logo
MOI_GOS

94. Цензура и борьба за свободу печати. 55. Цензура и борьба за свободу печати.

Цензура (лат. сensura) - контроль официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) сценических произведений, кинофотодокументов, произведений изобразительного искусства, радио- и телепередач, частной переписки, с целью не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными.

По способам осуществления ц. делится на предварительную и последующую.

Духовную ц. в средние века осуществляли церковные власти с целью не допустить ереси и т. д. Позднее возникла государственная (светская) цензура - ее выполняли, как правило, университеты.

С развитием книгопечатания развивалась и ц. С 16 в. ц. постепенно перешла к светским властям и была установлена во всех странах Западной Европы, где были типографии. При абсолютизме ц. была одним из основных инструментов борьбы государства с враждебной ему идеологией.

ВФР и революции в других странах провозгласили свободу слова (наряду с другими гражданскими свободами) и отмену ц. В защиту свободы печати выступали многие публицисты того времени (например, Дж. Мильтон - “Ареопагитика”).

Однако в те периоды, когда в обществе побеждала авторитарная концепция СМИ, ц. возвращалась. Так было при Наполеоне I, в царской России (русские публицисты 19 в. активно боролись за свободу слова, причем не только революционно настроенные дворяне и разночинцы, но и либералы, и даже некоторые консерваторы - например, М. Н. Катков; возникло даже такое явление, как неподцензурная пресса - издания Вольной Русской Типографии в Лондоне, которые осуществляли Герцен и Огарев, позднее - нелегальные издания социал-демократов и др.), в СССР (после 1905 пресса в России получила относительную свободу; в апреле 1917 - Закон Вр. Пр. о печати - все партии, независимо от направления, могли издавать свои периодические органы и вести полемику, попытка демократических преобразований; большевики боролись за свободу печати, пока им это было выгодно, а как пришли к власти - сразу всю эту свободу печати отменили и ввели цензуру; диссидентство в советскую эпоху - результат стремления к свободе слова, к неподцензурному выражению своих мыслей), в фашистской Германии и т. д. Ц. существует и сегодня в авторитарных обществах (Югославия, Ирак), и особенно в таких, где господствует религиозный фундаментализм (Чечня, Афганистан и др.). Существование ц. в современном обществе прямо противоречит статье 19 Всеобщей Декларации Прав Человека (ООН, 10 декабря 1948): “Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ”. Кроме того, существует ряд международных и европейских конвенций, прямо затрагивающих проблему свободы слова. “Количество” свободы слова - своеобразный индикатор, оно прямо пропорционально степени демократизации общества. В по-настоящему правовом, демократическом государстве не может быть места цензуре, а свобода слова существует не только на бумаге.