Культурно-просветительская функция
Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Ведущие информационных и других программ воспринимаются как некие эталоны. Не случайно телекритика в газетах и журналах забила тревогу при появлении на экране – множества малокультурных, маргинальных ведущих – самодовольных, высокомерных, бесцеремонно перебивающих собеседника: «а как же, у нас свобода, и мы – четвертая власть». К счастью, протест зрителей и критиков оказался так силен, что телекомпании стали требовать от своих работников следования элементарным нормам вежливости, правильного употребления слов. От наиболее одиозных фигур общероссийский эфир избавился. Можно сказать, что у россиян сработал инстинкт самосохранения – против погружения в тотальное хамство.
Итак, к культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача. Но есть такие программы и особый канал на отечественном телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. На этом канале в 70-е годы создавались и дидактические циклы, цель которых – систематическое образование. Однако разница между культурно-просветительской и образовательной функциями телевидения такая же, как между клубом и школой.
Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, полностью транслируя театральный спектакль или ставя игровой телефильм. Эти формы, принадлежащие собственно искусству, находятся за пределами ж-ки и, следовательно, за пределами нашего рассмотрения. Вместе с тем использование образных возможностей экрана как в целом в тележ-ке, так и – в особенности – в передачах культурно-просветительского направления есть важнейший признак профессионализма.
Показ произведений искусства с комментариями писателей, музыкантов, художников, искусствоведов строится, как и всякая передача, по законам драматургии и гармонии. С этой точки зрения первыми высокими образцами были и остаются передачи И. Л. Андроникова из музея А. С. Пушкина и Большого зала филармонии в Санкт-Петербурге, с выставки картин Пиросмани. Передачи такого класса не стареют, их повторяют время от времени для новых поколений зрителей. Таков пяти-серийный телефильм, где два ведущих, писатель В. Я. Лакшин и актер Ю. В. Яковлев, прослеживают творческий путь и жизненный подвиг А. П. Чехова. Съемки происходили в Таганроге, Мелехове, на Сахалине, в Ялте. Подобные видеофильмы их творцы относят к самостоятельным произведениям искусства, хотя в них заметны признаки ж-ки. Можно назвать их художественным репортажем с мест давно прошедших событий.
Способность телевидения перенести зрителя в любое место на Земле отлично использовали в культурно-просветительских целях авторы 13-серийного фильма Би-би-си «Восхождение человека». По материалам фильма выпущена книга. Ведущий фильма профессор Я. Броновский придает принципиальное значение тому, что телевизионный рассказ о Парфеноне был проведен им непосредственно из Афин, а события в Древнем Риме он комментировал, находясь в Риме нынешнем. Когда можно коснуться рукой старых камней, видевших великие события, то находятся совсем иные слова и приходит состояние духа, которого невозможно достичь, сидя в павильоне студии.
Ведущим еще одного 13-серийного (рассчитанного на демонстрацию еженедельно в течение квартала) фильма «Цивилизация» стал директор Британского музея Кеннет Кларк. Эти две работы английских телевизионных просветителей известны во всем мире.
Из отечественных программ этого направления отметим «Клуб путешественников» с Юрием Сенкевичем, «В мире животных» с Василием Песковым и Николаем Дроздовым, «Под знаком пи» с Львом Николаевым. Последний в течение ряда лет был редактором программы «Очевидное – невероятное», которую вел профессор Сергей Капица. Но, в отличие от британских коллег, физик Капица работал в основном в студийном павильоне. «Иррационально-ошалелый взгляд Капицы иногда преследует меня во сне», – писал современный литератор. Подобный эффект возникает по технической причине, из-за эмоциональной нестыковки показываемого кинофрагмента с текстом ведущего, который записывался в студии совсем в другое время, вне киноматериала. В таких передачах нет вдохновенного творческого начала, это скорее иллюстрированные лекции, тоже, разумеется, реализующие культурно-просветительскую функцию телевидения, но на ином уровне.
На телеэкранах искусство обретает вторую, нетрадиционную форму социального бытия. Государственное вещание стимулирует развитие народного творчества, в пример можно привести состязание хоровых коллективов за звание «Хор года», организуемое вторым каналом Би-би-си, а также периодически возникающие у нас конкурсы типа «Алло, мы ищем таланты!» (частичное совпадение с организаторской и рекреативной функциями).
Сколько бы ни говорили о «неполноценности» приобщения к искусству посредством телевидения, следует признать: для многих россиян это едва ли не единственная возможность познакомиться с классикой и лучшими работами современных мастеров искусства.
На региональных телеканалах получает развитие краеведческое направление: образ жизни россиян, история городов и усадеб, традиции, нравы. Призерами всероссийских конкурсов стали ж-ты Липецка, Самары, Воронежа, Перми, любовно проследившие события и характеры своих земляков на протяжении XX в. Методы создания программ различны: если в Самаре ж-ты работают сплоченной командой, разрабатывая одну тему («Цыгане», «Художники», «Зона для малолеток», «Подземелья», «Дом-коммуна» и т.п.), то в Воронеже режиссер и автор В. Герчиков один снял 24 передачи в селе Кучугуры, исследуя мировоззрение и нравы сельчан, а А. Никонов (автор, режиссер и оператор в одном лице) рассказал о судьбе «дворянских гнезд» Центрального Черноземья.
Самым популярным и в то же время самым простым по форме является телевизионное знакомство с духовно богатой личностью. Цикл интервью «Телевизионное знакомство» У. Отта базировался на социальной потребности видеть лучших, видеть некий человеческий эталон. Той же потребности отвечают «Встречи в концертной студии Останкино» и многочисленные интервью с наиболее достойными нашими современниками.
Более трудоемок, но и более интересен по результатам метод наблюдения за человеком, группой или семьей. В США известен опыт с семьей Лаудов, в России – с семьей фермера Орловского, многосерийный документальный фильм о которой «Лешкин луг» снимался А. Погребным с 1990 по 2000 г., получая все имеющиеся в России телевизионные премии. Цикл программ питерцев С. Волошиной и И. Шадхана «Контрольная для взрослых» показал жизнь одного школьного класса – от искренних первоклашек до взрослеющих выпускников. Длительное наблюдение за эволюцией человека – противоположность хроникерской торопливости, тут от ж-та требуются совершенно иные качества: умение прогнозировать, выжидать, создавать ситуацию раскрытия личности героя.
В культурно-просветительских программах, так или иначе, присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.
- Государственная политика в области сми.
- 6. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 7. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Экономические основы реализации свободы ж-тской деятельности.
- 9. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 10. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 37. Взаимодействие ж-ки и социологии.
- 14. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 27.2: Кодекс профессиональной этики российских журналистов.
- 63. Взаимоотношения сми и государства.
- 14. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 15. Профессиональная этика ж-та. Саморегулирование ж-тской деятельности в рф.
- 16. Современное законодательство России о сми.
- 103. Закон о сми "о праве на получение информации"
- 91. Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 17. Паблик рилейшнз: сущность и функции. 24. Pr: сущность и функции.
- 2. Связи с общественностью, сущность и опыт ее реализации
- 19. Редакционно-издательский маркетинг.
- 59. Основы редакционно-издательского маркетинга: цели, направление, формы и методы.
- 102. Газетно – журнальный маркетинг.
- 51. Информационные системы маркетинга
- 40. Информационные жанры современной ж-ки.
- 57. Система жанров ж-ки. Факторы их дифференциации и тенденции развития. ??????????????
- 24. Заметка как жанр публицистики. Заметка общая характеристика
- Типы информационного содержания заметки
- Жанровые виды заметки
- Структура заметки
- Требования к заметке
- 25. Интервью как жанр публицистики. Информационное интервью
- Блиц-опрос
- Аналитическое интервью
- Аналитический опрос
- 26. Репортаж как жанр публицистики. Репортаж
- 27. Очерк как жанр публицистики. Очерк
- Портретный очерк
- Проблемный очерк
- Путевой очерк
- 28. Эссе как жанр публицистики.
- 29. История возникновения и развития телевидения.
- 30. История информационного телевидения.
- Информационная функция
- Культурно-просветительская функция
- Интегративная функция
- Социально-педагогическая функция
- Организаторская функция
- Образовательная функция
- Рекреативная функция
- 32. Форматы телевизионных каналов.
- 33. Специфика прямого телевизионного эфира. Основы режиссуры прямого эфира
- 34. Имидж телеведущего.
- 35. Композиция, редактирование, монтаж телесюжета.
- 36. Техника телевидения.
- 37. Интервью в экранном контексте. Интервью
- 38. Репортаж на радио и тв. Репортаж
- 39. Анализ работы телеканала/программы (по выбору).
- 40. Методы изучения общественного мнения в ж-ке. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 39. Виды социологических исследований ж-ки: «академический» и «коммерческий».
- 25. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 41. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 26. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 42.Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка. 61. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 44. Типология ж-ки. Основные типоформирующие факторы изданий теле- радиопередач.
- 46. Жанрообразующие факторы. Роль различных жанрообразующпх факторов в формировании жанров
- 47. Система методов ж-тского творчества. 32. Система методов ж-тского творчества.
- 52. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия. 39.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 90. Сми и массовая культура.
- 54. Виды рекламы. Общие требования к рекламе.
- 52. Виды и формы рекламы.
- 55. Типология телевизионных программ. Типология телевизионных программ.
- 56. Особенности функционирования рекламы в сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 81. Реклама в системе сми.
- 57. Основные этапы развития рекламы. Основные этапы развития рекламы.
- 58. Концепция социальной ответственности ж-та. Концепция социальной ответственности ж-та.
- 59. Возникновение и развитие многопартийной отечественной ж-ки в годы первой русской революции.
- 60. Профессиональное общение ж-та, творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 61. В.И.Ленин - публицист. Борьба с народничеством.
- 62. Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы. Сми стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.
- 63. Эгон Эрвин Киш - публицист.
- 64. Ф.Энгельс - публицист.
- 65. К.Маркс - публицист.
- 66. Средства массовой информации конца 20-30 гг. В структуре административно-командной системы.
- 75. Сми конца 1920-х - 30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- 67. Послевоенная советская ж-ка как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и.Функционирования.
- 68. Средства массовой информации Франции. История становления и современные сми франции (2 часа)
- Рекомендуемая литература
- 70. Мильтон и концепция свободы печати. 10. Мильтон и концепция свободы печати.
- 71. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 93. Основная проблематика выступлений прессы и радиовещания в годы великой отечественной войны 1941 -1945.
- 72. Средства массовой информации Великобритании.
- 18. Сми Великобритании.
- 74. Публицистика м.Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 75. Г.И.Успенский - очеркист русской деревни.
- 76. В.Г.Белинский и ж-ка 30-х и 40-х гг.Х1х в. («Отечественные записки» и «Современники»).
- 56. В. Г. Белинский и ж-ка 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 32. «Свисток» как отдел «Современника»
- 15. Журнал "Современник* - орган революционной демократии (редакторы, направление, тематика)
- 77. Русская революционная бесцензурная печать 70 - 80-х гг. XIX в. («Народное село», «Земля и воля», «Народная воля» и др.).
- 78. В.Г.Короленко против насилия и произвола («Мултанское жертвоприношение», «Сорочинская трагедия», «Бытовое явление» и письма Луначарскому).
- 27.Публицистика в.Г.Короленко.
- 80. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада. 43. Основные информационные коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 81. Особенности российской печати 1990-2000 годов. Отечественная публицистика этого периода.
- 98. Пресса России. Опыт и тенденции развития.
- 64. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 13. Публицистика Писарева в журнале «Русское слово».
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а.И.Герцена.
- 84. Вольная русская пресса за границей «Северная звезда» и «Колокол». А.И. Герцена.
- 66. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории ж-ки. 46. Современные зарубежные теории ж-ки.
- 88. Социалистическая ж-ка 1917 года. Социалистическая ж-ка 1917 г.
- 89. Типология западной ж-ки.
- 90. Газета «Русское слово» и.Д.Сытина - в.М.Дорошевича. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 92. Возникновение русской ж-ки. Петровские «Ведомости» и др.. 54. Возникновение русской ж-ки. Петровские “Ведомости” и др.
- 94. Цензура и борьба за свободу печати. 55. Цензура и борьба за свободу печати.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Интерактивная ж-ка.
- 96. Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- 46. Особенности издания местной газеты
- 20. Проблемы и перспективы современной региональной прессы.
- 45. Региональные сми в условиях реформирования общества.
- 98. Современное состояние дизайна газет и журналов. 80. Дизайн в ж-ке
- 110. Особенности российской пресс-рекламы.