logo search
ответы к госу-КРАТКОЕ!

33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.

Источником информации для СМИ выступает фрагмент реальности, контакт с которым пополняет его сознание принципиально новыми данными об этой реальности. Существует огромное разнообразие конкрутных источников информации.

В сущности, вся информационная среда делится на три основных типа источников информации: документ, человек и предметно-вещевая среда. Документальные источники информации

Существует большое количество определений понятия «документ». Причём некоторые из них более объёмны: документ – это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве».

Общение журналиста с документальными источниками информации начинается с их поиска. Работа с документами требует высокого уровня библиографической грамотности, широкого представления о типах и видах документов. В журналистике большинством исследователей принята следующая классификация документов. По типу деятельности:

  1. Государственно-административные;

  2. Производственно-административные;

  3. Общественно-политические;

  4. Научные;

  5. Нормативно-технические;

  6. Справочно-информационные;

  7. Художественные.

Вторая классификация документов основана на группировке по сферам их обращения. Суда входят документы:

  1. Производственные;

  2. Общественных организаций;

  3. Бытовые.

« Под производственными документами имеется в виду совокупность текстов (в том числе личных: заявления, докладные и объяснительные записки, просьбы), которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах». Такие документы подлежат регистрации, однако не существует ни нормативного акта, ни ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста к ним. Поэтому представители прессы нередко сталкиваются с отказами официальных лиц. Приходиться искать обходные пути, убеждать людей, имеющих отношение к этим документам, оказать помощь журналисту.

Равнозначная ситуация и с документами общественных организаций – текстами, обеспечивающими информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Во многих случаях представители пресс-службы, после запроса журналистом подобных сведений, просят обойтись предоставленными ими данными.

В работе с бытовыми документами – той совокупностью официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту, розыск – самое трудное. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека (т. е. предъявить документ или нет, определяет только воля его владельца).

Социологами разработано следующее деление документов, применяющееся в журналистике:

  1. По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).

  2. По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении денег и протокол собрания коллектива).

  3. По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).

  4. По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные – отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).

  5. По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчёты по установленному образцу и «целевые», т. е. созданные по заказу журналиста – допустим, справка о деятельности учреждений).

Процесс освоения журналистом документа состоит из трёх этапов: извлечение данных, их интерпретация и фиксация. Первый из них предполагает умение журналиста быстро и глубоко перерабатывать знаковую информационную продукцию. Качество второго, основанного на анализе, оценке и объяснении полученных данных «зависит от того, насколько журналист умеет включать в соображения здравого смысла критерии оценок, задаваемые системой знаний общеметодологического и специального характера». Многое зависит от навыка точной фиксации данных, полученных в результате проработки документальных материалов. В данном контексте уместно говорить о создании нового документа – профессиональных записей журналиста, которые при определённых условиях могут иметь юридическую силу.

Обладая достаточным количеством документальной информации, журналист может построить некое сообщение, основываясь только на ней. Однако работа с документами обязательно предполагает как проверку их на подлинность, так и определение достоверности и надёжности заключённых в них данных. При возникновении сомнений в подлинности документа, т. е. в его действительном происхождении от того автора и при тех обстоятельствах, которые предполагает текст документа, необходимо специальным образом проанализировать его. Этот анализ предполагает внимание к содержательным характеристикам документа, его внешней стороне, в целях выявления признаков подлинности или несоответствия им. Иногда довольно трудно при помощи подобных приёмов определить подлинность источника, тогда на помощь приходят специалисты – текстологи, криминалисты.

Чтобы убедиться в достоверности информации, содержащейся в источнике, журналисты прибегают к правилам проверки достоверности документов, принятым в социологии. Согласно им необходимо:

  1. Различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);

  2. Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;

  3. Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа при его создании;

  4. Учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.

Не менее полезным является также проверка источника путём сравнения его с другими сведениями, а при ситуации, когда документ становится базой для серьёзных выводов и обобщений, журналисту необходима консультация специалиста, способного выступить в качестве эксперта в той или иной области.

Предметно-вещевая среда как источник журналистской информации

Под предметно-вещевой средой понимается обстановка, которая окружает журналистов. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек. Главный вопрос для журналиста: где отыскать эти источники. На данный момент в обществе утвердилось понимание необходимости оказывать средствам массовой информации организационную информационную поддержку.

Сегодня существует достаточно развёрнутая система информирования журналистов о происходящих событиях. К основным его формам Г. В. Лазутина относит следующие:

  1. Брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идёт ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу;

  2. Презентации – торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности;

  3. Пресс-конференции – встречи государственных или общественных деятелей, представителей науки, культуры и т.д. с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы;

  4. Пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами;

  5. Специальные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы деятельности, создаваемые корпоративными информационными агентствами;

  6. Экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб. Пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.

Они поставляют редакциям СМИ сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они фактически не являются производителями информации, но способствуют обмену и распространению важных сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере.

В высшей степени существенно и то, что сегодня законодательно предусмотрено право журналистов запрашивать и получать информацию от государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц.

Человек как источник журналистской информации

Человек является ключевым звеном в системе информационных источников: человек – субъект деятельности, он включён в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем.

Действительно, человек, с одной стороны – свидетель или участник происходящих вокруг нас событий и потому выступает в качестве носителя информации об этих событиях. С другой стороны, он держатель информации о себе, о своём внутреннем, неповторимом мире. И, наконец, он транслятор информации, полученной от других.

Особенность этого источника в том, что он может открыться или не открыться для журналиста: как существо социальное он сам программирует своё поведение, это необходимо учесть каждому журналисту, работающему с этим источником информации.

***

Доступ к информации - это гарантированное законом беспрепятственное предоставление гражданину (и журналисту в частности) необходимой общественно-значимой информации.

В ходе проведенного мною исследования удалось выяснить, что, несмотря на попытки высокопоставленных лиц обеспечить информационную открытость деятельности государственных и негосударственных учреждении, несовершенства отечественного законодательства позволяют владельцам информации манипулировать обществом в целом и журналистами в частности (от непредоставления общественно-значимой информации до явной дезинформации). Но так как права граждан на свободу доступа к информации являются основой реализации других прав и свобод, то эта манипуляция представляет особую опасность для всего общества.

Получать информацию - это право, прежде всего, гражданина, а журналист работает как представитель общественности. Обеспечение доступности к источникам информации для журналиста имеет чрезвычайно значимый социальный смысл - это средство для обеспечения информированности населения. Однако постепенно и неумолимо возможности журналистов на получение информации сужаются. Более того, в основе 75-80% нарушений прав журналистов лежит проблема доступа.

Подтвердилась гипотеза о том, что у журналистов существует иерархия предпочитаемых источников информации, и что первое место в ней занимают органы исполнительной власти. Парадокс, но именно эти органы власти занимают первое место в другой иерархии - органов власти, которые чаще всего отказывают журналистам в предоставлении информации. Не менее трудно получить информацию у коммерческих, финансовых структур, а также правоохранительных органов. Среди типичных объяснений, которыми сопровождается отказ в предоставлении информации, наибольшей популярностью, по мнению журналистов, пользуется ссылка на запрет руководства предоставлять информацию, а, по мнению чиновников, - ссылки на засекреченность информации. С целью повлиять на источник информации, журналисты чаще всего используют дополнительные рациональные и эмоциональные аргументы, именно этот способ воздействия чаще всего испытывают на себе чиновники. Интересно отметить, что предпочтение способов воздействия также зависит от персональных характеристик журналиста. Так, мужчины, чаще чем женщины, апеллируют к закону, а журналисты до 25 лет, если не смогут убедить информаторов при помощи дополнительных рациональных и эмоциональных аргументов, то обращаются за помощью к собственному редактору. Тогда как журналисты от 45 лет добывают информацию при помощи неформальных способов влияния.

Проведенное исследование еще раз подтвердило актуальность проблемы и предоставило возможность автору дать некоторые советы журналистам и чиновникам.

Проблемы доступа:

1. Ненадлежащим образом работает закон о СМИ и КРФ . 2. Закрытость органов гос.власти. 3. Сознательное сокрытие информации. 4. Нежелание общения с журналистами. 5. Пресс-служба (ограничение распространения инфы или плохо работают).