logo
MOI_GOS

42.Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития в услови­ях рынка. 61. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.

Специфика ТВ: ТВ способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других СМИ. Эта способность ТВ объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику ТВ как средства создания и передачи сообщения. Первое - способность электромагнитных колебаний, несущих тв-сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Эту способность можно назвать вездесущностью ТВ.

Второе - способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком, - экранность ТВ.

Третье - способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии - в момент совершения его. Одновременность действия, события и отображения его на экране - уникальное качество ТВ. Оно обнаруживается только в процессе прямой передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т.е. в настоящем времени. Способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений называется непосредственностью ТВ. Непосредственность неразрывно связана с симультанностью телепередачи, т.е. одновременностью наблюдения и показа, трансляции.

ТВ вернуло человечеству возможность, которая была утрачена по мере вытеснения ораторского искусства литературным творчеством. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации потребовал восстановить личностные контакты аудитории с коммуникатором, чтобы составить суждение о нем и о ценности его сообщения. Именно этим объясняется значение и привлекательность для аудитории ТВ-информации, персонифицированной, т.е. олицетворенной, ее автором и участниками события. Понятие персонификации связано не только с работой автора-ж-та. Персонифицированный подход можно заметить и в телерекламе, и в детских передачах, и в так называемых “массовых” передачах - особенно в телеиграх.

Непосредственность ТВ, как и радиовещания, определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации.

Симультанность выступает как фактор создания “эффект присутствия”, т.е. придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность.

Функции: информационная (все СМИ направлены на удовлетворение информационных потребностей индивида. ТВ распространяет информацию полнее и быстрее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников).

Культурно-просветительская функция (ТВ приобщает зрителей к ценностям культуры), интегративная (все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое они распространяются, вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем). Социально-педагогическая функция (управленческая, предполагает прямую вовлеченность ТВ в систему административного воздействия на население, посредством этой функции решается задача адаптации населения к меняющимся обстоятельствам жизни), организаторская (ТВ иногда само становится инициатором той или иной общественной акции). Образовательная и рекреативная функции не относятся непосредственно к сфере ж-ки..

Тенденции развития: в трудных экономических условиях - экономическая зависимость от правительства и коммерческих структур, в результате - перестройка работы по принципу рыночных отношений.

Провозглашение суверенитета России привело к созданию Российской телерадиокомпании. С большим трудом вступало в строй Российское ТВ. Монопольное право Всесоюзной телерадиокомпании на технические средства позволяло ей всячески препятствовать нормальной работе Российского телевидения, которому был предоставлен второй канал. С 16 мая 1991 регулярно стала выходить информационная программа РТР “Вести” (вначале один раз в день, а затем 3).

В систему ТВ и радиовещания РФ вошли: Российская государственная телерадиокомпания “Останкино” - 1 программа “Останкино”; Всероссийская государственная телерадиовещательная компания - 2 программа; Московская программа - 3 канал; Образовательная программа “Российские университеты” - 4 канал; Канал независимого телевидения - НТВ (4 канал); “ТВ-6 - Москва” - 6 канал. Важное место в системе Российского ТВ занимает программа “Петербург” - 5 канал.

Систему ТВ и радиовещания заключали телерадиоорганизации в национальных образованиях на территории РФ, краевые и областные телерадиоорганизации, городское радиовещание, районное радиовещание, низовое радиовещание.

В 90-е в системе телерадиовещания РФ возникли также негосударственные (альтернативные) организации. Право на ведение телерадиовещания получили 12 независимых организаций и 20 - на деятельность по связям в области ТВ и РВ. В их числе предприятие “Телевидеоканал” г. Балаково Саратовской области, товарищество “Возрождение” г. Щекино Тульской области, радиопрограмма “Европа+” в Москве и др.

Первой негосударственной структурой на Центрально ТВ и самой крупной в начале 90-х был “Телеканал 2х2”, первая программа которого вышла в эфир в конце августа 1990. Он был создан в целях расширения видов коммерческой деятельности ТВ. В начале 90-х - 89 местных государственных телерадиоорганизаций и 203 городские редакции РВ.

В конце февраля 1991 было создано Управление по телевидению и радиовещанию при Министерстве печати и информации РФ. Главной его целью было избежать монополизации телерадиовещания и помочь становлению индивидуального “почерка” в программах местных студий.

Распад СССР принес идеологическое освобождение, в 90-е формируется рынок. Разделение процесса на производство и выдачу программ в эфир - первый показатель новых рыночных отношений. Появление конкуренции в области идеологической деятельности - безусловный плюс современности. Но с одной стороны, он изменила программную политику не в лучшую сторону, а с другой - позволила пойти навстречу основному контингенту телезрителей.

За короткий срок отечественное телевидение проделало гигантский путь преобразований: вырвалось из-под диктата большевистской доктрины, одновременно покончив с таким позорным явлением, как государственная политическая цензура; перестало быть партийно-государственной монополией, опробовав почти все формы собственности (акционерную, частную и проч.); произошло разделение телекомпаний на программо-производителей (продюсерские фирмы) и вещателей (появились даже посредники между первыми и вторыми – дистрибьюторы); в результате возник рынок программ – конкуренция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов. Если все классификационное «разнообразие» советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то к середине 90-х годов российское ТВ требовало значительно более сложной классификации:

1. По способу трансляции:

– эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

– спутниковое (например, «Космос-ТВ» – совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли 4 телеканала НТВ плюс);

– кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).

2. По типу деятельности:

– вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых иногда встречаются компании, лишь ретранслирующие другие станции, – та же «Космос-ТВ», но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);

– программопроизводящие (продюсерские фирмы);

– дистрибьюторы.

3. По охвату аудитории: – общероссийские;

– региональные («Юг России»);

– местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

4. По форме собственности:

– государственные;

– негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью.

Можно встретить и другие названия: корпорация («Видеофильм»), киноассоциация (DIXI – создатель знаменитой программы «Куклы» на НТВ), продюсерский центр («Московский стиль» – производство программ «Момент истины», «Маски-шоу»; «Джентльмен-шоу»), концерн («Красная площадь» – основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женские истории», «Моя семья»), независимая телестудия;

– смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.

Дальнейшее развитие «экономического плюрализма» ведет к подлинной многопрограммности. В Москве, кроме шестиметровых каналов, повсеместно принимают еще один-два кабельных, четыре-пять в дециметровом диапазоне. Кроме того, можно подписаться на просмотр (без установки «тарелки» – антенны спутникового телевидения) пакета программ из 9 или 16 зарубежных каналов, среди которых английская Би-би-си, французская ТВ 5, германская ПРО 7, американский Суперчэнел, Евро-спорт, Евроньюз, Си-эн-эн, МТБ и др.

Что же касается владельцев спутниковых антенн, то специалисты утверждают, что в Москве и ее окрестностях можно принимать более ста телеканалов. Спутники Intersat транслируют 5 телепрограмм Италии, 4 – Норвегии, 3 – Англии. Спутники Astra позволяют принимать 9 программ телевидения Германии, Англии, США. 9 турецких телеканалов транслирует спутник Turksat. После запуска принципиально нового спутника Hot Bird (Жар-Птица) в Москве можно принимать при помощи «тарелки» диаметром всего 90 см 16 телеканалов со всего света.

Таким образом, мировидение становится реальностью, и российская телеаудитория постепенно приобщается к общемировому информационному телеобмену. А это, в свою очередь, влечет за собой дифференциацию, профилирование российских телевизионных каналов:

– по тематическому признаку – пример: спутниковые каналы НТВ плюс («Наше кино» – отечественный кинематограф, «Мир кино» – зарубежные фильмы, круглосуточная спортивная и музыкальная программы);

– по аудиторному (адресному) признаку – для детей, молодежи, женщин, пенсионеров и т.д.; безусловный лидер среди молодежной аудитории – «ТВ-6»;

– по учредителю – это может быть «мэрский» или «президентский» канал, канал творческих союзов;

– по национальному признаку – республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований;

– по территориальному признаку – общегосударственная и местная программы, межгосударственная (телерадиокомпания «Мир») и объединенная региональная (Средняя Волга, Западная Сибирь и т. д.);

– наконец, по источнику финансирования:

государственный (бюджетный) телеканал;

платный – функционирующий за счет абонентной платы телезрителей, либо подписной по аналогии с печатной периодикой;

общественный – существующий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц;

коммерческий – самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы;

арендный – политическая партия, общественная организация, частное лицо или продюсерская телефирма арендует время у вещательной организации.

Копирайт с Генри: «Только то, что написано в ТМЖТ. Информация из ТМЖТ: «Современное телевидение следует рассматривать как триединую проблему: идеологическую (пропагандистскую), с т.з. содержания; техническую; финансовую.

От успешного функционирования этой триады впрямую зависит и эффективная работа телевидения в целом, особенно в главных направлениях – информации, политике, экономике, в духовной сфере (культуры и искусства), в области познания и коммуникаций, международного обмена и влияния. Виды ТВ: Государственное бюджетное ТВ; Государственное кооперативное (за счет абонентской платы телезрителей); Общественное (за счет фондов общественных организаций и добровольных пожертвований); Частные; Смешанные (с участием иностранного капитала); ТВ, принадлежащее зарубежным компаниям; Арендное ТВ (за счет аренды времени у вещательных организаций); Акционерное (на средства акционеров); Коммерческое (окупается за счет рекламы)»

Проблемы:

1. Уровень научно-технического прогресса в области телевизи­онной техники у нас значительно ниже, чем в развитых странах Запада. Это прежде всего касается технических средств создания и воспроизведения телепрограмм, а также их распространения и при­ема.

2. Ставка на общегосударственную централизацию телевизион­ного вещания со временем стала тормозом в естественном разви­тии телевизионной системы, а в идеологическом плане привела к интеллектуальной и культурной унификации — «лучшему сред­ству» манипулирования общественным сознанием в угоду партий­но-номенклатурной доктрине казарменного социализма и как след­ствие к утрате телевизионным вещанием диалогических свойств (речь идет не о жанровых особенностях, а о природном качестве ТВ, являющемся основой его изначального демократизма).

3. Жесткое регламентирование деятельности регионального ТВ из центра, диктат местного партийного руководства вели к выше­указанным негативным явлениям, вдобавок еще более снижая ав­торитет местных телеорганизаций (иногда этот «авторитет» стано­вился величиной отрицательной. Однако справедливости ради надо сказать, что в отдельных случаях местные тележ-ты вопре­ки всему создавали популярные телепрограммы, в творческом от­ношении опережая окостеневшее ЦТ).

4. Коммунистические идеологии недавнего прошлого проводи­ли весьма зыбкую грань между национальным и национализмом, а последний, трактуемый лишь с позиции «революционного пра­восознания», влек за собой жесткие репрессии, поэтому нацио­нальное на ТВ по преимуществу выражалось лишь в языке вещания. Наконец, телевизионное вещание в СССР осуществлялось на 45 языках, а проживали на его территории больше ста наций и народностей.

5. Бюрократическая система централизованного управления счи­тает свою деятельность самоценной и самодостаточной, стремится к выработанным ею же абстрактным унифицированным показате­лям, омертвляя любое живое дело, препятствуя любым формам прогресса в любой области, не укладывающимся в рамки плано­вой системы и устоявшихся традиций.

Система Гостелерадио изжила себя и требует таких же радикальных преобразований, как и многие другие социаль­но-политические институты в стране.

Движение к гражданскому обществу, строительство обществен­но-правового телевидения требуют совершенствования законода­тельной базы деятельности ТВ. Закон о средствах массовой инфор­мации снял некоторые проблемы во взаимоотношениях властных структур и ж-тских коллективов, обеспечил определенную правовую базу деятельности СМИ, но не решил огромного числа специфических телевизионных проблем.

Классификация:

1. По способу трансляции: а) эфирное (все вещательные организации, использующие тра­диционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя); б) спутниковое (например, «Космос-ТВ» — совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ плюс»); в) кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).

2. По типу деятельности: а) вещательные (осуществляющие телетрансляцию про­грамм, в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру); б) программопроизводящие (продюсерские фирмы); в) дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).

3. По принципу образования:

а) из старых структур (ВИД, АТВ и т.п.); б) новообразованные («ТВ-6 Москва», «Русская тройка видео» и др.).

4. По охвату аудитории:

а) общероссийское (РТР) — аналог Центрального телевиде­ния (в еще большей мере это относится к следующему пункту); б) межгосударственные (с некоторой натяжкой сюда можно отнести ОРТ); в) региональные («Юг России»); г) местные (от областных телестудий до кабельных сетей мик­рорайона).

5. По способу распространения телесигнала:

а) общенациональные (ОРТ, РТР); б) сетевые («ТВ-6 Москва»); в) местные.

6. По специализации программ:

а) общие (ВИД и т.п.); б) специализированные (Воен ТВ).

7. По форме собственности: а) государственные; б) негосударственные, среди которых имеются все разнооб­разные дозволенные законом формы собственности: — частные (Рен-ТВ, Гимини фильм Интернешнл); — акционерные общества: открытого типа (Центр коммерческого телевидения), закрытого типа («2 х 2 Телемаркет»); — общества с ограниченной ответственностью (Агентство Па­радиз); — товарищества с ограниченной ответственностью (Екатерин­бург Арт Home Video).

Здесь можно встретить и другие названия: — корпорация (Видеофильм); — киноассоциация (Dixi — создатель знаменитой программы «Куклы» на НТВ, пострадавшая сторона в истории с программой «Национальный интерес»); — продюсерский центр («Московский стиль» — производство программ «Момент истины», «Маски-шоу»; «Джентльмен-шоу»); — концерн («Красная площадь» — основатель, продюсер и ди­ректор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женские ис­тории», «Моя семья»); — независимая телестудия (ИМИ-ТВ, Уралфильм);

в) смешанные компании с участием зарубежных инвесторов (АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»).

43. Периодическая печать в системе СМИ. Газеты, еженедельники, жур­налы как основные виды изданий, Динамика их развития в условиях рынка. Печать в системе СМИ приобрела особое место в связи с тем, что информация фиксируется с помощью типографской техники. Это обусловило ряд важн. свойств, взаимоотношений печати и аудитории. Есть возможность быстрого ознакомления. со всеми сообщен. Можно составить общее впечатление и выбрать материал для чтения. Можно обращаться к тексту в удоб. время. Порядок и темп чтения устанавливает читатель. Это определяет большую свободу при контакте с печатн. изданиями. Свойства, при которых она проигрывает другим СМИ: информация идет не непрерывно как на ТВ, однодневна. Печать - прежде всего пресса. С учетом потребности аудитории сложилась система газет - периодич. изданий, в которых печатается преимущественно оперативная информация. Последнее время большое знач. - еженедельники. Часть из них - еженед. газеты. Часто они - как приложения к ежедн. Еженедельные тонкие журналы - их информация выходит за рамки недельных событий. Ж-лы - носители фундамент. информации, дают возможность масштабного .взгляда на действительность. Ж-лы различаются по тематике, аудитории, региону, по объему.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе с помощью типографической техники. То, что информация, зафиксированная на печатном листе, воспринимается читателем «без посредников», выявляет ряд важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории: 1) возможность быстрого, обзорного, ознакомления со всем «репертуаром» сообщений и, следовательно, возможность выборочного их потребления; 2) возможность «отложенного чтения» (можно прерваться на определённом месте и отложить газету или книгу до вечера и т.п.); 3) автономность печатных изданий (их легко иметь при себе и извлекать из них информацию в любое удобное время и в любом удобном месте). НО: пресса проигрывает ТВ и РВ в оперативности передачи информации, + она доступна только грамотному человеку. // Подсистема печати в структуре СМИ самая развитая. Распространённые жизненные циклы изданий: день, неделя, месяц, год, более года. Закон о СМИ. Регионализация, коммерциализация, диалогизация (совмест выпуск с зап коллегами). Проблемы прессы: читат доверие, некомпетентность, жлтая пресса, наруш этики, упрощении ежур-ки, монополизация провинц рынка. Виды печати: кач, масс, делов, развлек, офиц, независ. В сер 90-х – повыс интерес к инф-коммерч прессе (хотят нажится), появ-сь дайджесты, журналы-ривью. Много рекламных изданий. Нов- образов,молодеж.