logo search
GOS_otvety_chast_1

1.История зарубежной журналистики: 4 теории прессы:

Авторитарная теория

Либертарианская теория

Теория социальной ответственности

Советская тотали­тарная теория

Получила развитие

в Англии в XVI и XVII веках была распространена и все еще применяется

была принята Анг­лией после 1688 г. и в США: влиятель­на повсеместно

в США в XX веке

В СССР, некоторые элементы практиковались нацистами и итальянцами во многих странах

Основания

философия абсолютной власти монарха, его правительства или обоих

работы Мильтона, Локка, Милля и общая философия рационализма и естественных прав

работы Хокинга, Комиссия по свободе прессы и практикующие журналисты, этические кодексы СМИ

марксистско-лени нско-сталинское

учение с примесью Гегеля и русской философии XIX в.

Главная цель

поддерживать и проводить полити­ку действующего правительства и об­служивать государ­ство

информировать, развлекать и про­давать, но в основ­ном помогать на­ходить истину и контролировать правительство

информировать, развлекать и продавать, но в основном перево­дить конфликт на уровень обсужде­ния

способствовать ус­пеху и поддержа­нию советской со­циалистической системы, в частно­сти диктатуры партии

Кто имеет право использовать СМИ?

всякий, кто получа­ет королевский па­тент или подобное разрешение

всякий, у кого есть средства на это

всякий, у кого есть что сказать

преданные и про­веренные члены партии

Как контролиру­ются СМИ?

правительственные патенты, гильдии. лицензирование, иногда цензура

посредством "про­цесса возвращения к истине" на "свободном рынке идеи и в судах

общественное мнение, действия потребителей,

профессиональная этика

надзор и экономи­ческие или полити­ческие действия правительства

Что запрещено?

критика политичес­кой машины и чи­новников

клевета, неприс­тойность, непри­личное поведение, антиправитель­ственная пропа­ганда в военное время

серьезное вмеша­тельство в сферу прав личности и жизненно важных общественных ин­тересов

критика задач партии, что не рас­пространяется на практику партии

Вид собственности

частная или обще­ственная

в основном част­ная

частная, если толь­ко правительство не вынуждено взять в свои руки, чтобы обеспечить общественные ин­тересы

общественная

Существенные от­личия от других теорий

инструмент прове­дения политики правительства, хотя и не обязатель­но в собственности последнего

инструмент конт­роля за правитель­ство и удовлетво­рение других нужд общества

СМИ должны стать социально ответственными, в противном слу­чае кто-то должен заставить их быть таковыми

СМИ принадлежат государству, жест­ко им контролиру­ются и являются его орудием

В 1956 году известные американские теоретики и историки печати, профессоры Иллинойского университета Фред Сиберт, Теодор Петерсон и профессор Стэнгфордского университета Уилбур Шрам подготовили и издали книгу «Четыре теории прессы». Авторитарная теория оформилась в 16-17 веках, но и сегодня ее практикуют в отдельных странах. Она возникла из философии абсолютной власти монархии. Согласно этой теории печать находится в руках государства или частных лиц, получивших королевский патент, обязана поддерживать правительство и служить государству. В связи с этим введена цензура, запрещена в печати критика лиц, находящихся у власти. Либертарианская, или теория, основанная на признании свободы воли. Принята в Англии (после 1688 года) и США, распространена и в других странах. Развивалась на трудах Мильтона, Локка, Милля, на философии рационализма и естественных прав человека. По этой теории печать являлась инструментом контроля за правительством и удовлетворения других нужд общества, призвана информировать, развлекать, продавать информацию, а главное – «открывать правду». Любой гражданин с определенными экономическими возможностями может учредить газету. Она контролируется самопроизвольным процессом установления правды на «свободном рынке идей», а также судами. В прессе запрещены клевета, непристойности, измена в военное время. Согласно советской концепции пресса находилась в руках господствующей партии и государства, была органом пропаганды марксистско-ленинского учения. Теория социальной ответственности возникла в 20 веке в США на основе практики журналистики, ее этического кодекса, а также трудов Комиссии по свободе печати, созванной в 1942 году. Особенности этой теории: цель печати – информировать, развлекать, продавать информацию, но главным образом переводить конфликты в дискуссию; поэтому новости должны быть отделены от мнений и редакционных статей, должно предоставляться место разным точкам зрения, даваться полная картина различных социальных групп общества, разъясняться цели и ценности. Пресса принадлежит частным лицам, использовать ее может каждый, у кого есть что сказать, она контролируется мнением общества, действиями потребителей, профессиональной этикой. СМИ берут на себя обязательства по социальной ответственности.