1.История зарубежной журналистики: 4 теории прессы:
| Авторитарная теория | Либертарианская теория | Теория социальной ответственности | Советская тоталитарная теория |
Получила развитие | в Англии в XVI и XVII веках была распространена и все еще применяется | была принята Англией после 1688 г. и в США: влиятельна повсеместно | в США в XX веке | В СССР, некоторые элементы практиковались нацистами и итальянцами во многих странах |
Основания | философия абсолютной власти монарха, его правительства или обоих | работы Мильтона, Локка, Милля и общая философия рационализма и естественных прав | работы Хокинга, Комиссия по свободе прессы и практикующие журналисты, этические кодексы СМИ | марксистско-лени нско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии XIX в. |
Главная цель | поддерживать и проводить политику действующего правительства и обслуживать государство | информировать, развлекать и продавать, но в основном помогать находить истину и контролировать правительство | информировать, развлекать и продавать, но в основном переводить конфликт на уровень обсуждения | способствовать успеху и поддержанию советской социалистической системы, в частности диктатуры партии |
Кто имеет право использовать СМИ? | всякий, кто получает королевский патент или подобное разрешение | всякий, у кого есть средства на это | всякий, у кого есть что сказать | преданные и проверенные члены партии |
Как контролируются СМИ? | правительственные патенты, гильдии. лицензирование, иногда цензура | посредством "процесса возвращения к истине" на "свободном рынке идеи и в судах | общественное мнение, действия потребителей, профессиональная этика | надзор и экономические или политические действия правительства |
Что запрещено? | критика политической машины и чиновников | клевета, непристойность, неприличное поведение, антиправительственная пропаганда в военное время | серьезное вмешательство в сферу прав личности и жизненно важных общественных интересов | критика задач партии, что не распространяется на практику партии |
Вид собственности | частная или общественная | в основном частная | частная, если только правительство не вынуждено взять в свои руки, чтобы обеспечить общественные интересы | общественная |
Существенные отличия от других теорий | инструмент проведения политики правительства, хотя и не обязательно в собственности последнего | инструмент контроля за правительство и удовлетворение других нужд общества | СМИ должны стать социально ответственными, в противном случае кто-то должен заставить их быть таковыми | СМИ принадлежат государству, жестко им контролируются и являются его орудием
|
В 1956 году известные американские теоретики и историки печати, профессоры Иллинойского университета Фред Сиберт, Теодор Петерсон и профессор Стэнгфордского университета Уилбур Шрам подготовили и издали книгу «Четыре теории прессы». Авторитарная теория оформилась в 16-17 веках, но и сегодня ее практикуют в отдельных странах. Она возникла из философии абсолютной власти монархии. Согласно этой теории печать находится в руках государства или частных лиц, получивших королевский патент, обязана поддерживать правительство и служить государству. В связи с этим введена цензура, запрещена в печати критика лиц, находящихся у власти. Либертарианская, или теория, основанная на признании свободы воли. Принята в Англии (после 1688 года) и США, распространена и в других странах. Развивалась на трудах Мильтона, Локка, Милля, на философии рационализма и естественных прав человека. По этой теории печать являлась инструментом контроля за правительством и удовлетворения других нужд общества, призвана информировать, развлекать, продавать информацию, а главное – «открывать правду». Любой гражданин с определенными экономическими возможностями может учредить газету. Она контролируется самопроизвольным процессом установления правды на «свободном рынке идей», а также судами. В прессе запрещены клевета, непристойности, измена в военное время. Согласно советской концепции пресса находилась в руках господствующей партии и государства, была органом пропаганды марксистско-ленинского учения. Теория социальной ответственности возникла в 20 веке в США на основе практики журналистики, ее этического кодекса, а также трудов Комиссии по свободе печати, созванной в 1942 году. Особенности этой теории: цель печати – информировать, развлекать, продавать информацию, но главным образом переводить конфликты в дискуссию; поэтому новости должны быть отделены от мнений и редакционных статей, должно предоставляться место разным точкам зрения, даваться полная картина различных социальных групп общества, разъясняться цели и ценности. Пресса принадлежит частным лицам, использовать ее может каждый, у кого есть что сказать, она контролируется мнением общества, действиями потребителей, профессиональной этикой. СМИ берут на себя обязательства по социальной ответственности.
- Пражурналистские явления. Исторические, политические явления и специфики возникновения и формирования русской журналистики.
- Журналистика второй половины 19 века: формирование современной инфраструктуры, основные газеты и журналы.
- 5. Журналистика России в период установления диктатуры пролетариата. Общее и особенное в кризисе печати 20-х и 90-х гг. 20 века.
- 7. Особенности развития отечественных сми в период «оттепели» и «застоя»: общее и особенное.
- 1.История зарубежной журналистики: 4 теории прессы:
- 4. Характерные особенности развития сми Японии и Китая
- Газетный дизайн. Композиционно-графическая модель
- Методы опроса и социологии и журналистика.
- Кризис современной российской журналистики: основные причины, ориентиры и перспективы его преодоления
- Функционально-стилевое расслоение русской речи
- Сми: определение, виды и формы распространения сми. Их специализация и тематика (в контексте фз «о сми»)
- 6. Законодательные вопросы, связанные с получением информации (закон о гостайне, о внутренних войсках в рф и др.). Психологические аспекты работы репортера. Особенности получения информации в судах.
- Особенности современной деловой прессы
- 2.Актуальные проблемы современных печатных сми для детей различного возраста
- 4. Роль юнкоровского движения в развитии ДиМ сми. Специфика преподавания основ журналистики в юнкоровских кружках и объединениях.
- 2.Журналистика как четвертая власть: возможности и ограничения
- 4. Функции журналистики в современном обществе: проблемы определения и классификации
- 5. Принципы журналистики как основа социальной позиции журналиста
- 6. Структура сми как отображение многообразия интересов и потребностей различных социальных групп общества
- 11. Специфика разработки и реализации концепции издания
- 12. Кадровая политика в сми: проблемы и перспективы развития
- 13. Перспективы развития редакционного планирования
- История становления жанровой системы
- Современные тенденции развития аналитической журналистики: синтетичность жанров, использование способов получения информации и методов познания действительности, тематика публикаций.
- Современные тенденции развития журналистских жанров
- 6. Особенности репортерской деятельности. Информационные жанры журналистики.
- 8. Предпосылки возникновения обзора печати и дефицит его в жанровой палитре сми. Современное состояние жанра, тенденции его развития в печатных и электронных сми.
- Радиовещание в системе сми и современных каналов коммуникации
- Подготовительные этапы телевизионного сюжета. Синопсис. Основные требования. Архитектоника сюжета. Требования и обоснованность появления в кадре журналиста.
- 3. Специфика специального репортажа на тв: этапы работы, виды спецрепортажа. Технологические особенности, соотношение изображения и текста.