32.Понятие о тексте. Журналистские тексты и pr-документы: общее и различное
Журналистский текст: специфика разных каналов коммуникации. PR-документы, используемые в СМИ (пресс-релиз, открытое письмо, занимательная история, биография и др.). Понятие о медиатексте.
Понятие оперативного и информационного повода. «Жесткая» и «мягкая» новость.
Работа над текстом: сбор фактического материала, авторская, редакторская, техническая (подготовка к использованию). Структурно-композиционное решение журналистского текста. Роль заголовка: номинативная, коммуникативная и рекламная. Роль иллюстративных материалов. Информационная графика.
Под журналистским текстом следует понимать сложное и разнохарактерное системное знаковое образование. Журналистский текст – это понятие родовое, предполагающее внутреннее деление, классификацию, основанную на изменении видового признака
Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности. К сотворчеству можно отнести:
— соавторство журналиста и профессиональной группы;
— соавторство двух журналистов;
— соавторство профессионала и непрофессиональной группы.
Каждый из обозначенных типов соавторства журналистов имеет свои особенности и характерные черты.
Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия.
Для журналистского творчества необходимо и такое качество, как «цельность восприятия». Обычно этим термином обозначают способность человека воспринимать то или иное явление в его целостности.
В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее — развитость мышления.
Знание основных закономерностей творчества необходимо журналисту для того, чтобы более осмысленно подходить к организации своего труда. Путь журналиста в работе над материалом может быть задан системой координат (знания, профессиональные умения и навыки; жизненный опыт и мировоззренческую позицию; развитые интеллектуальные и литературные способности и др.), которые и предопределяют весь творческий процесс по воплощению конкретного замысла.
Задумывая некую публикацию, журналист прежде всего должен определить тему. Рождение журналистской темы всегда сопряжено с творческим поиском, с осознанием ее актуальности и значимости для общественности, с отслеживанием всех изменений в разных сферах жизни людей, наконец, с четким определением круга жизненных явлений или вопросов, требующих раскрытия. При этом тема — «это и предмет описания конкретной ситуации, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения».
Замысел - первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. В журналистском творчестве основная роль первоначального замысла заключается в том, чтобы стать неким «внехудожественным заданием, общей идеей, определенной темой, образно оформляемой в процессе художественного творчества». Замысел, предваряя всю последующую работу журналиста над будущим произведением, уже на начальных этапах творчества представляет микромодель этого произведения.
Если в замысле фиксируется только общая идея, то в плане дается беглая наметка всего произведения, выделяются его узловые моменты, определяются основные герои произведения, вокруг которых и развернется все действие, наконец, задается вся событийная канва. Именно в этом коренное отличие плана от замысла. Дальнейшая работа над произведением связана с конкретизацией рабочей идеи, которая всегда имеет побуждающий, направляющий характер, как бы подсказывая адресату информации, что нужно делать в свете полученного сообщения. В этом смысле идея выступает как своеобразная программа действия.
Функция рабочей идеи состоит в том, что она во многом определяет идеологическую направленность будущей публикации не только на стадии ее подготовки, но и в процессе написания произведения. В практическом преломлении рабочая идея может приобрести вид основного тезиса или главной мысли произведения, которую нужно развить и доказать или подтвердить системой аргументации.
В журналистской практике используется целый арсенал методов сбора первичной информации. К традиционным журналистским методам, как правило, относят наблюдение, эксперимент и интервью.
Все методы можно условно разделить на две большие группы: первые из них используются при сборе эмпирических данных (наблюдение, эксперимент, интервью и др.), а вторые — при анализе полученных сведений (здесь можно назвать классификацию, группировку, типологизацию и т.д.).
В журналистике специальные методы применяются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию. Именно в таких ситуациях корреспондент для достижения цели меняет профессию, участвует в социальных экспериментах, проводит фокусированное интервью и экспертные опросы, пытается прогнозировать те или иные явления действительности (нетрадиционные методы: прогнозирование и биографический метод).
При обработке данных используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и т. д.), так и общенаучные процедуры (систематизация, классификация, группировка, типологизация и т. д.).
Типизация — форма широко используемая в художественной литературе, для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе
Как известно, к информационным жанрам относятся: заметка, репортаж и интервью. Их основное назначение — сообщение новых и интересных фактов из всех сфер общественной жизни людей.
В хроникальной заметке новость может быть отражена в каком-либо факте или цифровом материале. В качестве информационного повода могут выступить любые общественно значимые события.
В заметке используются самые разнообразные способы подачи фактов. Например, выделяется два варианта информирования: «жесткое» и «мягкое». В первом случае журналист оперативно информирует читателей о состоявшемся событии. «Жесткая» новость представляет краткий, точнее сжатый вариант, в котором излагается только суть события. В «мягких» новостях оперативность ослаблена, зато введен момент интриги, активнее используется деталь. В заметках, как правило, используются общественно значимые факты.
Предметом репортажного отображения является не какое-то законченное событие, а некий процесс или действие. Поэтому журналисту важно не просто описать те или иные факты, а показать динамику развития события, выразив к нему свое отношение. В репортаже, в отличие от заметки, журналист не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает динамику развития события, открыто выражая авторское отношение ко всему, что происходит на его глазах.
Факты, приводимые в интервью, всегда подчинены общему замыслу и теме разговора. Факты в интервью используются с учетом разновидностей данного жанра. Например, в интервью-сообщении собеседник информирует читателей о наиболее важных событиях. В интервью-диалоге факты — лишь повод для развертывания беседы. Документальность описываемого объекта может быть подтверждена авторскими свидетельствами: «я видел», «я узнал», «я был очевидцем», «я был участником» и т.п. Во всех этих случаях «журналист, как нотариус, своим именем заверяет правдивость описания.
Допущение субъективного начала не противоречит документальной основе журналистского произведения. Различные приемы авторского самовыражения лишь способствуют более глубинному осмыслению объективных сторон описываемого события. Среди этих приемов мы особо выделяем категорию авторского «я». Используя этот своеобразный инструмент, журналист может активно вторгаться в ход описываемых событий, свободно выражать свои мысли, входить в контакт с героями, выражать собственную позицию, мнение и т.д.
В журналистском произведении (в силу особенностей публицистического отображения действительности — прерывистого и мозаичного) могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения. Композиция оказывается прежде всего расположением в пространстве произведения осмысленных автором событий, ситуаций и лиц в характерности их взаимоотношений и движения
Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения текста. Данный подход был выработан в практике киноискусства, и, по сути, означает отбор за монтажным столом наиболее удачных эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину.
Часто журналисты используют сюжетные приемы построения произведений. В журналистике под сюжетом понимают «движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты.
Наряду с сюжетным построением произведения журналисты охотно используют фабульные приемы в подаче событий. Если под сюжетом понимают хронологическую последовательность изображаемых событий, то под фабулой — тот порядок, в котором о них повествуется. Таким образом, фабульное построение материала от сюжетного отличается тем, что основной заботой журналиста здесь является выделение наиболее примечательных событий, которые раскрывали бы то или иное социальное явление или проблему.
К внешней форме организации журналистского произведения относится и такая категория, как архитектоника. Архитектоника журналистского текста — соразмерность его частей, эстетический уровень построения произведения как законченного целого, оправданность сочетания различных формообразующих элементов с целью достижения гармонии, это общий эстетический план материала.
- 1. Ценностные ориентации и профессиональная этика в сфере связей с общественностью
- 2. Правовое обеспечение связей с общественностью
- 3. Выпуск сми как производственный процесс: сетевое сми
- 5. Система средств массовой информации Российской Федерации
- Средства массовой информации Республики Татарстан
- 6. Законодательное поле рекламной деятельности в России
- 8.Типология современных средств массовой информации
- 9.Интервью как метод познания действительности и как жанр
- 10.Полномочия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой коммуникации
- 5. Сми в структуре общества
- Структура редакции газеты
- 11.Понятие массовой информации
- 12.Редакции сми как одна из целевых аудиторий связей с общественностью и рекламного бизнеса
- 13.Аналитические жанры
- 14.Выпуск сми как производственный процесс: радио– и тележурналистика
- 15. Классификация информации с правовой точки зрения
- 16.Выпуск сми как производственный процесс: газеты и журналы
- 17.Современная система жанров журналистики
- 18. Государственная политика в области массовой коммуникации
- Глава 1.Статья 3. Недопустимость цензуры
- 19.Правовое регулирование маркетинга
- 20.Информационные жанры
- 21.Правовое регулирование трудовых правоотношений в сфере массовой коммуникации
- 27.Правовое регурирование Интрнета
- 22.Правовой статус субъектов информационных отношений
- 23.Информационные права личности
- 24.Правовое регулирование работы редакции сми
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- 25.Условия и порядок регистрации сми
- 26.Правовое регулирование Интернета
- 27.Основы современного авторского права
- 29. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- 28.Правовое регулирование доступа к информации
- 29.Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- 30.Правовое регулирование избирательной кампании
- 31.Правовое регулирование аккредитации представителей сми
- 32.Понятие о тексте. Журналистские тексты и pr-документы: общее и различное
- 33.Социальные роли и функции журналистики
- 34.Этические регуляторы в сфере информационных отношений
- 35.Защита чести, достоинства и деловой репутации: этический и правовой аспект
- 36.Экономика массмедиа
- 37.Правовое регулирование информационных отношений
- 38.Правовые нормы, гарантирующие права ребенка в Российской Федерации в информационной сфере