logo search
Госэкзамен / госы ответы

41. Сми Великобритании.

Последнее десятилетие века в Англии было отмечено сменой эпох в газетном деле, вызванной требованиями новой технологии полиграфического производства и борьбы газетно-журнальной журналистики за выживание в условиях жесткой конкуренции со стороны "электронной" журналистики. Начало 90-х гг характеризовалось неуклонным сокращением тиражей ежедневных и воскресных газет и прекращением выхода журналов общего типа, таких как "Пикчер пост" и "Джон Булль". Их место заняли женская периодика, а также журнальные вкладки-приложения к воскрестным газетам. Одна из причин этого явления - перестройка рекламного бизнеса: большинство рекламных кампаний, расчитанных на массового потребителя, было перенесено на телевизионные каналы.

Англия считается классической страной разделения центральной прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). Несмотря на довольно разветвленную сеть региональных изданий (около 100 утренних и вечерних газет, сотни еженедельных), жители страны привыкли иметь к завтраку свежую лондонскую газету, ожидая найти в ней сообщения обо всех событиях общенационального и мирового значения. На долю же региональных изданий часто выпадает роль рупора локальных новостей и вестника рекламы местных универмагов.

Из этой особенности центральной печати вытекает и предельный уровень концентрации общенациональной прессы в руках немногих издателей. К началу 90-х гг. господствующие позиции в центральной британской прессе захватили 5 групп : 1) "Ньюс интернэшнл" Р.Мэрдока , 2) "Миррор груп ньюспейперс" Р.Максвелла, 3) "Юнайтед ньюспейперс" лорда Стивенса, 4) "Телеграф" канадского бизнесмена К.Блэка, 5) "Ассошиэйтед ньюспейперс" лорда Ротермира. Основные газеты, находящиеся во владении этих групп, делятся на:

а) ежедневные качественные

"Таймс" /"Ньюс интернэшнл" , тираж в 1996 г. - 860 тыс. экз./

"Гардиан" /"Медиа Гардиан груп", 402 тыс. экз./

"Дейли телеграф" /"Телеграф", 1100 тыс. экз./

"Файнэншл таймс" /"Пирсон", тираж в 1995 г. - 286 тыс. экз/

б) ежедневные промежуточные

"Дейли мейл" /"Ассошиэйтед ньюспейперс", 1794 тыс. экз./

"Дэйли экспресс" /"Юнайтед ньюспейперс", 1292 тыс. экз./

в) ежедневные популярные

"Сан" /"Ньюс интернэшнл", тираж в 1996 г. - 3939 тыс. экз./

"Дейли миррор" /"Миррор груп ньюспейперс", 2361 тыс. экз./

г) воскресные качественные

"Санди таймс" /"Ньюс интернэшнл, 1413 тыс. экз./

"Санди телеграф" /"Телеграф", 750 тыс. экз./

"Обсервер" /"Медиа Гардиан груп", 462 тыс. экз./

д) воскресные промежуточные

"Мейл он санди" /"Ассошиэйтед ньюспейперс", 2119 тыс. экз./

"Санди экспресс" /"Юнайтед ньюспейперс", 1446 тыс. экз./

е) воскресные популярные

"Ньюс оф уорлд" /"Ньюс интернэшнл", 4509 тыс. экз./

"Санди миррор" /"Миррор груп ньюспейперс", 2527 тыс. экз./

"Пипл" /"Миррор груп ньюспейперс", 2079 тыс. экз./

Ежедневная газета "Морнинг стар", орган Коммунистической партии Великобритании, проходила в официальных справочниках по разряду "национальных" газет до 1990 г. Но после самороспуска расколотых коммунистических организаций газета потеряла более половины читателей, особенно в провинции.

В Англии широко поставлено и журнальное дело. Среди журнальной периодики можно выделить издания:

1) общественно-политические

а) качественные

"Нью стейтсмен" /еженедельный/

"Спектейтор" /еженедельный/

б) массовые

"Тайм аут" /еженедельник/

2) политические

"Трибьюн" /еженедельник, лейбористский/

3) экономические

"Экономист" /еженедельник/

4) научно-популярные

"Нью сайентист" /еженедельник/

5) сатирико-юмористические

"Панч" /еженедельник/

6) специализированные

а) женские

"Вумэн" /еженедельник/

б) военные

"Дифенс" /ежемесячник/

1994 год был периодом расцвета субботних приложений качественных изданий. Самое объемное приложение - у газеты "Дейли телеграф". Оно включает семь секций и расчитано на довольно широкий круг читателей. Одни из разделов: "Уикенд", "Бизнес ньюс", "Ти-ви энд радио", "Артс энд букс" и "Янг телеграф". Объем продажи субботнего тиража выпуска превысил показатели будничного на 20%. Схожая ситуация и у газеты "Гардиан", субботний выпуск которой включает теперь молодежный журнал.

По контрасту с заметной материальной нестабильностью газет общего типа в Англии продолжают процветать издания и пресс-организации, специализирующиеся на сборе и распространении экономической информации. Причем в течение 80-х - начале 90-х все они стремились расширить базу своей деятельности, прежде всего, за пределами страны. В роли аналитика мировой экономики лидируют деловые периодические издания группы "Пирсон". Газета "Файнэншл таймс", например, издается одновременно в пяти "финансовых" столицах - Лондоне, Париже, Франкфурте, Нью-Йорке, Токио - и рассылается во все страны мира. А контингент читателей еженедельника "Экономист" этой же группы, анализирующего главные проблемы мирового рыночного хозяйства, на 80% состоит из зарубежных подписчиков.

В течение последних лет многие газетные издательства Англии стремятся вложить свои капиталы в телевизионный бизнес. Так, компания Пирсона в 1993 г. стала собственником крупной телевизионной продюсерской компании "Темз телевижн". Владельцы "Дейли телеграф" купили 15% акций телекомпании "Карлтон". В конце лета 1996 г. английский парламент принял "Акт о вещании ", который разрешает газетным компаниям вкладывать капиталы в неограниченное число коммерческих каналов телевидения, а коммерческим каналам в свою очередь вступать во владение газетными предприятиями. Но в результате таких комбинаций в одних руках не может сосредоточиваться контроль над более чем 15% аудитории коммерческого радиовещания и телевидения, а также 20% общего тиража газет.