logo search
ответы к госу-КРАТКОЕ!

49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.

Кодекс профессиональной этики российских журналистов.

В журналистской среде формируются принципы, нормы и правила этической ответственности. Этика («обычай»)- наука, изучающая и формирующая теоретические основы и практические требования морали («нравы») как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей.

Суть профессиональной этики - научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами.

Этические кодексы прежде всего формулируют общие принципы нравственного поведения журналиста.

В 1980-1983 годах представители международных и региональных журналистских организаций определили «Международные принципы профессиональной журналистской этики». В нашей стране первый кодекс профессиональной этики был принят Союзом журналистов в 1989 году. В 1994г. Разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Общие этические принципы находят конкретное воплощение и становятся правилами и запретами в тех ситуациях, которые обычны для практической деятельности в журналистике: журналист- аудитория, журналист- источник информации, журналист- персонаж его произведения, журналист- автор, журналист- редактор, журналист- редакционный коллектив, журналист- коллеги про профессии.

«Журналист- аудитория». Здесь «итожится» мера нравственности поведения журналиста во всех других сферах, наиболее полно и отчетливо проявляется морально- этический уровень его сознания и поведения. Прежде всего это нравственная обязанность, ясно представляя себе «свою» аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному и эффективному удовлетворению ее потребностей и интересов в сфере информации. Здесь встают проблемы нужности и интересности журналистского материала для аудитории, а также адекватность, правильность подачи этого материала для данной конкретной аудитории. Если попытаться одним словом определить этическую норму в сфере отношений «журналист- аудитория», то этим словом будет «добросовестность», относительно как фактов (полнота, правдивость, доступность), так и мнений.

«Журналист- источник информации». Определяют формы, получения и использования сведений и материалов, которыми располагает частное или официальное лицо. Контакты журналиста с источником информации могут носить «открытый» характер (журналист предстает перед носителем информации как официальный сотрудник СМИ и сообщает о своих намерениях) или «скрытый» (скрытое наблюдение). Скрытое наблюдение оправдано в двух случаях. Первый- когда важно увидеть «не потревоженную» жизнь. Второй- когда надо получить сведения о сознательно скрываемых сторонах жизни, секретных операциях, хранящихся в тайне документах (помня, что сохранение тайны- дело тех, кому она доверена). Также часто существуют этические проблемы при обнародовании полученной информации. Журналист обязан обдумать последствия публикации, чтобы избежать нежелательных результатов.

«Журналист- персонаж». Имея дело с реальным человеком, приводя о нем документальные, достоверные факты, журналист обязан тщательно взвесить, что и как сообщать о своем герое, чтобы не нарушить известное правило «прежде всего не навреди». Также не стоит забывать о тактичности и прочих нюансах во взаимоотношениях со своим героем и в способе и манере подачи материала о нем. «Журналист- автор». Заказывая материал или получив поручение по работе над «чужим» текстом, журналист тем самым берет на себя ответственность помогать автору. Нормой является уважение к авторской мысли, аргументации, композиции, стилю. И если нужна доработка или переработка произведения, важна четкая аргументация, исходящая из позиции редакции и возможностей автора.

«Журналист- редакционный коллектив». Вступая уже в сложившийся редакционный коллектив с проявившимся направлением и характером реализации редакционной политики, журналист становится составной частью этого коллектива и принимает на себя соответствующую долю ответственности за ее проведение. При этом от него ждут не просто слепого следования принятой линии, а – при единстве в принципиальных вопросах- творческой ее реализации, активного участия в развитии, уточнении и дополнении.

При наличии жестких принципов этические нормы носят уже менее регламентированный характер, а правила поведения журналиста определяются едва ли не для каждого конкретного случая. Это важно иметь в виду, во-первых, чтобы журналисты могли отличить нормы этики от юридических норм, и, во-вторых, чтобы они понимали, что этичность их поведения определяется на основе общих принципов ситуативно, в рамках достаточно широких.