75. Сми конца 1920-х - 30-х гг. В структуре административно-командной системы.
СМИ конца 20-30-х гг. в структуре административно-командной системы
Конец 20-х представлял собой рубеж, за которым все отчетливее проявляется крах демократических начал в жизни советского общества. На смену им пришли лозунги официальной пропаганды, далекие от правды жизни. Монополия политической власти партии, сращивание партийного и хозяйственного аппаратов открывали путь к формированию и укреплению авторитарной командно-административной системы, развернувшей стремительный процесс насильственного преобразования экономики. Получив всю полноту власти в свои руки, Сталин, опираясь на ленинские идеи социалистического строительства, выдвинул собственную модель строительства социализма в СССР. Уповая на успехи, достигнутые в восстановлении промышленности и сельского хозяйства, он привел в движение все механизмы власти, чтобы быстрыми темпами осуществить социалистическое строительство.
В сложившихся условиях дальнейшее развитие средств информации однопартийной системы было обусловлено необходимостью идеологического и организационного обеспечения выдвинутой Сталиным концепции строительства социализма.
В конце 20-х начале 30-х развитие советской периодики происходит за счет интенсивного создания новых типов изданий. Широкое распространение получает массовая низовая печать, изменения в административно-территориальном делении вызывают к жизни районные, городские газеты. Одновременно происходит дальнейшая дифференциация центральной прессы: создаются центральные отраслевые газеты: “Сельскохозяйственная газета”, затем “Социалистическое земледелие”, “За пищевую индустрию”, “Легкая индустрия”.
1 января 1930 вышел №1 газеты “За индустриализацию” (орган Наркомтяжпрома), на страницах которой широко освещались вопросы организации производства, планирования, управления промышленностью, передовой производственный опыт. Газета вела настойчивую борьбу за освоение новой техники, за подъем темпов работ, прежде всего в тяжелой промышленности. Она рассказывала о строительстве крупных индустриальных гигантов, о путях технической реконструкции, о необходимости выполнения всех производственно-экономических и финансовых параметров работы предприятия. Все это дало мощный толчок развитию массового движения за овладение новой техникой.
Заметный вклад в распространение научно-технической информации и подъем профессионального уровня рабочих и инженерно-технических работников внесло приложение к газете. Его название отражало типологическую суть издания - “Техника”. Выросшее из отдел, оно отпочковалось от газеты и оформилось в самостоятельный орган. О его характере дают полное представление материалы рубрик и отделов: “Новости науки и техники в СССР”, “Новости науки и техники за границей”, “Рабочее изобретательство”, “Технические консультации” и др. Тематическая направленность издания свидетельствовала о широте научно-технической пропаганды и преследуемых целях с учетом общественной потребности в различной информации.
Газета “Техника” поднимала широкий круг проблем. Она не только пропагандировала передовое, но и вела дискуссии, выступала с критикой недостатков, боролась за подъем отстающих предприятий до уровня передовых
Процесс дифференциации центральной отраслевой печати происходил и в середине 30-х. Появляются новые газеты “Уголь”, “Черная металлургия”, “Машиностроения” и др.
В годы первых пятилеток возникают новые элементы и в структуре местной и национальной печати. В связи с реорганизацией административно-территориального деления в некоторых республиках создаются областные газеты. Так, на Украине выходят областные газеты “Заря” (Днепропетровская), “Социалистична Украина”, “Социалистический Донбасс” и др. Всего к началу 2-й пятилетки на Украине выходили 1196 газет. Из них 30 республиканских, 14 областных, около 100 городских. Число газет неуклонно росло.
К концу восстановительного периода в основном был завершен переход прессы национальных республик на местные языки, главным итогом которого явилось создание массовой крестьянской газеты.
К середине 30-х в стране сложилась разветвленная дифференцированная система многонациональной печати. Характеристика ее по горизонтали может быть представлена таким образом: А) центральные, республиканские, краевые, областные партийные газеты; Б) центральные, республиканские издания для крестьян; В) центральные, республиканские молодежные издания; Г) центральные, республиканские отраслевые издания.
Характеристика системы по вертикали: республиканские, краевые, областные, городские, районные (с августа 1930 г.), многотиражные газеты.
В 1928 в систему всей советской печати входило около 2 000 газет, разовый тираж которых составлял 9,5 миллионов экземпляров, в то время как в 1925 - в последнем году восстановительного периода - 1120 газет. Разовый тираж их был немногим более 8 миллионов экземпляров. К концу первой пятилетки - в 1932 - в стране выходило 7,5 тысяч газет, а к концу второй пятилетки - в 1936 - 9250 газет. Разовый тираж поднялся с 35,5 до 38 млн экз. Гигантский рост тиражей свидетельствовал о растущем интересе масс к периодической печати, о безусловно важном месте ее в системе политических институтов страны, однако директивный характер проведения подписки на периодику по-прежнему сохранялся.
Органической частью развивающейся системы СМИ 20-30-х были журналы, растущий объем книжной продукции. Если в 1926 выходил 1631 журнал, то в 1929 - 2188. Несколько по-иному сложилось положение вещей в выпуске журнальной периодики во 2-й пятилетке. В 1936 выходило 1995 журналов. Сокращение сети журналов было вызвано тем, что в период первой пятилетки нередко возникали издания, часто дублировавшие друг друга, параллельной тематики. Однако в последующие годы положение журнальной периодики стабилизировалось, и она продолжала расти в основном за счет журналов, выходивших в национальных республиках. В их числе, в частности, отраслевые издания: “Технику в массы” (Белоруссия), “Овладеем техникой” (Армения) и др.
В к. 20-х начинается перестройка издательской системы, превратившая Госиздат в центр и основную базу книгоиздательского дела. Именно в эти годы впервые была получена реальная возможность издавать массовую книгу стотысячными тиражами. Так, в издательстве “Московский рабочий” начинает выходить “Роман-газета”, целью которой стала пропаганда лучших произведений современных писателей среди широких масс. В конце 20-х Госиздат выпускает “Дешевую библиотеку классиков”, состоявшую из важнейших произведений классической и современной художественной литературы.
В 30-е осуществляется реформа издательского дела, которая привела к созданию трех крупных специализированных издательств: государственного издательства “Художественная литература”, “Детгиз”, значительно расширившегося издательства “Академия”. В 1934 создается издательство “Советская литература”. Жесткая регламентация тематики выпускаемой литературы, определившиеся приоритетные направления в издательской политике государства привели к тому, что выпуск художественной литературы сократился.
Заметные изменения происходят в структуре ТАСС. Во всех регионах страны завершается процесс создания отделений или корреспондентских пунктов ТАСС, что способствовало окончательному утверждению в стране единой государственной информационной службы. Укрепляется международный отдел ТАСС, он становится участником международного информационного обмена.
Все более крепнущей частью системы СМИ становилось радио. В структуре радиогазет 20-30-х кроме основной проблематики выделялись отдельные блоки: “По Союзу Советов”, “По Союзу Советский республик”, “Что слышно в Москве”, “Новости науки и техники”, “Книжный уголок”, “Радиоотклики”, “Что нового за границей”, “Спорт” и др. К концу 1-й пятилетки работало 60 станций. Возросла радиоаудитория, появились новые формы и жанры радиопередач: радиопереклички, радиомитинги, радиособрания, вечера народов СССР и др. Объем Центрального и местного радиовещания по сравнению с предыдущим периодом почти удвоился. Все это вызывало необходимость создать новый руководящий радиовещательный центр, способный решать в масштабах всей страны назревшие проблемы радиовещания, его дальнейшего развития, совершенствования. Таким центром стал в 1931 Всесоюзный комитет по радиовещанию при Народном комиссариате почт и телеграфов, реорганизованный в 1933 во Всесоюзный комитет по радиовещанию и радиофикации при СНК СССР.
Эпоха 2-й пятилетки связана с первыми шагами советского телевидения. В сентябре 1934 Совнарком СССР обязал Наркомат связи и Наркомтяжпром приступить к изготовлению технического оборудования для телевидения с тем, чтобы в 1935 было освоено производство передающей и приемной телевизионной аппаратуры.
15 ноября 1934 был проведена первая в Советском Союзе передача телевизионной программы с разложением изображения на 30 строк со звуковым сопровождением. Выступить в программе пригласили известного артиста И.Москвина. Три с половиной года спустя состоялась пробная студийная телевизионная передача: в начале марта 1938 в телевизионном центре на Шаболовке и велось методом электронного телевидения с разложением изображения на 343 строки.
1 сентября 1938 был принят в эксплуатацию Ленинградский телевизионный центр. Передачи его выходили в эфир через день.
5 ноября начались опытные телевизионные передачи из нового Московского телецентра на Шаболовке. Они велись практически каждый день.
Чтобы ликвидировать бумажный голод в газетно-журнальном и книжном производстве, начинается строительство ряда бумажно-целлюлозных комбинатов, предприятий, производящих отечественное полиграфическое оборудование. С 1931 “Правда” печатается не только в Москве. Ее матрицы доставляются в Ленинград, Харьков, Ростов-на-Дону, Грозный, Баку, Тбилиси, Свердловск, и там с них печатают газету.
В стране крепла и все заметнее расширялась система учебных заведений, готовивших работников печати: Коммунистический институт ж-ки им.Правды в Москве, им. В.В.Воровского в Ленинграде, в Минске, Харькове, Свердловске, Алма-Ате.
Центральная печать выступала за сбалансированный подход в осуществлении индустриализации. Однако были силы, которые настаивали на форсированном ее проведении. Эта идея принадлежала Троцкому, работавшему тогда в ВСНХ СССР. В статьях 1925 он предлагал путь сверхиндустриализации, чреватый большими изъятиями денег из деревни, отрывом промышленности от сельского хозяйства. Рьяным противником выступил Сталин, но прошло всего два года, и он, вопреки своим разоблачениям Троцкого, стал не только настаивать, но и в обход ЦК, Политбюро давал указания на развертывание темпов индустриализации любой ценой. В 1927 Троцкий был исключен из партии и сослан в Алма-Ату. Во 2-й половине 1928 Троцкий сошел с политической арены, но противники сверхиндустриализации оставались: главный идеолог партии, главный редактор “Правды” Н.Бухарин. 30 сентября 1928 в “Правде” появилась его статья “Заметки экономиста. К началу нового хозяйственного года”. Она созвучна ленинским идеям социалистического строительства.
В мае 1929 был утвержден 1-й пятилетний план. Центральная и местная пресса публиковала множество материалов, освещавших проблемы пятилетки.
К концу 20-х Сталин при поддержке своего окружения, проводя собственную модель социалистического строительства в стране, утверждал, что объективный ход социально-экономического строительства ставит на повестку дня вопрос о социалистических преобразованиях сельского хозяйства. Предполагалось, что его реорганизация будет осуществляться на основе коренной технической реконструкции, подъеме общей культуры деревни. Сталин, ссылаясь на низкую продуктивность сельского хозяйства, заявлял, что оно сдерживает развитие индустрии. Так возникла идея “сплошной коллективизации”.
31 января 1930 “Правда” выступила с передовой “Рычаг социалистического соревнования в колхозы”, в которой, не до конца разобравшись в ситуации, сложившейся в ходе коллективизации, призывала центральные и местные издания развернуть соревнование за форсирование темпов коллективизации. Газеты публиковали “Красные доски”, организовывали в хозяйствах свои ударные посты селькоров и т.д. То есть делали все, чтобы подтолкнуть ход коллективизации. На этом фоне выгодно отличалась “Крестьянская газета”. В конце 20-х - начале 30-х она была одной из самых популярных в стране. Разовый тираж достигал 3 млн экз. Ни одна газета в мире в те годы не имела такого большого тиража.
Тон перегибам в ходе коллективизации был задан Сталиным во время зимней поездки 1928 в районы Сибири. Чрезвычайные меры с тех пор были превращены в систему (не только против кулачества, но и против середняков). Нарушался принцип добровольности вступления в колхозы.
1933 - вторая пятилетка. В печати развернулась пропаганда не только общих задач пятилетки, но и конкретных заданий года, первых успехов в труде.. “Правда” публиковала многочисленные оперативные заметки, телеграммы, корреспонденции, объединяя их в раздел “Последние известия с фронта индустриализации”. Этот раздел “Правды” перекликался и даже дополнялся объединявшимися единой рубрикой радиорепортажами “Трансляции из жизни”. Этим циклом было положено начало новому виду передач, получивших с 1 сентября 1932 известное нам сегодня название “Последние известия”. Передачи “Последних известий” были рождены самой эпохой реконструкции народного хозяйства, индустриализации страны. Огромный поток информационного материала, требующий оперативного освещения, не укладывался уже в рамки радиогазет. В эти годы утверждается как жанра репортаж.
Значительное место в отечественной ж-ке 30-х заняли материалы о мужестве и героизме советских людей, их любви к Родине и т.д. (Спасение экипажа “Челюскина” в 1934, героизм воинов, сражавшихся на Халхин-Голе, у озера Хасан).
Вся советская ж-ка была проникнута оптимизмом, уходила от реалий.
Публицистика первых пятилеток представлена множеством жанров. Как и в предыдущие годы, широко использовался жанр статьи. С тем, чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателей, видные советские ж-ты вводят в корреспонденции элементы публицистики.
Все заметнее на страницах периодических изданий становится очерк: индустриальный (Б.Горбатов), сельскохозяйственный (А.Колосов), путевой (М.Горький, “По Союзу Советов”, М.Шагинян, “Советское Закавказье”).
В 30-е расцветает талант М.Кольцова, репортера, очеркиста, фельетониста (“Три дня в такси”, “Семь дней в классе”, “К вопросу о тупоумии”).
Одним из самых популярных фельетонистов в 30-е был М.Зощенко.
Ильф и Петров начали свою совместную деятельность в “Гудке” и затем продолжили ее в юмористических журналах и в “Правде”.
С очерками и рассказами, зарисовками, фельетонами и памфлетами в центральных газетах выступали М.Булгаков, Н.Погодин, В.Ильенков, В.Катаев, О.Мандельшам, В.Маяковский, А.Платонов, К.Радек и другие.
В 20-30-е печать стала орудием административно-командной системы. Она превратилась в политический пресс и средство расправы с инакомыслием, в проводника идеологии классовой борьбы и ее обострения по мере продвижения страны к социализму. Общая атмосфера приверженности идеологии сталинизма сохраняла доверие масс к ж-ке. В 1937 в стране выходила 8521 газета с разовым тиражом 96,2 миллиона экземпляров.
- Государственная политика в области сми.
- 6. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 7. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Экономические основы реализации свободы ж-тской деятельности.
- 9. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 10. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 37. Взаимодействие ж-ки и социологии.
- 14. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 27.2: Кодекс профессиональной этики российских журналистов.
- 63. Взаимоотношения сми и государства.
- 14. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 15. Профессиональная этика ж-та. Саморегулирование ж-тской деятельности в рф.
- 16. Современное законодательство России о сми.
- 103. Закон о сми "о праве на получение информации"
- 91. Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 17. Паблик рилейшнз: сущность и функции. 24. Pr: сущность и функции.
- 2. Связи с общественностью, сущность и опыт ее реализации
- 19. Редакционно-издательский маркетинг.
- 59. Основы редакционно-издательского маркетинга: цели, направление, формы и методы.
- 102. Газетно – журнальный маркетинг.
- 51. Информационные системы маркетинга
- 40. Информационные жанры современной ж-ки.
- 57. Система жанров ж-ки. Факторы их дифференциации и тенденции развития. ??????????????
- 24. Заметка как жанр публицистики. Заметка общая характеристика
- Типы информационного содержания заметки
- Жанровые виды заметки
- Структура заметки
- Требования к заметке
- 25. Интервью как жанр публицистики. Информационное интервью
- Блиц-опрос
- Аналитическое интервью
- Аналитический опрос
- 26. Репортаж как жанр публицистики. Репортаж
- 27. Очерк как жанр публицистики. Очерк
- Портретный очерк
- Проблемный очерк
- Путевой очерк
- 28. Эссе как жанр публицистики.
- 29. История возникновения и развития телевидения.
- 30. История информационного телевидения.
- Информационная функция
- Культурно-просветительская функция
- Интегративная функция
- Социально-педагогическая функция
- Организаторская функция
- Образовательная функция
- Рекреативная функция
- 32. Форматы телевизионных каналов.
- 33. Специфика прямого телевизионного эфира. Основы режиссуры прямого эфира
- 34. Имидж телеведущего.
- 35. Композиция, редактирование, монтаж телесюжета.
- 36. Техника телевидения.
- 37. Интервью в экранном контексте. Интервью
- 38. Репортаж на радио и тв. Репортаж
- 39. Анализ работы телеканала/программы (по выбору).
- 40. Методы изучения общественного мнения в ж-ке. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 39. Виды социологических исследований ж-ки: «академический» и «коммерческий».
- 25. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 41. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 26. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 42.Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка. 61. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 44. Типология ж-ки. Основные типоформирующие факторы изданий теле- радиопередач.
- 46. Жанрообразующие факторы. Роль различных жанрообразующпх факторов в формировании жанров
- 47. Система методов ж-тского творчества. 32. Система методов ж-тского творчества.
- 52. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия. 39.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 90. Сми и массовая культура.
- 54. Виды рекламы. Общие требования к рекламе.
- 52. Виды и формы рекламы.
- 55. Типология телевизионных программ. Типология телевизионных программ.
- 56. Особенности функционирования рекламы в сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 81. Реклама в системе сми.
- 57. Основные этапы развития рекламы. Основные этапы развития рекламы.
- 58. Концепция социальной ответственности ж-та. Концепция социальной ответственности ж-та.
- 59. Возникновение и развитие многопартийной отечественной ж-ки в годы первой русской революции.
- 60. Профессиональное общение ж-та, творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 61. В.И.Ленин - публицист. Борьба с народничеством.
- 62. Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы. Сми стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.
- 63. Эгон Эрвин Киш - публицист.
- 64. Ф.Энгельс - публицист.
- 65. К.Маркс - публицист.
- 66. Средства массовой информации конца 20-30 гг. В структуре административно-командной системы.
- 75. Сми конца 1920-х - 30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- 67. Послевоенная советская ж-ка как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и.Функционирования.
- 68. Средства массовой информации Франции. История становления и современные сми франции (2 часа)
- Рекомендуемая литература
- 70. Мильтон и концепция свободы печати. 10. Мильтон и концепция свободы печати.
- 71. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 93. Основная проблематика выступлений прессы и радиовещания в годы великой отечественной войны 1941 -1945.
- 72. Средства массовой информации Великобритании.
- 18. Сми Великобритании.
- 74. Публицистика м.Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 75. Г.И.Успенский - очеркист русской деревни.
- 76. В.Г.Белинский и ж-ка 30-х и 40-х гг.Х1х в. («Отечественные записки» и «Современники»).
- 56. В. Г. Белинский и ж-ка 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 32. «Свисток» как отдел «Современника»
- 15. Журнал "Современник* - орган революционной демократии (редакторы, направление, тематика)
- 77. Русская революционная бесцензурная печать 70 - 80-х гг. XIX в. («Народное село», «Земля и воля», «Народная воля» и др.).
- 78. В.Г.Короленко против насилия и произвола («Мултанское жертвоприношение», «Сорочинская трагедия», «Бытовое явление» и письма Луначарскому).
- 27.Публицистика в.Г.Короленко.
- 80. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада. 43. Основные информационные коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 81. Особенности российской печати 1990-2000 годов. Отечественная публицистика этого периода.
- 98. Пресса России. Опыт и тенденции развития.
- 64. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 13. Публицистика Писарева в журнале «Русское слово».
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а.И.Герцена.
- 84. Вольная русская пресса за границей «Северная звезда» и «Колокол». А.И. Герцена.
- 66. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории ж-ки. 46. Современные зарубежные теории ж-ки.
- 88. Социалистическая ж-ка 1917 года. Социалистическая ж-ка 1917 г.
- 89. Типология западной ж-ки.
- 90. Газета «Русское слово» и.Д.Сытина - в.М.Дорошевича. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 92. Возникновение русской ж-ки. Петровские «Ведомости» и др.. 54. Возникновение русской ж-ки. Петровские “Ведомости” и др.
- 94. Цензура и борьба за свободу печати. 55. Цензура и борьба за свободу печати.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Интерактивная ж-ка.
- 96. Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- 46. Особенности издания местной газеты
- 20. Проблемы и перспективы современной региональной прессы.
- 45. Региональные сми в условиях реформирования общества.
- 98. Современное состояние дизайна газет и журналов. 80. Дизайн в ж-ке
- 110. Особенности российской пресс-рекламы.