logo search
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

2.4. Сопоставительный анализ использования инфографики в газетах «Биржа» и «Коммерсант»

Оба издания являются представителями «деловой прессы», но если «Биржа» - региональное еженедельное издание, то «Коммерсант» - ежедневное федеральное. Данные условия накладывают отпечаток на использование инфографики.

Основной функцией инфографики в «Бирже» является визуализация данных, поэтому здесь диаграммы, графики, таблицы и практически отсутствуют рисунки-схемы. Часто в газете с помощью шрифта и цвета выделяются значимые статистические данные, что также относят исследователи дизайна СМИ к инфографике. В «Коммерсанте», наоборот, доля рисунков, сложной инфографики достаточно высока, в то время как практически отсутствуют графики и таблицы. Это связано с изменением функции инфографики в тексте – визуализировать не просто данные, но и саму информацию – отразить логику публикации в схеме. Благодаря введению концентрированной инфографики сокращается текст самой публикации, необходимость в котором практически утрачивается, т.к. «рисунок» говорит сам. Примером может служить схема из декабрьского выпуска «Коммерсанта» «Как необходимо развивать связь в небольших населенных пунктах» (рис.22).

Рис. 22. Концентрированная диаграмма

С помощью символов, цифровых обозначений данная схема демонстрирует три пути развития связи в зависимости от численности населения, размера пунктов и наличия подобных пунктов.

В связи с тем, что «Коммерсант» - ежедневное издание, в нем высока доля оперативно-новостных жанров, в то время как в «Бирже» преобладают аналитические жанры. Особенностью газеты «Биржи» является рубрика «Рейтинг», в которой активно используется инфографика: таблицы, схемы, диаграммы (см. рис. 23). В данных публикациях также практически отсутствует текст, статистические данные оформлены в виде таблиц.

Рис. 23. Использование инфографики в жанре