15. Журнал "Современник* - орган революционной демократии (редакторы, направление, тематика)
В 60-е гт Россия переживала революционную ситуацию. Крымская воина обнаружила гнилость крепостного права. Царь Александр II пришел к вывод)', что лучше освободить крестьян сверху. В 1861 г. отмена крепостного права была провозглашена. На общественную арену вышло новое поколение революционеров-разночинцев, которые были ближе к народу, чем предыдущее поколение дворянских революционеров-декабристов Вождем этих революционеров был Н.Г. Чернышевский. Центром революционной демократии того времени был журнал "Современник". В зависимости от отношения к крестьянскому вопросу решался вопрос о прогрессивности газет и журналов. Широкое распространение получили политические прокламации, среди них такие как "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", "Великоросс", "К молодому поколению", "Молодая Россия" и др. Революционные призывы зазвучали со страниц "Современника". К этому времени в журнале участвует Н.А. Добролюбов. Русское правительство начинает лавировать. Появляются растерянность и колебания в цензурном вс-домстве. Это дало возможность открыть новые газеты и журналы (всего около 150; но большинство из них были либерально-монархического направления).
"Современник" получил разрешение печатать материалы с театра военных действии. Александр II распорядился пересмотреть цензурные законы, однако пересмотр длился десять лет, и только в I86S г. был введен новый закон о печати. В ответ на него Некрасов написал шуточное стихотворение:
Отказавшись от милой цензуры. Погубил я досуги свои, Сам читаю теперь корректуры, И мараю чужие статьи.
Согласно закону журнал, получивший два-три замечания от Главного управления по печати, закрывался без предупреждения "Современник" вступает в борьбу с журналами либерально-монархического направления ("Русский вестник", "Русская беседа", "Сын Отечества" и др.). В борьбе с этой прессой "Современник" вместе с "Русским словом" и "Искрой" утвердили принципы революционно-демократической печати.
По окончании Главного Петербургского педагогического института в 1857 г. в журнал пришел Н.А. Добролюбов. В своем развитии он во многом был обязан Белинскому. Его биографию Некрасов описал так: "Бедное детство в доме бедного сельского священника; бедное полуголодное учение; потом четыре года лихорадочного, неутомимого труда, и, наконец, год за границей, проведенный в предчувствии смерти - вот и вся биография Добролюбова". В 1856 г. он знакомится с Чернышевским, и в этом же году в "Современнике" появляется его статья о журнале XVIII в. "Собеседник любителей российского слова". Проницательность, прямота, неспособность к компромиссам отличали Добролюбова с самого начала его деятельности. Он печатает в журнале ряд статей, через которые раскрывает свои философские принципы, исторические воззрения, литературные и политические взгляды. В 1859 г. появляется его статья "Литературные мелочи прошлого года". В ней Добролюбов противопоставляет "старое" и "молодое" поколения Российского государства, дает меткую и беспощадную характеристику русского либерализма. Он показывает, что современная литература отстает от общественной жизни и не в состоянии выступить против самодержавно-крепостнического строя в России. Свои взгляды Добролюбов излагает в ряде статей В статье "Что такое обломовщина?" (1859) дает уничтожающую характеристику либерально-помещичьей интеллигенции и указывает на то, что в борьбе с самодержавием народ может рассчитывать только на свои силы; либералы не способны к решительным действиям и готовы предать интересы своего народа.
Сатирические материалы стали печатать на страницах "Современника". В "Свистке" сотрудничали Чернышевский, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Козьма Прутков (братья А.М. и В.М Жемчуж-никовы и А.К. Толстой) и др. Но больше других работал для "Свистка" Добролюбов Он выступал под литературными псевдонимами: Конрат Лилиеншвагер (немецкий поэт Розенгейм), Яков Хам (поэт Хомяков), Аполлон Капелькин. В своих пародиях он дает оценку либерализма и либерального "прогресса", неспособного защищать интересы народа. Консерваторы и либералы возненавидели Добролюбова за его "Свисток".
С точки зрения Добролюбова, как и Чернышевского, ж-ка была как бы формой политической деятельности. Таким подходом к ж-ке они определяли требования и к деятелям печати. Прежде всего, по их мнению, от ж-та нужно требовать прочной связи с общественной жизнью. "Современник" выступил со статьей, где Чернышевский резко критиковал точку зрения Чичерина и указывал, что задача ж-та - выяснение потребностей, которыми занято общество в данный момент. В другой статье Чернышевский •совершенно четко заявил, что задачей своей деятельности как ж-та он считает - защиту интересов русского крестьянства. Этим заявлением и определялась программа "Современника" по крестьянскому вопросу. Революционные демократы понимали, что крестьянский вопрос можно решить только революционным путем. "До сих пор, - писал Чернышевский, - история не представляла ни одного примера, когда успех получился бы без борьбы".
Однако журнал эволюционировал от революционного демократизма в сторону народничества и либерализма Несмотря на явное отступление от традиций Чернышевского и Добролюбова, "Современник" получил в 1865 г. два предостережения. Это сказалось на подписке в 1866 г. - он получил 2100 подписчиков. Некрасов хотел сам закрыть убыточный журнал, но покушение на Александра II сыграло свою роль, и журнал в июне 1866 г. был закрыт.
- Государственная политика в области сми.
- 6. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 7. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Экономические основы реализации свободы ж-тской деятельности.
- 9. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 10. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 37. Взаимодействие ж-ки и социологии.
- 14. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 27.2: Кодекс профессиональной этики российских журналистов.
- 63. Взаимоотношения сми и государства.
- 14. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 15. Профессиональная этика ж-та. Саморегулирование ж-тской деятельности в рф.
- 16. Современное законодательство России о сми.
- 103. Закон о сми "о праве на получение информации"
- 91. Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 17. Паблик рилейшнз: сущность и функции. 24. Pr: сущность и функции.
- 2. Связи с общественностью, сущность и опыт ее реализации
- 19. Редакционно-издательский маркетинг.
- 59. Основы редакционно-издательского маркетинга: цели, направление, формы и методы.
- 102. Газетно – журнальный маркетинг.
- 51. Информационные системы маркетинга
- 40. Информационные жанры современной ж-ки.
- 57. Система жанров ж-ки. Факторы их дифференциации и тенденции развития. ??????????????
- 24. Заметка как жанр публицистики. Заметка общая характеристика
- Типы информационного содержания заметки
- Жанровые виды заметки
- Структура заметки
- Требования к заметке
- 25. Интервью как жанр публицистики. Информационное интервью
- Блиц-опрос
- Аналитическое интервью
- Аналитический опрос
- 26. Репортаж как жанр публицистики. Репортаж
- 27. Очерк как жанр публицистики. Очерк
- Портретный очерк
- Проблемный очерк
- Путевой очерк
- 28. Эссе как жанр публицистики.
- 29. История возникновения и развития телевидения.
- 30. История информационного телевидения.
- Информационная функция
- Культурно-просветительская функция
- Интегративная функция
- Социально-педагогическая функция
- Организаторская функция
- Образовательная функция
- Рекреативная функция
- 32. Форматы телевизионных каналов.
- 33. Специфика прямого телевизионного эфира. Основы режиссуры прямого эфира
- 34. Имидж телеведущего.
- 35. Композиция, редактирование, монтаж телесюжета.
- 36. Техника телевидения.
- 37. Интервью в экранном контексте. Интервью
- 38. Репортаж на радио и тв. Репортаж
- 39. Анализ работы телеканала/программы (по выбору).
- 40. Методы изучения общественного мнения в ж-ке. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 39. Виды социологических исследований ж-ки: «академический» и «коммерческий».
- 25. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 41. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 26. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 42.Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка. 61. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 44. Типология ж-ки. Основные типоформирующие факторы изданий теле- радиопередач.
- 46. Жанрообразующие факторы. Роль различных жанрообразующпх факторов в формировании жанров
- 47. Система методов ж-тского творчества. 32. Система методов ж-тского творчества.
- 52. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия. 39.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 90. Сми и массовая культура.
- 54. Виды рекламы. Общие требования к рекламе.
- 52. Виды и формы рекламы.
- 55. Типология телевизионных программ. Типология телевизионных программ.
- 56. Особенности функционирования рекламы в сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 81. Реклама в системе сми.
- 57. Основные этапы развития рекламы. Основные этапы развития рекламы.
- 58. Концепция социальной ответственности ж-та. Концепция социальной ответственности ж-та.
- 59. Возникновение и развитие многопартийной отечественной ж-ки в годы первой русской революции.
- 60. Профессиональное общение ж-та, творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 61. В.И.Ленин - публицист. Борьба с народничеством.
- 62. Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы. Сми стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.
- 63. Эгон Эрвин Киш - публицист.
- 64. Ф.Энгельс - публицист.
- 65. К.Маркс - публицист.
- 66. Средства массовой информации конца 20-30 гг. В структуре административно-командной системы.
- 75. Сми конца 1920-х - 30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- 67. Послевоенная советская ж-ка как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и.Функционирования.
- 68. Средства массовой информации Франции. История становления и современные сми франции (2 часа)
- Рекомендуемая литература
- 70. Мильтон и концепция свободы печати. 10. Мильтон и концепция свободы печати.
- 71. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 93. Основная проблематика выступлений прессы и радиовещания в годы великой отечественной войны 1941 -1945.
- 72. Средства массовой информации Великобритании.
- 18. Сми Великобритании.
- 74. Публицистика м.Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 75. Г.И.Успенский - очеркист русской деревни.
- 76. В.Г.Белинский и ж-ка 30-х и 40-х гг.Х1х в. («Отечественные записки» и «Современники»).
- 56. В. Г. Белинский и ж-ка 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 32. «Свисток» как отдел «Современника»
- 15. Журнал "Современник* - орган революционной демократии (редакторы, направление, тематика)
- 77. Русская революционная бесцензурная печать 70 - 80-х гг. XIX в. («Народное село», «Земля и воля», «Народная воля» и др.).
- 78. В.Г.Короленко против насилия и произвола («Мултанское жертвоприношение», «Сорочинская трагедия», «Бытовое явление» и письма Луначарскому).
- 27.Публицистика в.Г.Короленко.
- 80. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада. 43. Основные информационные коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 81. Особенности российской печати 1990-2000 годов. Отечественная публицистика этого периода.
- 98. Пресса России. Опыт и тенденции развития.
- 64. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 13. Публицистика Писарева в журнале «Русское слово».
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а.И.Герцена.
- 84. Вольная русская пресса за границей «Северная звезда» и «Колокол». А.И. Герцена.
- 66. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории ж-ки. 46. Современные зарубежные теории ж-ки.
- 88. Социалистическая ж-ка 1917 года. Социалистическая ж-ка 1917 г.
- 89. Типология западной ж-ки.
- 90. Газета «Русское слово» и.Д.Сытина - в.М.Дорошевича. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 92. Возникновение русской ж-ки. Петровские «Ведомости» и др.. 54. Возникновение русской ж-ки. Петровские “Ведомости” и др.
- 94. Цензура и борьба за свободу печати. 55. Цензура и борьба за свободу печати.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Интерактивная ж-ка.
- 96. Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- 46. Особенности издания местной газеты
- 20. Проблемы и перспективы современной региональной прессы.
- 45. Региональные сми в условиях реформирования общества.
- 98. Современное состояние дизайна газет и журналов. 80. Дизайн в ж-ке
- 110. Особенности российской пресс-рекламы.