26. Репортаж как жанр публицистики. Репортаж
Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать»6[5]. Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский ж-т говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.
Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных ж-тов. История российской ж-ки помнит десятки имен выдающихся репортеров и прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиляя», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX — начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла прежде всего на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.
Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает прежде всего в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов.
Из публикации «Золотые руки» (Московская правда. № 2. 1999) |
Репортаж из зубоврачебного кабинета, лучшего из всех, которые доводилось посещать автору. В толчее у станции метро «Университет» не сразу заметишь желтую вывеску подле арки дома № 23 по Ломоносовскому проспекту. Но, как говорят, ищущий да обрящет. А еще - у кого что болит, тот о том и говорит. У меня нещадно болел зуб. Вывеска же гласила: «Стоматолог». И я последовал за указующей стрелкой во двор и оказался в частном стоматологическом кабинете доктора Старцева. В небольшом холле мило щебетали две пациентки, будто и не ведали, какие адские муки их ожидают. Сквозные открытые проемы вели в кабинет, где в известном кресле, заимствованном из «галереи маркиза де Сада», удобно расположилась девушка. Но стонов слышно не было. Врач, орудуя блестящими инструментами, которые ловко вкладывала в его руки ассистентка, что-то говорил сквозь хирургическую маску, пациентка непринужденно ему отвечала, голоса тонули в мягких, обволакивающих звуках морского прибоя, доносящихся из стереодинамиков. «Здесь зубов, даже самых безнадежных, не дерут, - сказал я себе. - Здесь их лечат, причем без боли». И я не ошибся... Короче говоря, мой зуб, теперь как новый, крепко сидит в десне, и я спокойно грызу им орехи. А вот о том, что я видел и ощущал в чудо-кабинете, стоит рассказать подробнее. Во-первых, анестезия. Сначала доктор смазал мне воспаленную десну ароматическим гелем. «Это предварительное обезболивание», - пояснил; затем взял со стола нечто вроде авторучки, вставил в нее розовую капсулу и нитевидную иглу, которую при мне извлек из герметичного пакетика, и быстро что-то сделал во рту. «А это шприц высокого давления. Я сделал укол прямо в десневой карман, заморожен только больной зуб. Анестезия абсолютно безвредная, но во много раз мощнее ликодаина», - продолжал просвещать меня доктор. Потом мелькали разные инструменты, по-комариному пищала бормашина («Американская. Алмазный самоочищающийся бур вращается струей воздуха»). Боли не было. Впрочем, о зубах я уже забыл, убаюканный шумом прибоя. А доктор продолжал говорить: «Теперь, когда все чисто, поставим титановые анкеры, будем наращивать зуб». В мой рот засновала лопаточка с пастой («Светоотверждаемый композитный материал»), за ней следовал крошечный ультрафиолетовый фонарик («Композит твердеет за 20 секунд, поэтому я кладу его слоями»). Прикус на копирку. Ручная полировка нового зуба... Финал известен. На все про все ушло 40 минут и весьма скромная по нынешним деньгам плата. Впрочем, мой случай для доктора довольно банальный. Позже узнал, что пару лет назад пользовал он женщину, потерявшую в автокатастрофе две трети зубов. Ей грозили протезы бабушкиных времен. Покинула же кабинет с улыбкой голливудской кинозвезды. И еще узнал я, что золотые руки перешли к доктору по наследству - родители его тоже стоматологи. Сам он окончил стоматологический институт, 10 лет практиковался протезистом в хозрасчетной поликлинике, а там требования жесткие. Словом, прошел все «зубные» университеты. И добрая молва о его таланте - вполне заслуженная. Лечит зубы совершенно безболезненно. Даже обреченные. Изготовляет красивейшие металлокерамические протезы из самых современных материалов, микропротезирование без обточки, для чего применяет кевларовую нить, из которой делаются бронежилеты... И еще очень важное. У доктора инвентарь импортный, одноразовый - от шприцев до манишек и стаканов. Инструмент стерилизуется дважды - холодной обработкой и в сухожаровом шкафу, или в кавоклаве. Полная защита от инфицирования СПИДом, туберкулезом, гепатитом, герпесом... Поверьте, я нахваливаю заведение Старцева не из корыстных интересов; да и в рекламе он не нуждается. Просто считаю своим долгом сообщить, что есть такой стоматолог, чей талант доступен (по деньгам тоже) людям любого возраста и достатка. Поэтому и даю его телефон: 930-72-14. Стоматолог ждет клиентов каждый день с 10 до 18 час., а если надо — задержится. Он работает для нас. |
Как видим, основное событие — посещение зубоврачебного кабинета показано в тексте крупным планом. Этот план возникает за счет изложения некоторых подробностей технологии зубопротезирования, описания деталей той обстановки, в которой оно происходит, сообщения автора об ощущениях, возникавших у него во время лечения и замены зуба, и т.д. |
Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия»7[6]. А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если ж-т будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего — быстро развивающихся). (В этом отношении в приведенном выше примере автор описывает все, что увидел в зубоврачебном кабинете, — и девушку в кресле, и блестящие инструменты, и алмазный бур, и кевларовую нить, и белоснежные халаты и т.д. Все это позволяет читателю как бы самому побывать в этом кабинете.)
Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый — изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием. (В нашем примере репортажа из зубоврачебного кабинета его можно было бы при необходимости усилить за счет более яркого и подробного описания переживаний автора, связанных с лечением зуба.)
Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует прежде всего цель обобщения, типизации. Наглядные детали в аналитических жанрах применяются для «украшения», «оживления» серьезных, а потому трудных для восприятия определенной части аудитории размышлений автора.
в начало
- Государственная политика в области сми.
- 6. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 7. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Экономические основы реализации свободы ж-тской деятельности.
- 9. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 10. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 37. Взаимодействие ж-ки и социологии.
- 14. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 27.2: Кодекс профессиональной этики российских журналистов.
- 63. Взаимоотношения сми и государства.
- 14. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 15. Профессиональная этика ж-та. Саморегулирование ж-тской деятельности в рф.
- 16. Современное законодательство России о сми.
- 103. Закон о сми "о праве на получение информации"
- 91. Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 17. Паблик рилейшнз: сущность и функции. 24. Pr: сущность и функции.
- 2. Связи с общественностью, сущность и опыт ее реализации
- 19. Редакционно-издательский маркетинг.
- 59. Основы редакционно-издательского маркетинга: цели, направление, формы и методы.
- 102. Газетно – журнальный маркетинг.
- 51. Информационные системы маркетинга
- 40. Информационные жанры современной ж-ки.
- 57. Система жанров ж-ки. Факторы их дифференциации и тенденции развития. ??????????????
- 24. Заметка как жанр публицистики. Заметка общая характеристика
- Типы информационного содержания заметки
- Жанровые виды заметки
- Структура заметки
- Требования к заметке
- 25. Интервью как жанр публицистики. Информационное интервью
- Блиц-опрос
- Аналитическое интервью
- Аналитический опрос
- 26. Репортаж как жанр публицистики. Репортаж
- 27. Очерк как жанр публицистики. Очерк
- Портретный очерк
- Проблемный очерк
- Путевой очерк
- 28. Эссе как жанр публицистики.
- 29. История возникновения и развития телевидения.
- 30. История информационного телевидения.
- Информационная функция
- Культурно-просветительская функция
- Интегративная функция
- Социально-педагогическая функция
- Организаторская функция
- Образовательная функция
- Рекреативная функция
- 32. Форматы телевизионных каналов.
- 33. Специфика прямого телевизионного эфира. Основы режиссуры прямого эфира
- 34. Имидж телеведущего.
- 35. Композиция, редактирование, монтаж телесюжета.
- 36. Техника телевидения.
- 37. Интервью в экранном контексте. Интервью
- 38. Репортаж на радио и тв. Репортаж
- 39. Анализ работы телеканала/программы (по выбору).
- 40. Методы изучения общественного мнения в ж-ке. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 39. Виды социологических исследований ж-ки: «академический» и «коммерческий».
- 25. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 41. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 26. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 42.Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка. 61. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 44. Типология ж-ки. Основные типоформирующие факторы изданий теле- радиопередач.
- 46. Жанрообразующие факторы. Роль различных жанрообразующпх факторов в формировании жанров
- 47. Система методов ж-тского творчества. 32. Система методов ж-тского творчества.
- 52. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия. 39.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 90. Сми и массовая культура.
- 54. Виды рекламы. Общие требования к рекламе.
- 52. Виды и формы рекламы.
- 55. Типология телевизионных программ. Типология телевизионных программ.
- 56. Особенности функционирования рекламы в сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 81. Реклама в системе сми.
- 57. Основные этапы развития рекламы. Основные этапы развития рекламы.
- 58. Концепция социальной ответственности ж-та. Концепция социальной ответственности ж-та.
- 59. Возникновение и развитие многопартийной отечественной ж-ки в годы первой русской революции.
- 60. Профессиональное общение ж-та, творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 61. В.И.Ленин - публицист. Борьба с народничеством.
- 62. Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы. Сми стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.
- 63. Эгон Эрвин Киш - публицист.
- 64. Ф.Энгельс - публицист.
- 65. К.Маркс - публицист.
- 66. Средства массовой информации конца 20-30 гг. В структуре административно-командной системы.
- 75. Сми конца 1920-х - 30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- 67. Послевоенная советская ж-ка как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и.Функционирования.
- 68. Средства массовой информации Франции. История становления и современные сми франции (2 часа)
- Рекомендуемая литература
- 70. Мильтон и концепция свободы печати. 10. Мильтон и концепция свободы печати.
- 71. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 93. Основная проблематика выступлений прессы и радиовещания в годы великой отечественной войны 1941 -1945.
- 72. Средства массовой информации Великобритании.
- 18. Сми Великобритании.
- 74. Публицистика м.Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 75. Г.И.Успенский - очеркист русской деревни.
- 76. В.Г.Белинский и ж-ка 30-х и 40-х гг.Х1х в. («Отечественные записки» и «Современники»).
- 56. В. Г. Белинский и ж-ка 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 32. «Свисток» как отдел «Современника»
- 15. Журнал "Современник* - орган революционной демократии (редакторы, направление, тематика)
- 77. Русская революционная бесцензурная печать 70 - 80-х гг. XIX в. («Народное село», «Земля и воля», «Народная воля» и др.).
- 78. В.Г.Короленко против насилия и произвола («Мултанское жертвоприношение», «Сорочинская трагедия», «Бытовое явление» и письма Луначарскому).
- 27.Публицистика в.Г.Короленко.
- 80. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада. 43. Основные информационные коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 81. Особенности российской печати 1990-2000 годов. Отечественная публицистика этого периода.
- 98. Пресса России. Опыт и тенденции развития.
- 64. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 13. Публицистика Писарева в журнале «Русское слово».
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а.И.Герцена.
- 84. Вольная русская пресса за границей «Северная звезда» и «Колокол». А.И. Герцена.
- 66. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории ж-ки. 46. Современные зарубежные теории ж-ки.
- 88. Социалистическая ж-ка 1917 года. Социалистическая ж-ка 1917 г.
- 89. Типология западной ж-ки.
- 90. Газета «Русское слово» и.Д.Сытина - в.М.Дорошевича. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 92. Возникновение русской ж-ки. Петровские «Ведомости» и др.. 54. Возникновение русской ж-ки. Петровские “Ведомости” и др.
- 94. Цензура и борьба за свободу печати. 55. Цензура и борьба за свободу печати.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Интерактивная ж-ка.
- 96. Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- 46. Особенности издания местной газеты
- 20. Проблемы и перспективы современной региональной прессы.
- 45. Региональные сми в условиях реформирования общества.
- 98. Современное состояние дизайна газет и журналов. 80. Дизайн в ж-ке
- 110. Особенности российской пресс-рекламы.