logo search
MOI_GOS

Путевой очерк

Путевой очерк, как и некоторые другие ж-тские жанры (например, заметка, отчет, корреспонденция, обозрение), отно­сится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших ста­новление ж-ки. Очевидно, это объясняется тем, что по­добная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе12[5]. А поэтому явля­лась хорошо освоенной, что и помогло ей быстро закрепиться на страницах периодической печати, как только та возникла.

Авторами, прославившими путевой очерк как жанр российс­кой литературы и ж-ки в XIX в., стали А. С. Пушкин («Пу­тешествие в Арзрум»), Н. И. Новиков («Отрывок путешествия в И***Т***»), А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Моск­ву»), А. А. Бестужев («Поездка в Ревель»), А. П. Чехов («Остров Сахалин»), И. А. Гончаров («Фрегат «Паллада»). Много прекрасных путевых очерков было создано публицистами советского времени, например И. А. Ильфом и Е. П. Петровым, И. Г. Эренбургом, М. А. Шагинян, М. Е. Кольцовым, Ю. Смуулом, В. В. Маевским, В. М. Песковым и другими ж-тами13[6].

Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл сло­во «авантюра» — «приключение»). Подобная авантюрность задает­ся самим характером подготовки данного типа публикации. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких собы­тий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.), то и сюжет очерка отражает собой последо­вательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) ж-та. Разумеет­ся, хороший путевой очерк не может быть простым перечислени­ем или изложением всего, что автор увидел в течение своей поезд­ки. Да и опубликовать все увиденное ж-том вряд ли сможет себе позволить то издание, для которого готовится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходится отбирать самое интересное, са­мое важное. Что посчитать таким самым интересным и важным — зависит от того замысла, который складывается у него в ходе путе­шествия. Разумеется, замысел может возникнуть и задолго до твор­ческой поездки. Исходным материалом для него могут стать как прошлые личные наблюдения ж-та, так и полученная вновь информация из тех же газет, журналов, радио и телевидения. Но не исключено, что ж-т получит определенное задание от своего редактора или замысел возникнет под воздействием каких-то иных факторов (скажем, в результате участия ж-та в ка­кой-то политической акции). Как и в ходе подготовки любого се­рьезного и объемного материала (а путевые очерки именно таки­ми и бывают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этот замысел может быть скорректирован или даже кар­динально изменен — все зависит от характера той информации, которая попадет в распоряжение ж-та.

Именно на этот полностью сформировавшийся замысел или, как его еще по-иному называют, основную идею будущего произ­ведения и должны работать все собранные автором в ходе творчес­кой командировки факты и впечатления. Если же они выходят за рамки такого замысла, то их приходится оставить в ж-т­ском блокноте.

Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для ж-та может стать показ того, как в разных го­родах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвали­дах). Он может поставить перед собой и цель иного плана, напри­мер исследовать, как население разных городов проводит свобод­ное от работы время, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на том маршруте, которым он следует. Или он может встретиться с проживающими в населенных пунктах, через которые проезжает, участниками Великой Отечественной войны, имеющими звание Героя Советского Союза или являющимися полными кавалерами ордена Сла­вы. Таких целей существует бесконечное множество. В результате их реализации могут появиться самые разные по содержанию путе­вые очерки. В любом случае ж-т должен уметь использовать те преимущества, которые предоставляет ему путевой очерк. И прежде всего — сам факт своего перемещения «во времени и пространстве», с тем чтобы придать очерку динамичную форму, чтобы позволить читателю почувствовать все напряжение и «пре­лести» путешествия и сделать его тем самым «соучастником» своей командировки, своего поиска.

в начало