logo
ответы к госу-КРАТКОЕ!

Телевидение и радио

На сегодняшний день система немецких аудиовизуальных СМИ носит название «дуальной» системы. Это означает, что в Германии существует лишь две формы собственности на телемедиа - общественно-правовая форма собственности и частная форма собственности.

Общественно-правовая форма собственности восходит к послевоенному времени, когда в рамках политики денацификации западными союзниками были закрыты все существовавшие в нацистской Германии СМИ, а для обеспечения информационного вещания были созданы полностью подконтрольные оккупационным военным властям пресса и радио. В период с 1945 по 1949 гг. созданные союзниками радиостанции постепенно передавались в управление немецкому персоналу, однако перед оккупационными властями встал вопрос, как должны управляться эти компании.

Современное положение телерадиовещания в ФРГ

Общественно-правовое вещание оставалось единственным вещанием на территории ФРГ вплоть до конца 1980-х гг., когда в законодательство были внесены изменения, позволившие создавать частные радио- и телекомпании. Частные компании существуют за счёт размещения рекламы и производства собственных фильмов и передач, которые они могут продавать третьим компаниям. Общественно-правовые компании могут размещать в своих передачах лишь ограниченный объём рекламы (в частности, реклама на общественно-правовых каналах полностью запрещена в выходные и праздники, а в будние дни — запрещена после 20 часов), зато они получают т. н. «абонентскую плату» (Gebühren) со всех граждан Германии, имеющих дома телевизор или радиоприёмник. Абонентская плата за телеточку составляет около 17 евро в месяц, за радиоприемник — около 9 евро в месяц. Абонентскую плату обязаны платить все немцы, имеющие телевизор или радиоприёмник, вне зависимости от того, смотрят ли они передачи общественно-правовых каналов — это вызывает в немецком обществе ожесточенные дискуссии. Крупнейшей общественно-правовой компанией ФРГ и самой крупной телерадиокомпанией Европы является общественно-правовая телерадиокомпания ARD (Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland — Рабочее Содружество общественно-правовых телерадиокомпаний Федеративной Республики Германия).

В рамках ARD осуществляется вещание первого канала немецкого телевидения: ARD Das Erste, около десятка местных телевизионных каналов, производимых соответственно членами содружества, местными общественно-правовыми телерадиокомпаниями, а также свыше пятидесяти местных радиопрограмм.

Также в рамках ARD осуществляется вещание радио и телевидения Deutsche Welle — «Немецкая волна». Deutsche Welle выполняет функции иновещания, поэтому на её создание ARD получает отдельный бюджет, субсидируемый федеральным правительством. «Немецкая волна» представлена в телевизионном (DW-TV) и радио (DW-Radio) эфире, а также в Интернете DW-WORLD. Вещание ведется на 30 языках. На русском языке выходят радиопрограммы и сайт.

Вторым общественно-правовым телеканалом ФРГ является ZDF — Zweites Deutsches Fernsehen (Второе Немецкое Телевидение), со штаб-квартирой в Майнце. История создания ZDF уходит в 1950-е гг., когда федеральный канцлер Конрад Аденауэр пытался поставить медиа под контроль государства. Одним из направлений наступления федеральной власти на СМИ стала попытка создать государственный второй канал. В качестве альтернативы был создан второй, также общественно-правовой канал — ZDF, отличавшийся от ARD тем, что ARD являлась децентрализованной структурой, содружеством множества местных компаний, а ZDF создавалось изначально как вертикально организованный, централизованный проект.

95. СМИ развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.

Влияние ислама на специфику вещания. Вещание имеет общ форму, либо государствен. ТФ появилось позже, чем в развитых странах. В арабских странах физ лица не могли быть учредителем, только юр и религиоз лица. Отсутствие сенсационности. Гендерная дискриминация – женщины не могут быть дикторами на ТВ, журналистами. В Саудовской Аравии нет рекламы. У них появилось глобальное твещание Альджазира (Катар), Альаравия (СА). Основная тема араб СМИ – единство арабского мира. Исламский мир расколот(отношения Израиля – враги США, исламские революции в Иране, идея раскола между западом).

Вывод: все, что ниже Сахары – нищие, нет журналистики. Вымирание местных языков, потому вынуждены вещать на англ ,франц. Газеты двуязычные, гл язык – европейский, многие и свой то плохо знают, а их кормят европой. Тираж мал.

Становл-е Жур-ки в странах лат.америки, Азии и Африке и разв-е в 19-20 вв.

В период после открытия Нового Света многие страны и территории земного шара стали объектами колониальных захватов. В большинстве стран Латинской Америки, Азии и Африки, составляющих ныне группу развивающихся государств, журналистика возникла в условиях колониального господства европейских метрополий. В отличие от Европы, где зарождение периодической печати явилось закономерным следствием вызревания комплекса внутренних социальных, экономических, технологических предпосылок и условий, в колониях и полуколониях, находившихся на докапиталистических стадиях развития, первые периодические издания появились под воздействием внешнего фактора – колониальной экспансии европейских держав. Это наложило специфический отпечаток на облик журналистики в колониях и зависимых странах (полуколониях).

Зарождение периодической печати в колониальных владениях происходило в различные исторические сроки. В испанских колониях в Новом Свете первые газеты появились в XVIII в., в британской Индии, на Цейлоне, а также в Южной Африке и на части территорий Западной Африки – на рубеже XVIII–XIX вв. В Восточной и Центральной Африке, где колониальная экспансия происходила в более поздний исторический период, появление первых периодических изданий (британских, германских, французских) относится к последней трети XIX в. В португальских владениях в Африке зародившаяся в 1860-е гг. печать развивалась крайне медленными темпами.

Возникновение и развитие прессы во многом определялось характером и степенью интенсивности деятельности метрополий в заморских владениях, особенностями их колониальной политики. На эволюции печати сказывались также различия в уровне социального и экономического развития колоний, в степени зрелости национального самосознания их коренного населения. Однако сходство экономических, политических и социальных последствий колониальной политики европейских метрополий создавало объективную основу для проявления сходных черт и в процессах развития периодики в колониях и полуколониях, в какой бы географической точке мира они ни находились.

Экспансия европейских государств сопровождалась перенесением в колонии и полуколонии более передовых по тому времени общественных отношений и институтов (к числу последних относится и журналистика). Позднее эта же экспансия косвенно способствовала вызреванию в колониальном обществе сил, мобилизовавших коренное население на борьбу за национальную независимость. Общей специфической чертой развития журналистики в странах Латинской Америки, Азии и Африки до достижения ими независимости явилось наличие двух противоборствующих отрядов прессы: с одной стороны, в колониях были представлены издания, выступавшие на стороне метрополий и проводимой ими политики (т.е., собственно колониальная пресса), с другой стороны – органы печати, отразившие в той или иной форме, с той или иной степенью адекватности интересы и устремления коренного населения, его зреющее национальное самосознание.

Созданные колонизаторами периодические издания дифференцировались в зависимости от характеристик издателя, аудиторной предназначенности и закрепленной за ними роли в воздействии на колониальное общество. Колониальная пресса была представлена тремя основными группами изданий:

– издания для колонизаторов;

– светские издания для коренного населения;

– религиозная (миссионерская) пресса для коренного населения.

Издания для колонизаторов. Подавляющее большинство первых периодических изданий, появившихся в колониальных странах и полуколониях, представляли собой привнесенный извне элемент.

Первые газеты, появившиеся в XVIII в. в испанских колониальных владениях в Новом Свете, в полной мере отвечали этим признакам. Основанная в 1722 г. в Мехико ежемесячная «La Gaceta de México y Noticias de Nueva Espana», гватемальская «La Gaceta de Goatemala» (1729–1731), издававшаяся в Перу с 1743 г. «La Gaceta de Lima» и другие газеты этого периода представляли собой смесь опубликованных указов, распоряжений колониальных правителей и перепечаток из мадридских изданий, благодаря которым испанцы узнавали (с большим опозданием) вести с родины. Доля новостей о жизни испанских колоний была минимальной. Неграмотное коренное население – индейцы, в большинстве своем не знающие язык своих угнетателей, были лишены возможности использовать эти газеты как источники информации.

К группе изданий для колонизаторов относится и франкоязычная газета «Le Courrier d'Egypte» («Курьер Египта»), которую некоторые арабские историки журналистики ошибочно именуют первой египетской газетой. В действительности же это издание, которое выходило с 1798 г., предназначалась исключительно для французов – главным образом солдат и офицеров наполеоновской армии. «Le Courner d'Egypte» выпускалась по распоряжению Наполеона в походной типографии французской колониальной экспедиции, имевшей целью покорить Египет при помощи военной силы. Она не оказала сколько-нибудь заметного влияния ни на население Египта, ни на развитие собственно египетской прессы, возникшей в XIX в.

Историко-культурное значение изданий, созданных европейцами в колониях, заключалось главным образом в том, что благодаря им коренное население получило первичное представление об институте журналистики, о предназначении и потенциале периодической печати.

Светские издания для коренного населения По мере расширения круга грамотных людей из числа представителей коренного населения формировалась потенциальная аудитория «туземной» прессы. Миссионерская деятельность и европеизированное образование дополнялись в колониальном обществе выпуском периодических изданий, адресованных местным жителям и призванных воспитывать их в духе покорности иностранному господству.

Именно с этой целью в Алжире в колониальный период издавались газеты «Al Mubashir» («Радостная весть») и «Al-Akhbar» («Новости»). Их арабоязычные издания, распространявшиеся среди коренных жителей, прославляли цивилизаторскую миссию Франции, в приукрашенном свете характеризовали результаты деятельности колонизаторов на территории страны.

Миссионерские издания. Однако коренному населению были адресованы и издания религиозного содержания, созданные и поддерживаемые европейскими миссионерами. Выпуск периодических изданий на местных языках являлся одной из форм миссионерской деятельности в среде коренного населения с целью духовной переориентации жителей колоний на ценности европейской христианской цивилизации, распространения представлений о «богоданности» иноземного господства.

Первые патриотические издания. Появлению в колониях печати, отчетливо выразившей требования национального самоопределения и самоуправления, провозгласившей антиколониальные лозунги, предшествовала деятельность первых изданий патриотического направления, отражавших интересы коренного населения в самом общем, «неразвернутом» виде. Критические выступления патриотических изданий против системы угнетения, насаждаемой метрополией, еще не сопровождались призывами добиться освобождения от колониальной зависимости. Тем не менее эти органы прессы стали действительными предшественниками современной национальной журналистики бывших колоний и полуколоний.

Деятельность патриотической прессы, способствовавшая духовной подготовке местного общества к приятию идеи самоопределения и к будущему независимому развитию, имела большое значение в условиях незрелости национального самосознания коренного населения. В патриотических изданиях публиковались работы о доколониальной истории, о героях и мыслителях прошлого, о тысячелетних цивилизациях, существовавших до прихода европейцев. Эти публикации были призваны утвердить в сознании аудитории мысль о возможности и желательности самостоятельного развития. Контакты с европейской цивилизацией вызвали появление публикаций, отразивших отношение интеллигенции колоний к культурному наследию Европы, к достижениям современных наук и философской мысли.

Патриотической печати и публицистике были свойственны отчетливо выраженные просветительские тенденции. Это ярко проявилось в деятельности первых изданий патриотов в британской Индии. Бенгальский просветитель Рам Мохан Рой создал в 1821 г. в Калькутте газету «Sambad Kaumudi» («Светоч разума»), выходившую на персидском языке, который служил в тот период языком-посредником в общении между народами Индии. Это издание, как и выпускавшаяся впоследствии газета Роя «Mirut ul Akhbar» («Зеркало новостей») – также на персидском языке, – использовалась издателем не только для борьбы против миссионерской пропаганды, против сохранившихся в Индии религиозных предрассудков и изуверских средневековых обычаев, но и для ознакомления читателей с европейским опытом, для популяризации идей социального реформирования и синтеза высших достижений европейской культуры с моральными и культурными ценностями индийцев.

Несмотря на умеренность патриотических изданий, колониальные власти рассматривали их деятельность как нежелательную и враждебную интересам метрополии. Газеты, стоявшие на стороне коренного населения, нередко подвергались разного рода репрессиям. Выход в свет в Камбодже первой патриотической газеты на кхмерском языке «Нагараватта» («Страна пагод») способствовал пробуждению национального самосознания камбоджийцев. Однако ее деятельность вызвала раздражение французской колониальной администрации. Газета была закрыта, а ее создатели подверглись тюремному заключению. Эту судьбу разделили и десятки других патриотических изданий и журналистов в различных колониальных странах.

Патриотические, просветительские издания появились и в полуколониальном Китае на этапе становления китайской периодической печати. В XIX в. Китай, оказавшийся в состоянии острого кризиса вследствие изоляционистской политики императорской династии Цин, стал объектом экспансии нескольких европейских колониальных держав и США. Из-за изоляционизма, насаждавшегося феодальными властями, периодическая печать в Китае получила распространение лишь в последней трети XIX в., когда многие страны мира уже имели свою периодику.

В конце XIX в. в китайской печати формируется группа реформаторских изданий, выступавших за возрождение и модернизацию Китая. На их страницах публиковались материалы о жизни и общественном устройстве стран Европы и США, переводы выдающихся произведений западной науки и литературы, оказавшие большое влияние на состояние тогдашней интеллектуальной жизни Китая. Большинство реформаторских изданий много внимания уделяло событиям за рубежом, главным образом в европейских странах и США. Все это способствовало преодолению пагубных последствий государственного и духовного изоляционизма.

Появившиеся в этот период патриотические газеты провозглашали необходимость просвещения китайцев, убеждая читателей, что распространение научных знаний будет способствовать укреплению самостоятельности страны, осуществлению ее модернизации путем радикальных реформ на основе овладения достижениями европейской науки и техники. С 12 января 1896 г. в Шанхае выходила реформаторская газета «Цянсуэбао» («Газета усиления государства»). Ее издатель Кан Ювэй в редакционной статье, открывающей первый номер, провозгласил просветительскую направленность деятельности этого издания: «Лучше поделиться знаниями с группой людей, чем пользоваться ими одному, но еще лучше делиться знаниями с миллионными массами, чем пользоваться ими в пределах своей группы».

Большую роль в углублении реформаторского движения сыграл патриотический еженедельник «Шиубао» («Дух времени») – неофициальный орган шанхайской Ассоциации укрепления государства, выходивший под этим названием с августа 1896 г. «Шиубао» издавался под руководством Лян Цичао. Этот публицист – просветитель убеждал китайцев осознать необходимость реформ и совершить их собственными силами – иначе перемены будут произведены иностранцами насильственно, в результате окончательного превращения Китая в колонию. Лян Цичао призвал к созданию в стране широкой сети «научных обществ» – просветительских организаций, которые были бы способны справиться с задачами распространения научных и технических знаний, пробуждали бы интерес молодежи к образованию. Просвещение народа публицист считал обязательным условием приобретения массами политических прав. Пока же в стране царит невежество, введение демократии и парламентаризма по западному образцу, по мнению Лян Цичао, будет означать только торжество анархии. Публицист писал: «В нашем непросвещенном народе мало кто понимает истинный смысл свободы. Если вспыхнет революция, она не только не принесет успеха, как в США, но причинит разрушения больше, чем во Франции и Испании». «Шиубао» превратился к апрелю 1898 г. в одно из крупнейших китайских изданий: он выходил тиражом свыше 10 тыс. экз. и имел общекитайское распространение.

В 1898 г. императрица Цыси совершила дворцовый переворот, за которым последовали гонения на сторонников реформ и их печать. Указом императрицы от 8 октября 1898 г. в Китае была запрещена периодическая печать современного образца. В результате репрессий многие реформаторы были казнены, а издание на территории Китая реформаторских изданий прервалось. Части публицистов-реформаторов, в том числе Лян Цичао и Кан Ювэю, удалось бежать в Японию. В дальнейшем произошла радикализация оппозиционной китайской журналистики, приведшая к появлению в эмиграции антиколониальных национальных изданий, которые активно пропагандировали требования независимости, республиканские и демократические идеи (одним из ведущих изданий такого рода стала «Минь Бао» («Народная газета»), созданная в 1905 г. в Токио Сунь Ятсеном – будущим первым президентом независимой китайской республики).

Национальная пресса в колониях и полуколониях. По мере развития самосознания коренного населения на смену умеренным оппозиционным реформаторско-просветительским изданиям приходили обращенные к коренному населению органы прессы, открыто провозглашавшие и отстаивавшие лозунги национальной независимости, отражающие политические и идейные позиции антиколониальных сил.

Становление национальной прессы в колониях и полуколониях в разных географических регионах отличалось своеобразием, определяемым многовариантностью и асинхронностью исторического развития этих стран, различиями в темпах вызревания и в состоянии субъективного фактора антиколониального движения в каждой отдельно взятой стране.

В Латинской Америке первые национальные издания появились еще в период антиколониальных войн первой четверти XIX в., которые закончились освобождением большинства бывших испанских и португальских колоний, вышедших из-под контроля ослабевших метрополий. Одним из ярчайших примеров национальной прессы этого периода явилась газета «El Despertador Americano» («Пробудитель Америки»), созданная в 1810 г. мексиканским священником, инициатором вооруженной антиколониальной борьбы Мигелем Идальго. Она сыграла важную роль в распространении идей освобождения и немало способствовала преодолению настроений апатии и покорности, господствовавших в Мексике в колониальный

период. Выдающийся политик, полководец и публицист периода антиколониальных войн Симон Боливар, именуемый в Латинской Америке Освободителем, использовал газету «El Correo de Orinoco» («Почта Ориноко», 1818–1821 гг.) для пропаганды целей и действий сторонников независимости в период войн за ликвидацию испанского господства в Южной Америке.

Издания, отчетливо выразившие стремление коренного населения к освобождению от господства европейских метрополий и к самоуправлению, в конце XIX – начале XX вв. появились в колониях и зависимых странах Азии и Африки, в арабских странах. В 1881 г. радикальный деятель индийского антиколониального движения Тилак приступил к изданию двух газет – «Kesari» («Лев») на маратхском языке и «Mahratta» – на английском языке, которые сразу же приобрели большую популярность. Оба издания, первоначально выступавшие за развитие образования коренного населения, требовавшие реформ и политических свобод для индийцев, в дальнейшем перешли на позиции непримиримой борьбы против британского колониализма, за национальное освобождение, в результате чего Тилак неоднократно подвергался тюремному заключению. Впоследствии борьбу, начатую изданиями Тилака, продолжили газеты Индийского национального конгресса – организации, возглавившей антиколониальную борьбу. Существенный след в истории индийской национальной прессы оставила газета Махатмы Ганди «Young India» («Молодая Индия»), статьи из которой в период борьбы за независимость перепечатывались десятками газет и сыграли важную роль в организационном сплочении участников антиколониального движения.

В конце XIX – начале XX вв. национальная пресса формируется на Юге и Западе Африки, в других регионах Черного континента. Газеты на мальгашском языке «Ни Ирака» («Послание») и «Ни Мазава» («Свет»), созданные в 1890-е гг. на Мадагаскаре, осудили намерения метрополии заселить остров переселенцами из Франции, выступили против массового изъятия земель у коренного населения с целью их последующей передачи французским компаниям и колонистам. Публиковались статьи с протестами в адрес колониальных властей. В них провозглашались требования политических и экономических свобод, антиколониальные лозунги. Первые национальные малагасийские издания способствовали радикализации антиколониальной борьбы.

96. Мировые СМИ в годы «холодной войны».ЗАП.СМИ В УСЛ-ЯХ «ХОЛ.ВОЙНЫ»

Противостояние свободы и ответственности оказалось связанным с теоретико-практической интерпретацией концепции "свободного потока информации", возникшей в США, утверждающей право западных держав, прежде всего самой Америки, беспрепятственно распространять неограниченный объем информации на практически неограниченной территории. Практика "свободного потока информации" целым регионам мира фактически отводила роль лишь потребителя информации. Появились новые формы зависимости, получившие название "информационный империализм", что, в свою очередь, породило концепцию нового международного информационного порядка. Эта концепция затрагивала проблему неравномерного распределения информации между странами и регионами мира, утверждая, что освобождение и развитие национальных средств массовой информации - составная часть борьбы за политическую, экономическую и социальную независимость. Так формулировала насущные задачи современности политическая декларация неприсоединившихся государств, принятая в 1976 году в Коломбо.

В докладе, направленном против психологической войны, подчеркивается необходимость осуществления обмена информацией в соответствии с нормами международного права, на основе признания суверенитета, равенства, невмешательства во внутренние дела других государств, признания их права на самоопределение. В документе говорится, что свобода без ответственности ведет к искажениям и злоупотреблениям, но при отсутствии свободы невозможно реализовать ответственность.

Глобализация мирового пространства привела к трансформации пространства как такового. Сегодня наряду с географическим пространством формируется, в частности, электронное. Традиционные противостояния между государствами осуществляются как в физическом, так и в виртуальном, кибернетическом пространстве. Информационная война - сравнительно новое понятие, включающее в себя различные аспекты политической, экономической и социокультурной действительности. Она ведется в режиме "все против всех" с помощью манипулирования знаниями, охватывает все средства массовой информации, влияет на образование и разрушает традиционные старые культуры. Небольшая группа людей, владеющих приемами ведения сражений, может идеологически или психологически поработить социальные группы или целые страны. Директива 3600.1 Министерства обороны США определяет информационную войну как "информационные операции, проводимые во время кризисов или конфликтов для достижения или пропаганды определенных целей по отношению к противнику". Стремление достичь информационного превосходства приводит к возникновению опасности развития агрессивной потребительской идеологии, тотальной коммерциализации культуры, распространению идей насилия и нетерпимости, воздействию на психику разрушительных форм мифологизированного сознания.

Информация существует сегодня в двух измерениях: как один из главных продуктов экономики постиндустриального общества и как наступательное оружие, которое делает прозрачными и незащищенными границы государств.

Любой значимый конфликт сегодня - это конфликт глобальный, поскольку развивается он не в рамках и не исключительно силами и средствами тех или иных государств, на территории которых может непосредственно возникать, а с неизбежным вовлечением в него и других участников. Это обстоятельство, в свою очередь, требует соответствующей переориентации установок внутренней и внешней политики.

Во внешнеполитической деятельности лидерство в разработке проблематики глобального управленческого подхода может давать ощутимые преимущества, - в том числе и в создании комплексных компьютерных программ, которые позволяют сводить воедино разноплановую информацию и получать целостную и многомерную картину хода событий в том или ином регионе.

Взаимосвязь глобализации информационного потока, создания гигантских империй масс-медиа и повседневной стихии сознания находит выражение в создании планетарно-коммуникационного бытия современного человечества. Так, скажем, через репортажи CNN война в Персидском заливе вошла в дома миллионов людей, позволив почувствовать населению множества стран, что они чуть ли не соучаствуют в кровавых разборках, ведущихся на арене "глобального цирка". Не случайно эту войну окрестили первой в истории человечества телевизионной войной.

Сегодня можно уверенно утверждать, что на авансцену общественной жизни все чаще выходит как новое оружие, оружие особого рода сама информация. И процесс этот остановить нельзя, поскольку он носит объективный характер. Задача должна состоять в том, чтобы держать под контролем это оружие.

Психологическая война представляет собой систему подрывных идеологических воздействий, направленных на сознание людей преимущественно через сферу общественной психологии. В такой войне воздействие на сознание людей может производиться как извне, так и внутри страны. Бывший руководитель Центрального разведуправления США Аллен Даллес еще в 1946 году нарисовал общую схему информационно-психологической войны с Советским Союзом: "Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить. Мы найдем своих единомышленников … своих союзников и помощников в самой России. … Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать культ секса, насилия, садизма, предательства, - словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху... Мы будем незаметно, но активно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом…"

Антисоветская доктрина А.Даллеса легла в основу "холодной войны" против СССР, объявленной 5 марта 1946 года в Фултоне Уинстоном Черчиллем. В своей книге "Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы" бывший советник по национальной безопасности американского президента Збигнев Бжезинский открыто говорит о целесообразности использовать в американских интересах мировое информационное пространство и информационное оружие: "Сеть, сотканная многонациональными корпорациями, неправительственными организациями … и научными сообществами и получившая еще большее развитие благодаря системе Интернет, уже создает неофициальную мировую систему", благоприятную для достижения Америкой мирового господства. Заметим, что со времен второй мировой войны электронные СМИ признаны "самым мощным оружием для подчинения народов"; к тезису Г.Геббельса и присоединился З.Бжезинский.

Стратегия и тактика ведения психологической войны одного государства против другого подразумевают определенного вида манипуляции с целью достижения своеобразного господства над духовным состоянием людей, управления им путем внушения людям выгодных нападающим стереотипов мышления. Выделяются три уровня манипуляции.

Первый - усиление существующих в сознании нужных установок, идеалов, норм.

Второй - частичные изменения взглядов на события.

Третий - кардинальные изменения жизненных установок на основе сообщения необычной, "драматической" новой информации.

Среди наиболее популярных методов ведения информационной войны можно выделить

рекламу;

дробление информации, затрудняющее поиски смысла;

немедленность передачи новостей, лишающую журналистов возможности проанализировать ситуацию;

перехват информационной инициативы, опирающийся на импритинг.

Обратите внимание, насаждаемое ныне "real time television" ("телевидение реального времени"), как правило, имеет наиболее широкое распространение в экстраординарные моменты - войны, вооруженные конфликты, террористические акты, захват заложников, стихийные бедствия и подобное. Это и есть новый тип вмешательства в политический процесс определенных стран, так как на быструю реакцию журналистов необходим ответ - быстрая реакция политиков. Глобализация информационного потока лишь многократно увеличивает эту информационную агрессию.

Еще в 1946 году президент США Гарри Трумэн создал широко известную ныне корпорацию "Rand Corporation". Она по-прежнему не является государственной организацией, но государство оказывает ей содействие, осуществляет контроль над ее работой и формированием совета директоров. Основной капитал принадлежит частным акционерам. Государство ставит перед корпорацией задачи по разработке проблем научного, военного, политического и другого характера, имеющих для США общестратегическое значение. По своему строению эта корпорация дублирует ЦРУ и отличается от последнего лишь масштабом. Это серьезный интеллектуальный противник в информационно-психологической войне.

Администрации Г.Трумэна и Д.Эйзенхауэра поощряли инвестиции за рубежом в целях сохранения американского влияния во всем мире на многие годы. Так как, во-вторых, транснациональные фирмы могут оказывать влияние на то государство, в которое инвестируются средства. Подлинно транснациональная фирма не проявляет особой преданности какой-либо стране и нигде не чувствует себя дома. Поскольку она лишена национальных предрассудков в вопросе инвестиций за границей, ей ничто не мешает вкладывать капитал одновременно во многих странах. Таким образом, снижается потенциальный риск инвестирования и фирма получает огромные прибыли. Понятно, что деятельность такой фирмы способствует эксплуатации труда и подрыву экономики тех стран, в которые инвестируются средства, ведь правительства стран, в которые вкладывается иностранный капитал, не осуществляют прямого политического контроля над транснациональными корпорациями.

Сразу же после второй мировой войны в странах Запада наблюдается тенденция объединения медийных корпораций с крупными компаниями, действующими вне информационной индустрии, что привело, в конечном итоге, к переплетению их собственности и образованию гигантских медиа-концернов, тесно связанных с иными сферами бизнеса.

Стремясь освоить возможности мирового информационного рынка, крупнейшие медиа-концерны в послевоенный период перешагнули национальные границы, их деятельность приобрела транснациональный характер.