logo search
Госэкзамен / госы ответы

86. Современные зарубежные теории журналистики.

Авторитарная: Старейшая, сложилась в эпоху, когда учитывались общ интерсы, когда роль группы была важнее личности. Приоритет общественного над личным. Пресса тут – служанка власти. Основы закладывались в античности и Средневековье (от Платона до Макиавелли). Платон идеализировал аристократическую форму правления. Элита правит толпой. За цензуру. Свой вклад внесла римско-каталическая церковь (божественное происхождении власти). В эпоху Ренессанса Макиавелли исходил из принципа безопасности государства. Позднее Гобс развил его идею в трактате «Левиафан» о государстве. Гегель внес вклад, утверждал, что государство – это воплащенный разум, нравственность. На этой основе и возникла авторит концепция. Она предусматривает: издатель обеспечивает власти поддержку. Власть может определять и менять политику издания, цензировать, выдавать лицензию. После изобретения книгопечатанья эта теория просуществовала недолго. В идеале создать такие условия невозможно, так как большую роль стали играть рыночные отношения. С созданием протестантской церкви развиваются демократические устои общества, следовательно неспособность государства поддерживать монополию в печатном деле. В 16-17 вв – цензура. В 17 веке цензура не справляется с обилием материала. Формируется система лицензирования. Развивается партийная демократия (Англия), усиливается роль судебной власти.

Средневековый феодальный порядок. Два истока: 1) структура церкви (папа, иерархия - и так же строилась коммуникация), 2) феодальный строй. Пресса - орудие в руках божьих и начальников. Эта концепция жива до сих пор. Наполеон 1, Бисмарк, нацистская и советская печать. Наполеон 1 сознательно использовал печать как инструмент своей политической деятельности. “Печать - оружие”, эта концепция сформулирована Наполеоном 1, продолжена Людовиком 13. Революция противопоставила авторитарной концепции печати - концепцию свободы печати, основанной на свободе слова (Мильтон, “Ареопагитика”).

Либертарианская: противоположная авторитарной теории. На основе философии «свободной воли2. Повлияла богословская доктрина раннего христианства Выбор между добром и злом свободен. Человек может сделать самостоятельно правильный выбор. На это ссылался Мильтон. Человек –это разумное существо. Общество должно помогать личности осуществлять права личности. Государство должно создать условия для реализации возможностей личности. Госуд здесь средство, личность на первом месте.

Основы из христианства, далее развитие политической демократии, экономика свободной конкуренции. Религиозные свободы. Основы заложены в 17 веке – рационализм. Приоритетный вклад внесла эпоха Просвещения. Расцвета теория достигла в 19 веке. Мильтон выступил в 17 веке во время английской буржуазной революции за свободу слова. Власть короля под слежкой парламента. Развитие. На ряду с католицизмом, других религиозных течений. Джон Локк (фил Просвещения) центр власти в воли народа. Государство – попечитель. Законы должны ограничивать власть.»Право чел на свободу» Руссо – идея общественного договора.

В США деклорация о независимости, ее основатели Джефферсон, Пейн – выдвинули принципы свободы слова. Демократические функции прессы: воспитание личности и контроль за властью.

Пресса не является инструментом правительства. Она должна представлять факты и аргументы по которым аудитория судит о политике и формирует собственное мнение. Свободный рынок идей и информации, равный доступ всех к прессе.

Борьба за эти принципы проходит в 19 веке во всех европейских странах. В Великобритании – борьба за отмену налогов на знание – увенчалось успехом. В США и Великобритании сложилась система прессы почти свободной от правительства. Вскоре издания перешли в частные руки. Условия 19 века способствовали развитию теории, но в чистом виде она не могла существовать, так кА СМИ стали зависеть от издателя (крупные магнаты управляют прессой) – это было новое препятствие для развития свободной прессы. Процесс концентрации. Потребовалось создание новой теории.

Теория социальной ответственности прессы - защита журналистского сообщества от разного рода давления 9в том числе крупного бизнеса). Разработана после 2МВ, когда происходили разработки теории и создания кодексов прессы. Разрабатывала свои правила, законы. В основу легли выводы комиссии по свободе печати в 1947 году по предложению владельца американ жур «Таймс» Люсса. Комиссию возглавлял президент колумбийского университета Хатчест. Выводы были опубликованы под названием «Свобода и ответственность печати». На основе этого и кодексов прессы были разработаны теоретиком журналистики Хоккинсом. На первый план выдвигались этические принципы. Теория развивает положения либертарианской теории, но в новых условиях концентрации и монополизации прессы. Цель: реализация идей автономности СМИ, в том числе и от владельцев на основе идеалов свободы и ответственности перед гражданами, аудиторией, государством. Авторы исходят из того, что задачей прессы является информирование, создание условий для откртой полемики по соц проблемам.

Империко-функциональная - рассматривает вопросы о влиянии СМИ на общество.