62. Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы. Сми стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.
В 1945 - 90 существовал т. н. “соцлагерь”, в котором использовалась практически одна и та же модель прессы. “Вертикальная” система прессы была заимствована у СССР. Система прессы выстраивалась в виде своеобразной пирамиды, на вершине которой находился центральный орган партии. Такое строение позволяло осуществлять централизованное управление прессой, но при этом не учитывались местные условия и настроения, вся пресса была несколько однообразной.
Крушение социалистических режимов привело к тому, что печать вынуждена была развиваться в новых условиях. Разрушена прежняя система ж-ки. Это во многом напоминает процессы, происходящие в России (приватизация, правительство больше не финансирует СМИ, не контролирует цены на бумагу и т. д.). Поначалу СМИ остались без инвестиций (у государства не хватает средств их содержать). Но в результате реформ рынок стал работать более активно, и СМИ начали приносить реальную прибыль, так что вкладывать в них средства стало выгодно. Кроме того, после реформ рынок СМИ в бывших соцстранах открылся для западных инвесторов, и это создало дополнительный приток капиталов.
В сфере аудиовизуальных СМИ сохранились общественно-правовые компании, но создаются и частные компании, как правило, связанные с западными корпорациями и испытывающие определенные финансовые трудности.
Большинство старых газет сохранились, но изменили направление и/или название. В Чехии газета “Руде право” издается сейчас под названием “Право”, качественная; в Польше - “Трибуна”, тоже качественная (это бывшие центральные органы этих стран).
Рыночные отношения в Восточной Европе сейчас действуют успешнее, чем в России, и это определяет особенности развития СМИ в регионе.
До 56 года Австрия была под управлением союзников. Из Болгарии, Румынии, Чехословакии советские войска были выведены рано. Прав-во из антифашистского блока, социалисты много где входили в пр-ва, кроме Испании и Португалии. К 48 году коммунисты были выгнаны из западных пр-в.
СМИ:
народная демократия:
многопартийная пресса,интересы различных слоев населения
партийная пресса выраж. Т.з. партии
довоенные традиции (внешний вид и т.д.).
ком.+соц.партии - печать других партий поддерживают ком.
плюрализм кончился
снижение числа профессиональных ж-тов (прессу делают сами трудящиеся)
уходит полемика
принципы советской печати (копируют «правду»).
Гл. Жанр - фельетон (подмечать пороки) и очерк (положительные стороны жизни). Читатель их не любил.
1956 - 20 съезд. Развенчание культа личности. Отказ от очерков и фельетонов, возникновение жанра репортажа - рост популярной прессы.
46-49 гг. Бурж.-дем.революции. Потом к власти стали приходить коммунисты.
Польша, Венгрия и Чехословакия были самые непокорные.
№36 Польша. 56 - бунт против сталинской модели,80 - профсоюз «Солидарность», 88- начало реформ. 90 - Лех Валенса президент. В 70-х гг. Первое волнение, пытается сделать ноги от СССР. Уже в 80гг была маза создать частные ТВ,РВ-вещание, но ЦК не позволило. Но свобода была большая.1 требование - свободные выборы. Большая доля западных инвестиций. Сокращение общенациональных изданий. Первой исчезла газета «Трибуна люду». Сейчас - «Выборча» (типа, самая крутая).
Бульварные - «Суперэкспресс» (с 91г.). Иностранные средства - иностранные формы. Первыми денег дали французы. Центральная пресса как таковая исчезла. Есть региональная - воеводская пресса. «Жечь посполита» - кач, нац, по подписке. Католическая пресса имеет место быть, но к ней интерес падает, есть радио. С 92 коммерческое телевидение +государственное. Преобладает западное вещание.
№35 Венгрия. Первое время существовали внепартийные газеты, потом их «ушли». 48-56гг - перманентная гражданская война. 50г - вооруженное восстание, послом был Андропов. Закрыли кучу ненужных газет, возродили много газет на местах. Не произошло перемен после хельсинкского процесса 70г, где была провозглашена свобода слова, мнений и прочей хуйни. Но Венгрия маленькая, но типа гордая, у нее свои фишки про социализм. В 70-х разрешили прием западных передач. Очень большой сектор собственников.
С радостью восприняли перестройку. На чрезвычайном съезде 89 года вместо ВСРП - новая соцпартия. После падения Берлинской стены венгры первыми открыли границы западу в 89г. Осенью-89 газета «Народная свобода» стала независимой.
№ 34 Чехословакия. До 80г - 5 этапов.
1 этап - словацкое нац.восстание до февраля-48. Выходила хуева туча газет: коммунистические издания, печать массовых организаций (профсоюзов и молодежи), печать соц-дем.партии (впоследствии ее засосала ком.),печать бурж.партий. запрещены издания, сотрудничавшие с фашистами, издания газет будут иметь коммерческую цель. 641 издание, тираж- почти 12 млн. «Руде право» - 500 тыс. Трудности с бумагой - в Чехии 4 полосы, в Словакии - 10-12. «Праце» - орган профсоюзного движения. В Словакии одна ком.газета - «Правда», орган ЦК КПС.
2 этап - 48-сер.50-х. У власти коммунисты. Прекратила существованипе буржуазная печать, радио, инф.агенства перешли в руки гос-ва. Возникают заводские многотиражки. Были попытки издать газеты на польском, украинском, венгерском и немецком языках, но бумаги не хватило. Вся информация через чехословацкое телеграфное агенство (в конце концов подведомственное учреждение минкульта). Ж-ка - агитационная и организационная.
3 этап - сер.50-н.60гг. В партийном руководстве - разброд (разгул и разврат). Кризис в печати - перепечатывают статьи из западных изданий. 58 - постановление о создании районной газеты в каждом районе. В большинстве редакций ключевый роли оказались у некоммунистов. «Руде право» заявила, что газета принадлежит всем партиям, а не только ЦК. На съезде Чехословацского союза ж-тов 68 г постановили независимость редакций от издательств, главреды выбирались, пережитком объявили рабсельхозовское движение.
4 этап -нач.60 - апрел.пленум ЦККПЧ-69. Построить социализм с человеческим лицом не удалось. После пленума многие ж-ты эмигрировали, многие отошли от дел.
5 этап-ост. (опять облачко с глазами). Центральные газеты по суб и воскр дают приложения для семейного чтения. Руде право - орган ЦККПЧ, 6 раз в неделю, прилож. - «хало собота». В Праге. «Правда» - орган ЦККПС, в Братиславе, на словацком, 6 раз в нед. «С\х газета» - орган мин с\х на чешском. «Крестьянская газета» - на словацком. Соц.союзы молодежи: у чехов Млада фронта, у словаков - Смена. Профсоюзы: чехи - Праце, словаки - Праца.
Всего 1395 газет и журналов. Из них 679 издает СЕПГ, 25 изд.крупнейших массовых общественных организаций - Объединения своб.нем.профсоюзов и Союза своб.нем.молодежи, 22 периодических изданий дружественных партий: дем-крест.партия Германии, либ-дем партия, нац-дем партия, ХДС.
Контроль за ж-тами осуществляется след.образом:
первичные партийные организации действуют во всех изданиях
все начальники СМИ - члены ЦК
изучение ж-тами марксистско-ленинского учения.
Орган ЦК СЕПГ - «Ноэс дойчленд».
«Берлин цайтунг ам Абенд» - единственная вечерняя газета.
Процветают многотиражки - до 12 полос. В 89 году из Конституции на хуй выбросили закон о ведущей роли СЕПГ, сл-но партийная печать перестала быть ядром прессы.
90г. - борьба за выживание.
4 этапа:
н.90 - до 18 марта. Радио, ТВ и инф.агенства объявляют себя независимыми от гос.-парт. Структур и сами стали преобразовываться в общ-правовые институты.
18 марта - 1 июля 90г. - после вступления в силу валютно-экон. союза. Решение о прекращении парт-гос.дотаций СМИ, в результате чего произошло повышение цен. Появляется пресса из ФРГ - восточные издания потеряли часть читателей.
3 октября - 31 декабря 91г. - прекращение деятельности радио и ТВ б.ГДР, продажа периодики частным корпорациям.
Усе, регламент.
- Государственная политика в области сми.
- 6. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 7. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Экономические основы реализации свободы ж-тской деятельности.
- 9. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 10. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 37. Взаимодействие ж-ки и социологии.
- 14. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 27.2: Кодекс профессиональной этики российских журналистов.
- 63. Взаимоотношения сми и государства.
- 14. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 15. Профессиональная этика ж-та. Саморегулирование ж-тской деятельности в рф.
- 16. Современное законодательство России о сми.
- 103. Закон о сми "о праве на получение информации"
- 91. Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 17. Паблик рилейшнз: сущность и функции. 24. Pr: сущность и функции.
- 2. Связи с общественностью, сущность и опыт ее реализации
- 19. Редакционно-издательский маркетинг.
- 59. Основы редакционно-издательского маркетинга: цели, направление, формы и методы.
- 102. Газетно – журнальный маркетинг.
- 51. Информационные системы маркетинга
- 40. Информационные жанры современной ж-ки.
- 57. Система жанров ж-ки. Факторы их дифференциации и тенденции развития. ??????????????
- 24. Заметка как жанр публицистики. Заметка общая характеристика
- Типы информационного содержания заметки
- Жанровые виды заметки
- Структура заметки
- Требования к заметке
- 25. Интервью как жанр публицистики. Информационное интервью
- Блиц-опрос
- Аналитическое интервью
- Аналитический опрос
- 26. Репортаж как жанр публицистики. Репортаж
- 27. Очерк как жанр публицистики. Очерк
- Портретный очерк
- Проблемный очерк
- Путевой очерк
- 28. Эссе как жанр публицистики.
- 29. История возникновения и развития телевидения.
- 30. История информационного телевидения.
- Информационная функция
- Культурно-просветительская функция
- Интегративная функция
- Социально-педагогическая функция
- Организаторская функция
- Образовательная функция
- Рекреативная функция
- 32. Форматы телевизионных каналов.
- 33. Специфика прямого телевизионного эфира. Основы режиссуры прямого эфира
- 34. Имидж телеведущего.
- 35. Композиция, редактирование, монтаж телесюжета.
- 36. Техника телевидения.
- 37. Интервью в экранном контексте. Интервью
- 38. Репортаж на радио и тв. Репортаж
- 39. Анализ работы телеканала/программы (по выбору).
- 40. Методы изучения общественного мнения в ж-ке. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 39. Виды социологических исследований ж-ки: «академический» и «коммерческий».
- 25. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 41. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 26. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 42.Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка. 61. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 44. Типология ж-ки. Основные типоформирующие факторы изданий теле- радиопередач.
- 46. Жанрообразующие факторы. Роль различных жанрообразующпх факторов в формировании жанров
- 47. Система методов ж-тского творчества. 32. Система методов ж-тского творчества.
- 52. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия. 39.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 90. Сми и массовая культура.
- 54. Виды рекламы. Общие требования к рекламе.
- 52. Виды и формы рекламы.
- 55. Типология телевизионных программ. Типология телевизионных программ.
- 56. Особенности функционирования рекламы в сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 81. Реклама в системе сми.
- 57. Основные этапы развития рекламы. Основные этапы развития рекламы.
- 58. Концепция социальной ответственности ж-та. Концепция социальной ответственности ж-та.
- 59. Возникновение и развитие многопартийной отечественной ж-ки в годы первой русской революции.
- 60. Профессиональное общение ж-та, творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 61. В.И.Ленин - публицист. Борьба с народничеством.
- 62. Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы. Сми стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.
- 63. Эгон Эрвин Киш - публицист.
- 64. Ф.Энгельс - публицист.
- 65. К.Маркс - публицист.
- 66. Средства массовой информации конца 20-30 гг. В структуре административно-командной системы.
- 75. Сми конца 1920-х - 30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- 67. Послевоенная советская ж-ка как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и.Функционирования.
- 68. Средства массовой информации Франции. История становления и современные сми франции (2 часа)
- Рекомендуемая литература
- 70. Мильтон и концепция свободы печати. 10. Мильтон и концепция свободы печати.
- 71. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 93. Основная проблематика выступлений прессы и радиовещания в годы великой отечественной войны 1941 -1945.
- 72. Средства массовой информации Великобритании.
- 18. Сми Великобритании.
- 74. Публицистика м.Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 75. Г.И.Успенский - очеркист русской деревни.
- 76. В.Г.Белинский и ж-ка 30-х и 40-х гг.Х1х в. («Отечественные записки» и «Современники»).
- 56. В. Г. Белинский и ж-ка 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 32. «Свисток» как отдел «Современника»
- 15. Журнал "Современник* - орган революционной демократии (редакторы, направление, тематика)
- 77. Русская революционная бесцензурная печать 70 - 80-х гг. XIX в. («Народное село», «Земля и воля», «Народная воля» и др.).
- 78. В.Г.Короленко против насилия и произвола («Мултанское жертвоприношение», «Сорочинская трагедия», «Бытовое явление» и письма Луначарскому).
- 27.Публицистика в.Г.Короленко.
- 80. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада. 43. Основные информационные коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 81. Особенности российской печати 1990-2000 годов. Отечественная публицистика этого периода.
- 98. Пресса России. Опыт и тенденции развития.
- 64. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 13. Публицистика Писарева в журнале «Русское слово».
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а.И.Герцена.
- 84. Вольная русская пресса за границей «Северная звезда» и «Колокол». А.И. Герцена.
- 66. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории ж-ки. 46. Современные зарубежные теории ж-ки.
- 88. Социалистическая ж-ка 1917 года. Социалистическая ж-ка 1917 г.
- 89. Типология западной ж-ки.
- 90. Газета «Русское слово» и.Д.Сытина - в.М.Дорошевича. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 92. Возникновение русской ж-ки. Петровские «Ведомости» и др.. 54. Возникновение русской ж-ки. Петровские “Ведомости” и др.
- 94. Цензура и борьба за свободу печати. 55. Цензура и борьба за свободу печати.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Интерактивная ж-ка.
- 96. Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- 46. Особенности издания местной газеты
- 20. Проблемы и перспективы современной региональной прессы.
- 45. Региональные сми в условиях реформирования общества.
- 98. Современное состояние дизайна газет и журналов. 80. Дизайн в ж-ке
- 110. Особенности российской пресс-рекламы.