logo search
Госэкзамен / госы ответы

87. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.

Журнал “Современник” в 60-е годы. Эпоха реформ.

Эпох реформ отразилась на русской журналистике. Персональный журнализм ослабевает. Формируются коллегиальные основы управления журналами и газетами, так как одному человеку это уже не под силу, хотя корифеи в это время еще остаются (Салтыков-Щедрин и др.).

1861 - отмена крепостного права (первая реформа).

1874 - военная реформа, земская реформа (земство - прообраз местной власти, возникает местная печать), судебная реформа (гласность судопроизводства, суд присяжных, впервые вводится сословие адвокатов; до этого адвокатов не было, суд был продажный). Рассекречивание судебного процесса быстро сказалось на прессе: появились отделы судебной хроники и стали быстро развиваться, занимали большую площадь в изданиях. Успенский, Чехов, Бунин и др. начинали как судебные репортеры (новое амплуа журналиста).

Военная реформа: до этого служба 25 лет, теперь сократили срок сначала до 10, затем до двух лет (общеевропейский стандарт). Эта реформа тоже имела отношение к журналистики, так как стало больше возможностей и свободы для освещения военной деятельности, до этого запрещалось печатать материалы с театра военных действий. Крымская война не освещалась. (Толстой, “Севастопольские рассказы” - полухудожественные - полудокументальные). В армии разрешили иметь военного корреспондента (Немирович-Данченко, Гиляровский был причастен), хотя у русских военных журналистов не было опыта, это было непривычно.

Главное, что, прежде всего, крестьянская реформа, подтолкнув на путь капиталистического развития, изменила аудиторию. Раньше - интеллигенция, немного - образованное купечество. Новые экономико-общественные отношения потребовали новых профессий с минимальной хотя бы грамотностью (кассиры, приказчики и т.п.). Демократизация и увеличение аудитории стимулировали развитие газетного дела. Масса городов помимо губернских ведомостей стала издавать частные провинциальные издания.

Начинают играть существенную роль именно газеты. Первая половина 19 века - в основном журналы. Газет стало много, и они заслуживают внимания.

Толстые журналы сохраняют свою роль идеологического руководства общества.

Новые явления, которые меняли журналистику: телеграфное агентство, снабжающее газету информацией (Рейтер, Гавас, Вольфа - поделили мир, Россия попадала под влияние берлинского агентства Вольфа) .

1866 - 1-е частное телеграфное агентство, созданное Краевским (РТА). 1895 - 1-е государственное агенство. 1872 - Международное телеграфное агентство, 1882 - Северное телеграфное агентство (частные).

1865 - впервые разрешили печатать платную рекламу. До 1865 года не было платной рекламы, но объявления печатались - в газетах правительственной ориентации, деньги перечислялись на счет организации, издававшей газету, а не в редакцию. Сначала рекламе отводилась последняя полоса (после 1865 года), а потом рекламу стали помещать и на первой полосе. Рекламный ажиотаж, большой доход, но к концу 19 века уже нельзя было издавать газету на доходы от одной рекламы.

Железные дороги, средства передвижения стимулировали развитие газеты.

Полиграфическая техника изменилась - скоропечатные плоские, затем ротационные - выписывались из Франции и Германии.

Тираж раньше обуславливался не аудиторией, а техникой: 10-12 тысяч - предел. Теперь тиражи возросли до 23 тысяч, и до 60-70 - столичные газеты. Провинциальные - 3-5 тысяч.

80-90-е - получает развитие еженедельника. Техника фотографирования была уже достаточно развита: появился иллюстрированный еженедельник. До этого печать была двух типов: газеты и журналы.

Реформа цензуры 1865 года. Закон о печати: три года комиссия составляла его с 1862 по 1865 год, но так и не составила, поэтому были выпущены Временные правила о печати, которые заменили закон. Существенный прогресс, демократические изменения. Печать передавалась в ведение министерства внутренних дел из министерства просвещения (более консервативное, министр Уваров, а в МВД министр - либерал Валуев). Отмена предварительной цензуры - для столичных газет и журналов (большая часть печати). Но цензура отменена с ограничениями: не распространялась на провинциальные издания, цензура сама не отменялась, а стала наблюдающей. А газеты должны были за 11 часов до выхода представлены цензору. Сами журналисты называли это Положение - карающим. За напечатанное и неодобренное цензурой - система наказаний. Три замечания изданию - издание приостанавливается на шесть месяцев.

Заявление на отмену цензуры плюс 5 тысяч рублей. Многие не пожелали выйти из-под цензуры. К 70-м гг выяснилось, что около половины изданий остались под цензурой (некоторые не захотели, некоторым не разрешили, некоторым не хватило средств).

За этические и другие нарушения - судебная ответственность. Первые же процессы показали, что очень трудно судить журналиста по уголовному кодексу, да и эзопов язык не подлежит наказанию.

Правительство перешло к административным наказаниям. С 1865 по 1882 год (новые Правила) борются две власти: судебная и административная, и административная берет верх.

1882 - печать отдали в руки административной власти. Совещание 4 министров: министр просвещения, министр внутренних дел, министр юстиции и представитель священного Синода на правах министра - новый орган, административный, не законодательный. Открывалась возможность для произвола. Хотя темы расширились, журналистика развивалась, все равно либерально-буржуазная печать получила большое облегчение, условия для развития - преуспевает, выходит на первый план. В законченном виде складываются два типа печати: ежедневные газеты и ежемесячные журналы в законченном виде.

Три блока печати: демократическая (легальная (“Искра”, еженедельник до 1873 г., “Отечественные записки”, “Дело”, “Неделя”) и нелегальная), либерально-буржуазная, консервативная и промежуточные издания. Демократических легальных газет не было, появлялись только нелегально, как “Колокол”. У правительства была своя четкая позиция на этот счет, пресекала попытки издания демократических газет.

Господствующая идеология в это время - народничество. Идеологические основы народничества заложены Герценом, Чернышевским (сельское коллективное устройство общественное, община). Русская интеллигенция вслед за славянофилами ищет особый путь развития России. Появляются теоретики. Николай Михайловский - авторитетный критик и социолог этого времени (“Отечественные записки”). Петр Лавров - философ (“Исторические письма” - “Неделя”). Михайловский: “Что такое прогресс”, 70-е гг., “Герой и толпа” - историю двигают личности.

Лавров - “вернуть народу долги, нести им знания”, идея хождения в народ, подготовки его к социализму.

Бердяев (“Истоки и смысл русского коммунизма”, 3 гл.) во многом согласен с Лавровым, но начинает с нравственной позиции. Народники очень любили народ.

Ленин (“От какого наследства мы отказываемся”, 2 часть об Энгельгарте) считал народников своими врагами, считал их полярными марксизму. А Бердяев: ленинизм и большевизм выросли из худших сторон народничества. Закономерная, по Бердяеву, вещь. Так шло развитие. Толстой и Достоевский - религиозное крыло народничества.

В конце концов народничество пришло к террору. Активные деятели и в прессе.

Журнал “Современник” в 60-е гг. “Мрачное семилетие” (1848 - 54) “С” пережил с большими потерями: ощущалось отсутствие Белинского, цензура сурово давила, публиковались случайные произведения А. В. Дружинина, М. В. Авдеева, Евг. Тур. В 1854 создается сатирико-юмористический отдел “литературный ералаш”, где наряду со стихами Некрасова, Панаева и др. печатались первые пародии и афоризмы К. Пруткова. В 1854 в “С” приходит Чернышевский, и начинается новый, весьма содержательный период. Ч.-журналист был прежде всего мыслителем, аналитиком, блестяще владеющим диалектикой, логикой мышления. Каждый предмет, явление он умел видеть со всех сторон. Публицист прекрасно сознавал силу своего ума и потому мог позволить себе показать свое превосходство над противниками из либерального и консервативного лагерей. Статья Ч. “Полемические красоты” направлена против “Русского вестника” и “Отечественных записок”. Ч. начал свою журналистскую деятельность в “С” как литературный критик, возродив при этом дух Белинского. Своими оценками Ч. задел и либеральных, и славянофильских критиков (его упрекали в резкости тона, обзывали “семинаристом” и т. д.). В статье “Об искренности в критике” Ч. критикует либеральную критику и защищает принципы Белинского. Выход диссертации Ч. “Эстетические отношения искусства к действительности” обострил отношения в редакции “С” - против выступили Дружинин, Тургенев, ведущий критик “ОЗ” Дудышкин. Тогда Ч. опубликовал в “С” авторецензию на свою диссертацию, в которой еще раз подчеркнул свои взгляды на литературу как на учебник жизни, провозгласив: “Прекрасное есть жизнь”. Из-за этого в 1855 из “С” ушли Анненков и Дружинин. В это время Ч. вынашивал план создания истории русской литературы. Он пишет очерк русской критики “Очерки гоголевского периода русской литературы” (печатались в 1855-56 и должны были возвратить боевое направление “С”, которое было при Белинском), статью о творчестве Пушкина. Ч. стремился углубить, усилить в новых условиях традиции “реалистической” литературы, толкнуть ее на путь активного служения идеалам народного прогресса.

В 1856 в “С” приходит Добролюбов, а с 1857 становится постоянным сотрудником. Изменение обстановки в стране (1855 - окончание Крымской войны, смерть Николая I). Первая статья Д. “Собеседник любителей русского слова” была посвящена истории русской журналистики 18 в. Д. считал себя представителем “партии народа” в журналистике (статья “О степени участия народности в русской литературе”, рецензия на стихи и песни Беранже).

В 1858 - 59 в “С” приходят Салтыков-Щедрин, Решетников, М. Антонович, Н. Шелгунов, Г. Елисеев. С 1859 меняется и структура издания: из литературно-общественного журнала “С” превращается в общественно-политический и литературно-художественный и делится на два отдела: литературно-художественный и публицистический. Впервые после журнала Карамзина “ВЕ” разрешено отдел “Политика”, появляется сатирический отдел “Свисток”. За Некрасовым закрепилось общее руководство журналом и художественный отдел, за Ч. - отдел политики, за Д. - отдел критики и библиографии, за Елисеевым - внутреннее обозрение, за Панаевым - фельетон, за Михайловым и Шелгуновым - вопросы зарубежной науки и литературы, а также женский вопрос. Так коллективные формы работы пришли на смену персональному журнализму.

“С” считал себя выразителем прежде всего крестьянских интересов. В специальной рубрике “Устройство быта помещичьих крестьян” публицисты требовали безвозмездной передачи всей земли крестьянам (“Заметки о журналах” Ч. 1857 и др.), предоставления крестьянам всех гражданских прав наравне с другими сословиями. В 1859 “С” переходит к пропаганде революции, Ч. клеймит либералов. В статье “Русский человек на rendez-vous”, анализируя повесть Тургенева “Ася”, Ч. истолковал психологию одного литературного персонажа (г. N) как психологию целого класса, всех либералов. Однако “Ася” публиковалась в “С”, и Ч., чтобы не оттолкнуть писателя от журнала, напечатал свою статью в журнале Е. Ф. Корша “Атеней”. Д. помещает в “С” статьи “Литературные мелочи прошлого года” (где клеймит мелкое либеральное обличительство) и “Что такое обломовщина?” (в значительной степени посвященную борьбе против дворянских либералов). Д. увидел за образами романа Гончарова, как и Ч. - за образами повести Тургенева, признаки социально-политической характеристики эпохи. Разоблачение либерализма на страницах “С” долго не прекращалось. Статьи Ч. “Г. Чичерин как публицист”, Д. “Письма из Турина”, стихотворение Некрасова “Рыцарь на час”, “Сатиры в прозе” С.-Щ. и др. Специально для борьбы с либералами Д. создал в 1859 сатирический отдел “Свисток” (1859-63). Подавляющую часть материалов “Свистка” Д. писал сам, используя иронию и пародию как формы эзоповской манеры письма. Д. писал даже пародийные стихи (на стихи Розенгейма) под псевдонимом “Конрад Лилиеншвагер” (одна из литературных масок Д. в “Свистке”, две другие - “Аполлон Капелькин” и “Яков Хам”). В “Свистке” печатались также пародии К. Пруткова, фельетоны Некрасова, Чернышевского и С.-Щ. Популярность “Свистка” была громадна.

После 1861 статьи “С” становятся все резче, публицисты стремятся добиться активной позиции читателя, коля ему глаза всякими мерзостями (см. письмо Д. к сотруднику “С” С. Т. Славутинскому от 1860). Статья Д. “Когда же придет настоящий день?”, посвященная роману Тургенева “Накануне” (настало время революционных действий). Тургенев, последний представитель дворянских писателей в “С”, был крайне недоволен такой трактовкой его произведения и покинул журнал. В статье “От Москвы до Лейпцига” Д. внушал читателям, что революция в России - единственный путь к всеобщему счастью. В 1860 - “Антропологический принцип в философии” Ч. (автор видел естественное обоснование социализма в самой природе человека). Идеалы социализма - в статьях “Июльская монархия” Ч., “Роберт Оуэн” Добролюбова и др. Большое место в работах Ч. занимает вопрос об отношении личности к коллективу, т. н. “теория разумного эгоизма”.

Реформу 1861 сотрудники “С” встретили резко отрицательно, понимая ее антинародный, крепостнический характер. Не имея возможности открыто выразить свое отношение к реформе, “С” встретил ее “заговором молчания”. Резко негативная оценка реформы дается в нелегальных материалах - прокламации Ч. “Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”, Шелгунова “К молодому поколению” и др. Ч. развивал курс на крестьянскую революцию в “Письмах без адреса”, но их публикацию запретили. В 1861 - литературно-критическая статья Ч. “Не начало ли перемены?” о рассказах Н. Успенского, написанная одновременно с прокламацией, призывавшей к восстанию.

С начала 1861 начинается резкая полемика с “С” “Русского вестника” Каткова и “ОЗ” Краевского. Ч. отвечал им статьей “Полемические красоты”. В 1862 “С” и “Русское слово” были приостановлены на 6 месяцев. Арестовали ряд лиц, в том числе и Ч. Некрасов, оставшись один (Д. умер в конце 1861, Панаев - в начале 1862), сумел оправиться от удара и продолжал издание “С” в 1863. Произошла перестановка сил. Во главе журнала стояли Некрасов, Елисеев и двоюродный брат Ч. Пыпин. Критический отдел принял Антонович. В феврале 1863 вышел первый (сдвоенный) номер “С”, который открывала статья П. Якушкина “Велик бог земли русской”, в которой реформа 1861 изображалась как ряд курьезов, издевка над ожиданиями крестьян. Активную позицию в “С” занимает С.-Щ. В обзоре “Наша общественная жизнь” он иносказательно, рассуждая о посте и покаянии, объясняет намерения возобновленного журнала. Его рассказы “Деревенская тишь”, “Миша и Ваня” проникнуты ненавистью к крепостничеству. В номере напечатана и последняя сцена из трагедии Эсхила “Прометей прикованный” в переводе Михайлова, чтобы напомнить о трагической судьбе Чернышевского. Статья Антоновича “Литературный кризис” носила программный характер (автор констатировал окончательное оподление либералов, которые вместе с Катковым напали на нигилистов). В № 3 “С” начал печататься роман Ч. “Что делать?”. Некрасов вообще уделял большое внимание литературному отделу, он печатал там свою поэму “Мороз, Красный нос” и стихотворение “Железная дорога”, “Помпадуры и помпадурши” С.-Щ., “Нравы Растеряевой улицы” Г. Успенского, “Трудное время” В. А. Слепцова, “Подлиповцы” Ф. М. Решетникова, “Очерки бурсы” Н. Г. Помяловского. Остро ставился вопрос об отмене телесных наказаний для детей, о воспитании молодого поколения. “С” вел полемику с Катковым, с журналом братьев Достоевских “Время”, и одновременно пришлось вступить в полемику с “Русским словом” (“раскол в нигилистах” произошел). Полемика “С” и “РС” кончилась плохо для обоих журналов: из них ушли ведущие публицисты (С.-Щ. ушел из “С” в 1865, в 1868 проявился конфликт Некрасова с Антоновичем и Жуковским). В 1866 “С” и “РС” были закрыты по личному распоряжению царя.