и немецком языках в начале 18 века. Это, в частности, «Mercurius Hungarius». Первая газета на венгерском языке появилась в 1780 году, она называлась «Magiar Hirmondo». В 1788 году в Будапеште стал выходить «Magiar Mercurius». Печать в этой стране развивалась очень медленно и так же, как итальянская, испытала на себе влияние революционных идей 30 – 40 годов 19 века. Основателем национальной журналистики считается известный венгерский поэт и революционер Лайош Кошут, начавший заниматься журналистикой с 1832 года.
Развитие журналистики в странах Юго-Восточной Европы (Греция, Югославия, Болгария) сдерживалось турецким владычеством. В самой Турции первая газета появилась в 30-е годы19 столетия. Это был всего лишь реестр декретов и распоряжений султана, а также описание придворных праздников. Подлинные турецкие газеты появились в 60-е годы в Лондоне, их издавали эмигранты: Али Суави, Кемалн и другие. Они имели успех в Турции и оказали влияние на некоторые изменения порядков в стране, особенно в области обмена мнениями. Появляются сатирические печатные листки «Убеждение», «Время», «Правда»; литературные и детские журналы «Литературный архив», «Детское чтение», «Школа». В 70-е годы 19 века, по данным Саламона, в Константинополе выходила 81 газета, 16 из них – на турецком языке, 1 – на арабском, 1 – на персидском, 1 – на немецком, 1 – на английском, 12 – на греческом, 13 – на армянском, 4 – на болгарском, 29 – на французском, 2 – на еврейско-испанском, 1 – на итальянском. Поражение в русско-турецкой войне послужило поводом для репрессий на прессу как носительницу европейской культуры. В Турции в этот период была введена строгая цензура.
На Севере Европы, в скандинавских странах, журналистика получила развитие главным образом в 18 веке, хотя первая шведская газета «Ordinari Post-Zijdender» появилась в 1645 году. Впоследствии она стала официальным органом королевства. Название её несколько раз менялось. Её редакторами были известные шведские литераторы, в частности А.Ю.Стриндберг. Но наиболее представительной в эпоху становления печати на Севере Европы была детская периодика. В этой стране уже в 1770 году королем Христианом - 7 была провозглашена свобода печати, рамки которой были несколько сужены после Великой французской революции. Первая газета появилась в Копенгагене в 1663 году. Она печаталась на немецком языке. С 1666 года стали выходить газеты на датском языке. Это «Danske Mercurius» (1666 г.), «Extraordinair Relationes» (1672 г.) и некоторые другие. Довольно рано возникли в Дании и журналы. Первый их них «Der Fremde» («Чужестранец») тоже выходил на немецком языке. В 50-е годы 18 столетия появляются и журналы на датском. Самым популярным был журнал «Минерва», выходивший в 80-е, 90-е годы.
Первая норвежская газета основана в 1763 году. Но в дальнейшем норвежская журналистика развивалась весьма слабо. Только лишь подъем освободительных идей против культурного влияния Швеции стимулировал в 20-е, 30-е годы 19 века развитие норвежской журналистики.
Что касается американской журналистики (США), то она началась сразу же с печатных изданий. В 16 столетии, когда Европа переживала период творческих поисков в области журналистики, территория современных Соединенных Штатов только осваивалась представителями европейской цивилизации, ставшими и пионерами американской периодики. Первые географические описания этих земель (американские исследователи называют их своими первыми литературными произведениями) были сделаны испанцами, французами и англичанами и отпечатаны и изданы в Европе. Одно из таких описаний имеет в своем названии слово «Relation», его автор Альва Нуньес Кабеса де Васо, путешествовавший по территории современного Техаса и Аризоны в 1528 – 1531 годах, опубликовал свою книгу в 1542 году. Она была переведена на многие языки и имела большой успех. За ней последовала целая серия отчетов о путешествиях по Америке, вышедших в течение второй половины 16 столетия. Хочу заметить, что по массовости, информационной насыщенности, технической оснащенности, технологии и организации в Западном полушарии, да и в мире в целом, лидирует журналистика США. Но, о ее истории, проблемах и возможностях мы поговорим подробнее в другой раз. Сегодня мы знакомились с первыми газетами Европы.
Итоги. Первые газеты Германии (сухой язык, авторская позиция почти не проявляется, то есть индифферентность газет). Иоган Мейер – один из первых издателей Европы (Гамбург). Немецкие газеты долго остаются информационно-коммерческими (до прихода К. Маркса и Ф. Энгельса). Позже развивается газета В Англии. «Баллады новостей» – предшественники английских газет», «Английский Меркурий». В 17 веке в Англии появляется периодика. В 60-е годы – «Оксфордская газета» (переводилась на французский язык). Первая ежедневная газета в Англии (Лондон 1702). Французская журналистика отличается содержательностью. Конард (журналистский фольклор) – неповторимое национальное явление французской журналистики. Конард – самостоятельная форма публицистики, растет тираж. Выходит в свет «Французский Меркурий» (1611), который является орудием Кардинала Ришелье. «Ла Газетт» Теофраста Ренодо. Ренодо – первый французский просветитель и основатель французской журналистики. Журналистика Италии, Голландии, Венгрии развивается медленно (экономическое развитие, по причине политической зависимости от иностранных держав). В Италии – первая периодика в 1716 году, политические газеты – конец 18 начало 19вв. Венгрия – национальная журналистика начинается с 1832.
- 1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. Сми и информационное общество.
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- Различные концепции свободы печати
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Актуальные проблемы построения в россии информационного общества
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 23.Службы паблик рилейшнз в сфере сми: сущность, функции, методы организации.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30.Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 40.Система современного российского законодательства о сми. Закон рф о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- Центр экстремальной журналистики создан 1 февраля 2000 года как правозащитная структура Союза журналистов России. Основными направлениями деятельности Центра являются:
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте рф
- 47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Кодексы профессиональной этики журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- Особенности книжной и разговорной речи
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- Критерии оценки правильности речи
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине хуш века.
- 67.Журналистика первой четверти х1х века.
- 68. Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69. Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.
- 71.Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1х века.
- 72 .Журналистика 70-ых гг. Х1х века. Народничество и печать.
- 41. Журнал «Дело». Н.В, Шелгунов как главный публицист журнала.
- 42. Нелегальная печать революционного народничества 1870-х годов.
- 43. «Русское богатство». Публицистика в.Г. Короленко.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 78. Журналистика во второй половине 20-30-х гг. Хх в. В условиях становления сталинского тоталитарного режима.
- 79.Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 90.Современные зарубежные теории сми
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- Британские магнаты
- 93.История становления и современные сми франции
- Телевидение и радио
- 97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы