logo search
MOI_GOS

Требования к заметке

Поскольку заметки являются главным видом информационно­го «сканирования» действительности, средством оперативного из­вещения аудитории о происходящем в мире, т.е. важнейшим сред­ством сообщения о «новостях», то основными требованиями, ко­торые должны выполнять ж-ты, готовящие заметки, выступают требования оперативности и актуальности. Заметка о со­бытии, которое мало связано с интересами аудитории, т.е. неакту­альная заметка, вряд ли привлечет ее внимание. Заметка о собы­тии, которое уже известно читателям, т.е. неоперативная заметка, тоже окажется незамеченной.

Поскольку событий совершается очень много, то существует необходимость давать максимально полную картину происходя­щего в мире. Но «безразмерных» изданий не существует. Поэтому возникает потребность в «малогабаритных» публикациях, которых на газетной полосе можно было бы поместить побольше. Заметки существуют именно в силу этой потребности. Отсюда очередные непременные требования к заметке — это требования точности, краткости и ясности изложения.

К сожалению, стремление некоторых авторов, так сказать, не «сковывать» себя подобными стандартными требованиями и по­пытаться написать заметку нетривиально не всегда удается. А часто приводит и к нежелательному результату.

 

Из публикации «В полном шоколаде»

(Московские вести. 14 января 2000)

В полном шоколаде оказа­лись вновь испеченные депу­таты А. Буратаева и В. Комиссаров.

Теперь «моя семья» бу­дет Калмыкия в Государствен­ной Думе.

 

Ничего удивительного не будет, если у читателя этой заметки воз­никнут, например, такие недоуменные вопросы: что означает выраже­ние: «В полном шоколаде»? Бывает ли «неполный шоколад»? Возможно, этот жаргонизм означает: «оказались в хорошем положении?» А может быть — «в плохом положении?» А может быть, автор имел еще что-то в виду? И что значит фраза: «Теперь "моя семья" будет Калмыкия в Государственной Думе?» В чем сокровенный смысл этих замысловатых выра­жений? И почему автор не открыл его читателю? Подобные вопросы при чтении заметки у аудитории возникать не должны.

 

Заметку можно назвать «исходным» информационным жанром, т.е. типом материала, из которого «вырастают» другие информаци­онные жанры. Такой рост происходит либо за счет большего «раз­вертывания», «проявления» в тексте одного из жанрообразующих факторов, либо их совокупности. Это, как правило, имеет вне­шние признаки: увеличение размера информационного материа­ла, более заметное своеобразие формы его (например, «фикса­ция» в тексте хода интервью, с помощью которого была получена информация, придает публикации диалогический характер). Но не­зависимо от степени «развернутости» жанрообразующих факторов в информационной публикации она всегда нацелена лишь на ин­формирование аудитории о наиболее заметных, характерных вне­шних чертах отображаемого предмета, но не на проникновение в сущность его внутренних взаимосвязей, их анализ.

Ниже рассмотрим информационные жанры, которые являют­ся более «развитыми», чем заметка.