40. Методы изучения общественного мнения в ж-ке. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
Деятельность СМИ может быть рассмотрена во взаимоотношениях с самым разными социальными субъектами и институтами (государством, партиями, наукой, религией и др.). Однако важнейшие - связи с общественным мнением.
СМИ участвуют в становлении, развитии и функционировании больших социальных общностей. К числу регуляторов жизни общностей относится и общественное мнение. В наше время общественному мнению не обойтись без массовых коммуникаций.
Ядро отношений СМИ и общественного мнения - неразрывно связанные в деятельности печати, ТВ и радио функции формирования и выражения общественного мнения. Обе стороны этого единства равно предполагают открытость и доступность информации, без этого нет информационного обмена. А природа общественного мнения такова, что оно непременно должно пройти стадии обмена, обсуждения, перейти от суммы индивидуальных точек зрения к надындивидуальной, обобщенной реакции на явления, стать силой, способной влиять и на индивидуальное сознание, и на деятельность социальных институтов.
Прежнее представление политиков и идеологов об общественном мнении лишь как об объекте идеологической обработки с трудом, но все-таки уступает место отношению к нему как особому институту, имеющему право на участие в управлении обществом, на контроль над властью и на поиск вместе с нею приемлемых решений социальных проблем.
Информирование - базовая функция СМИ по отношению к общественному мнению. Его функционирование требует и оперативного, и фундаментального информационного обеспечение - т.е. сведений по конкретному вопросу, с одной стороны, и более основательных знаний о существе вопроса, с другой. Низкая гражданская культура нашего общества предполагает и постоянное информирование о нормах и формах самой процедуры обмена мнениями.
Для того, чтобы общественное мнение “состоялось” как таковое, его нужно выявить, а для начала - сфокусировать внимание людей на определенном вопросе. Для обмена мнениями важно четко определить предмет обсуждения и поддерживать “предметное единство” места и времени, т.е. вести его на определенном отрезке времени и по определенному каналу (под легко обнаруживаемой рубрикой, заставкой).
Фокусирование (сосредоточение обмена на определенном вопросе) и аккумулирование (накопление информации в единое время и в определенных каналах) требует постоянно работы ж-та.
Функцию выявления общественного мнения СМИ могут выполнять разными путями.
Традиционные ж-тские методы - преимущественно качественные, а не количественные. Раньше основной формой были встречи с читателями, зрителями, поездки по стране. Материалы о таких встречах обязательно публиковали. Эта форма сейчас утрачена, так как сократился аппарат собственных корреспондентов, который тоже был каналом выявления ситуации в регионах. Еще одна форма, может быть, несколько парадная, на дававшая интересные результаты, - круглые столы, вокруг которых собирались люди из разных регионов, разных профессий, социальных слоев. Круглые столы были направлены на выявление различных точек зрения.
Традиционный путь - анализ почты, поступающей самотеком. Современные способы, дающие надежную картина распространения тех или иных точек зрения, - зондажи и опросы аудитории. Однако в первом случае (письма, написанные по инициативе их авторов) мы имеем дело с тем, что действительно актуально для пишущих. Во втором - рискуем навязать свои представления об актуальности. Вот почему важно сочетать различные методы выявления общественного мнения. В современной ж-ке почти не применяются, к сожалению, традиционные качественные методы изучения общественного мнения. За последнее десятилетие получили большое распространение количественные методы: опросы. В 90-е появились специальные фирмы, которые изучают поведение людей, аудитории СМИ (среди их методов так называемые дневниковые методы, когда людям раздаются дневники, которые нужно заполнять на протяжении определенного промежутка времени, в основном используются в городах). Это называется медиаметрическими исследованиями, которые родились как ответ на потребности рекламодателя. Стоимость рекламного контракта - вот что движет этими исследованиями. Опросы, связанные с изучением интересов людей, проводятся реже и на недостаточно репрезентативных выборках (около 2000). Телевизионные каналы приобретают тоже преимущественно медиаметрическую информацию, в которой их интересует рейтинг (величина аудитории данного СМИ, взятая в определенных рамках).
Собственно общественное мнение практически не исследуется. Пропала культура работы с редакционной почтой. Между тем, редакционная почта, обработанная с помощью количественных методов, может дать представление об общественном мнении. Сегодня на ТВ и радио предлагаются формы интерактивного общения, когда зрителям или слушателям предлагают ответить на какой-то вопрос. Но эта форма не репрезентативна.
Выражение общественного мнения - важнейший момент во взаимоотношениях ж-ки и общества. Свободный обмен информацией тем и важен для общества, что обеспечивает верное отражение его собственного состояния, часть которого - общественное мнение. Эта функция выполняется под действием острейших противоречий: между позициями тех, кто издает газету или делает программу, и тех, кого они имеют в виду как аудиторию. Между правом СМИ на отбор информации и ответственностью за правдивое отражение реальных общественных состояний.
Общественное мнение может быть оглашено, обнародовано в разных формах - обобщенных и традиционно-персонализированных. Разные группы аудитории предпочитают разные способы. Необходимо сочетание таких форм и в целом - полное представление того, что удалось тем или иным путем редакции узнать о мнениях людей. Совершенствуя формы выражения общественного мнения, редакция повышает и возможную его действенность - влияние на соответствующие органы и их представителей. Там, где неубедительно выглядит отдельное высказывание, эффективнее представить статистическое распределение мнений и наоборот.
Методы определения широты аудитории. Для определения широты аудитории телеканалов обычно применяются социологические методы, т.е. те или иные формы опросов. Ясно, что об особой точности результатов тут не может быть и речи. Как заметил шеф социологического департамента австрийского телевидения ОРФ Питер Дьем, приходится определять разницу между двумя неизвестными. Да и что это вообще такое - "смотреть телевизор"? Согласитесь, неотрывно следить за всеми перипетиями остросюжетного фильма и лениво поглядывать на экран, попивая чаек и болтая со знакомыми, - совсем не одно и то же.
До недавнего времени в социологических опросах чаще всего использовался так называемый "дневник". Опросный лист в данном случае представляет собой обычную телепрограмму на неделю со специальными "окошками" напротив каждой передачи. Респондент, просмотрев какую-нибудь передачу, помечает ее "галочкой". Дневники раздаются "репрезентативной выборке", т.е. группе из 1-2 тыс. человек, соответствующей по всему социальному, половому, возрастному, профессиональному, образовательному и т.п. составу обществу в целом. Если, скажем, у нас 13% населения - с высшим образованием, то и 13% опрашиваемых должны быть с высшим образованием. И так далее. Помимо дневников, применяется и просто опрос "по памяти" Звонят, к примеру, по случайным телефонам в Москве и спрашивают людей, что они смотрели вчера по телевизору. Естественно, потом часть ответов отбрасывается, - так, чтобы общий социальный состав опрошенных опять-таки оказался репрезентативным. Но все это уже вчерашний день. Сейчас активно развивается так называемый технический способ измерения аудитории. Теперь зрителю не надо отвлекаться от порноканала для того, чтобы накалякать в дневнике галку напротив передачи "Духовное наследие". За него все делает машина. Рядом с телевизором устанавливается специальный прибор ( аудиометр или “пипл метр” - названий много). Когда зритель нажимает кнопку на пульте дистанционного управления телевизором, прибор это фиксирует. Канал определяется автоматически. Точность набранной статистики, конечно, резко повышается. И потом, зрителю труднее скрыть то, что он хочет скрыть. Например, многие не склонны отмечать в дневнике программы порноканалов. Им, видите ли, стыдно, что они их смотрят. Техника же беспристрастно фиксирует: смотрит, подлец! В результате, рейтинг таких каналов увеличивается в несколько раз. В будущем, когда состоится поголовный переход на цифровое телевидение, проблем с измерением аудитории станет меньше. Пока же приходится обходиться тем, что есть.
- Государственная политика в области сми.
- 6. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 7. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Экономические основы реализации свободы ж-тской деятельности.
- 9. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 10. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 37. Взаимодействие ж-ки и социологии.
- 14. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 27.2: Кодекс профессиональной этики российских журналистов.
- 63. Взаимоотношения сми и государства.
- 14. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 15. Профессиональная этика ж-та. Саморегулирование ж-тской деятельности в рф.
- 16. Современное законодательство России о сми.
- 103. Закон о сми "о праве на получение информации"
- 91. Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 17. Паблик рилейшнз: сущность и функции. 24. Pr: сущность и функции.
- 2. Связи с общественностью, сущность и опыт ее реализации
- 19. Редакционно-издательский маркетинг.
- 59. Основы редакционно-издательского маркетинга: цели, направление, формы и методы.
- 102. Газетно – журнальный маркетинг.
- 51. Информационные системы маркетинга
- 40. Информационные жанры современной ж-ки.
- 57. Система жанров ж-ки. Факторы их дифференциации и тенденции развития. ??????????????
- 24. Заметка как жанр публицистики. Заметка общая характеристика
- Типы информационного содержания заметки
- Жанровые виды заметки
- Структура заметки
- Требования к заметке
- 25. Интервью как жанр публицистики. Информационное интервью
- Блиц-опрос
- Аналитическое интервью
- Аналитический опрос
- 26. Репортаж как жанр публицистики. Репортаж
- 27. Очерк как жанр публицистики. Очерк
- Портретный очерк
- Проблемный очерк
- Путевой очерк
- 28. Эссе как жанр публицистики.
- 29. История возникновения и развития телевидения.
- 30. История информационного телевидения.
- Информационная функция
- Культурно-просветительская функция
- Интегративная функция
- Социально-педагогическая функция
- Организаторская функция
- Образовательная функция
- Рекреативная функция
- 32. Форматы телевизионных каналов.
- 33. Специфика прямого телевизионного эфира. Основы режиссуры прямого эфира
- 34. Имидж телеведущего.
- 35. Композиция, редактирование, монтаж телесюжета.
- 36. Техника телевидения.
- 37. Интервью в экранном контексте. Интервью
- 38. Репортаж на радио и тв. Репортаж
- 39. Анализ работы телеканала/программы (по выбору).
- 40. Методы изучения общественного мнения в ж-ке. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 39. Виды социологических исследований ж-ки: «академический» и «коммерческий».
- 25. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 41. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 26. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 42.Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка. 61. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 44. Типология ж-ки. Основные типоформирующие факторы изданий теле- радиопередач.
- 46. Жанрообразующие факторы. Роль различных жанрообразующпх факторов в формировании жанров
- 47. Система методов ж-тского творчества. 32. Система методов ж-тского творчества.
- 52. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия. 39.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 90. Сми и массовая культура.
- 54. Виды рекламы. Общие требования к рекламе.
- 52. Виды и формы рекламы.
- 55. Типология телевизионных программ. Типология телевизионных программ.
- 56. Особенности функционирования рекламы в сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 81. Реклама в системе сми.
- 57. Основные этапы развития рекламы. Основные этапы развития рекламы.
- 58. Концепция социальной ответственности ж-та. Концепция социальной ответственности ж-та.
- 59. Возникновение и развитие многопартийной отечественной ж-ки в годы первой русской революции.
- 60. Профессиональное общение ж-та, творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 61. В.И.Ленин - публицист. Борьба с народничеством.
- 62. Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы. Сми стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.
- 63. Эгон Эрвин Киш - публицист.
- 64. Ф.Энгельс - публицист.
- 65. К.Маркс - публицист.
- 66. Средства массовой информации конца 20-30 гг. В структуре административно-командной системы.
- 75. Сми конца 1920-х - 30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- 67. Послевоенная советская ж-ка как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и.Функционирования.
- 68. Средства массовой информации Франции. История становления и современные сми франции (2 часа)
- Рекомендуемая литература
- 70. Мильтон и концепция свободы печати. 10. Мильтон и концепция свободы печати.
- 71. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 93. Основная проблематика выступлений прессы и радиовещания в годы великой отечественной войны 1941 -1945.
- 72. Средства массовой информации Великобритании.
- 18. Сми Великобритании.
- 74. Публицистика м.Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 75. Г.И.Успенский - очеркист русской деревни.
- 76. В.Г.Белинский и ж-ка 30-х и 40-х гг.Х1х в. («Отечественные записки» и «Современники»).
- 56. В. Г. Белинский и ж-ка 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 32. «Свисток» как отдел «Современника»
- 15. Журнал "Современник* - орган революционной демократии (редакторы, направление, тематика)
- 77. Русская революционная бесцензурная печать 70 - 80-х гг. XIX в. («Народное село», «Земля и воля», «Народная воля» и др.).
- 78. В.Г.Короленко против насилия и произвола («Мултанское жертвоприношение», «Сорочинская трагедия», «Бытовое явление» и письма Луначарскому).
- 27.Публицистика в.Г.Короленко.
- 80. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада. 43. Основные информационные коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 81. Особенности российской печати 1990-2000 годов. Отечественная публицистика этого периода.
- 98. Пресса России. Опыт и тенденции развития.
- 64. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 13. Публицистика Писарева в журнале «Русское слово».
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а.И.Герцена.
- 84. Вольная русская пресса за границей «Северная звезда» и «Колокол». А.И. Герцена.
- 66. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории ж-ки. 46. Современные зарубежные теории ж-ки.
- 88. Социалистическая ж-ка 1917 года. Социалистическая ж-ка 1917 г.
- 89. Типология западной ж-ки.
- 90. Газета «Русское слово» и.Д.Сытина - в.М.Дорошевича. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 92. Возникновение русской ж-ки. Петровские «Ведомости» и др.. 54. Возникновение русской ж-ки. Петровские “Ведомости” и др.
- 94. Цензура и борьба за свободу печати. 55. Цензура и борьба за свободу печати.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Интерактивная ж-ка.
- 96. Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- 46. Особенности издания местной газеты
- 20. Проблемы и перспективы современной региональной прессы.
- 45. Региональные сми в условиях реформирования общества.
- 98. Современное состояние дизайна газет и журналов. 80. Дизайн в ж-ке
- 110. Особенности российской пресс-рекламы.