logo
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Соотношение журналистских текстовых материалов разных жанров в нижегородской деловой прессе (% от общего количества журналистских материалов в номере; сентябрь 2008)26

Группа жанров

Газеты

Журналы (газ. + журн.)

В среднем

Оперативно-новостные (заметка, расширенная заметка, заметка-анонс)

48

14

31

Оперативно-исследовательские (интервью, блиц-опрос, репортаж, отчёт, «круглый стол», социологическое резюме, рейтинг, вопрос-ответ)

15

19

17

Исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия)

8

14

11

Исследовательские (статья, обзор)

27

51

39

Исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон)

2

2

2

Одним из самых популярных жанров деловой прессы является интервью, однако, как считает М.А. Толстунова, «материалы этого жанра отличаются нередко недостаточной информативностью»27. Кроме интервью, используются более лаконичные жанры: блиц-опрос, вопрос-ответ.

В связи с развитием диалогичности, дискуссионности в современной деловой журналистике, приобретает популярность такой жанр, как «круглый стол» (а также его разновидность – «бизнес-поединок»). Публикации в жанре «круглого стола» представляют собой записи бесед политиков, бизнесменов на острые, злободневные темы, проиллюстрированные фотопортретами выступавших.

Исследовательские жанры играют в деловой прессе большую роль. Материалы этой группы жанров составляют в среднем около трети журналистских публикаций в газетах, в деловых журналах исследовательские жанры занимают в среднем половину материалов номера, иногда их доля доходит до 80%, как утверждает М.А. Толстунова.28

В деловой прессе регулярно используется жанр статьи (проблемной, рекомендательной, научно-популярной). Наиболее часто статьи встречаются в «Бирже», «Коммерсант-НН».

Также в деловой прессе регулярно используется жанр обзора, в котором можно выделить четыре основные группы обзоров: общие, тематические, обзор СМИ, обзор писем. Наиболее популярны в деловых изданиях тематические обзоры. На первой полосе газеты «Биржа» регулярно публикуются политические и экономические обзоры. На страницах нижегородской деловой прессы также встречаются архитектурные, книжные, ресторанные обзоры, обзоры сайтов, кинопремьер, новинок аудио- и видеопроката, гастрольных программ, выставок, фестивалей, туристических маршрутов, спортивных мероприятий и т. д. Традиционным в еженедельнике «Биржа» стал обзор СМИ.

В современной деловой прессе часто используется жанр социологического резюме (изложение основных результатов социологических исследований, проведённых научными учреждениями), публикуются рейтинги компаний, влиятельных людей (бизнесменов, политиков, общественных деятелей).

Популярен жанр отчёта (о заседаниях, профессиональных выставках, тренингах, форумах, пресс-конференциях), возможно, потому, что является менее трудоёмким, а также потому, что его суховатый, объективированный стиль изложения более соответствует типу делового издания.

Ряд деловых изданий регулярно обращается к жанру рецензии. В журналах Thе Сhiеf (рубрика «Библиотека»), «Нижегородский предприниматель» (рубрика «Советуем прочесть»), «Сфера рекламы» и газетах «Биржа» (рубрика «Бизнес-инструмент») публикуются рецензии на книги - научно-популярную литературу по бизнесу, менеджменту, маркетингу, рекламе, биографии и мемуары известных предпринимателей прошлого и современности. Кроме того, в некоторых изданиях размещаются рецензии, посвящённые новинкам художественной литературы, как правило, это произведения массовой культуры: «бульварные» романы, детективы, фантастика.

Художественная публицистика не свойственна деловой прессе, иногда на страницах некоторых изданий можно встретить эссе и путевые очерки.

Репортаж в деловых изданиях также явление малораспространённое. Он обладает специфическими чертами в газетах и журналах деловой прессы. Так появляется «парламентский репортаж», освещающий заседания думы, репортаж с конференций и выставок (в газете «Биржа»), а также именно в этом жанре освещаются «юбилейные даты» - события, им посвященные. В отличие от традиционного репортажа данные публикации в деловой прессе менее эмоциональны, сдержанны, авторское «я» выражено завуалировано.

***

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что большинство исследователей определяют инфографику как способ иллюстрирования публикации, выделяя такие виды графического изображения как, карты, таблицы, схемы, диаграммы и графики. На наш взгляд, содержание инфографики выходит за рамки только иллюстрирования: она представляет собой синтетическую форму организации журналистского материала, сообщение, включающее в себя, во-первых, визуальные элементы, а во-вторых, тексты, эти визуальные элементы поясняющие.

Таким образом, инфографика существует в двух формах: как вид иллюстрации и как особый синтетический журналистский жанр (чаще всего – информационный). Как вид иллюстрации рассматривать инфографику необходимо в том случае, если она выполняет соответствующую функцию. Как правило, в этом случае инфографика сопровождает исследовательские тексты, поясняя их, причем текст превалирует над иллюстрацией.

Инфографику как особый синтетический журналистский жанр можно выделить по следующим критериям. Предмет инфографики как жанра – событие или совокупность событий, чаще всего включающих большое количество однотипных сведений (количественных и качественных данных). Цель при этом – дать визуальное представление об информации, данных и знаниях.

Инфографика имеет ряд преимуществ:

- она представляет собой визуализированное через графические объекты сообщение. С учетом того, что современные читатели в большинстве своем лучше усваивают информацию, воплощенную в визуальных образах, коммуникация от отправителя сообщения (в нашем случае СМИ) к получателю (читателю) становится наиболее успешной;

- инфографика по своей сути – полезная информационная нагрузка, максимально ориентирующаяся на объективность изложения – на статистические данные;

- любая инфографика дает концептуализацию темы, поскольку выбор того или иного образа, визуализирующего сообщение, предполагает точный отбор графических решений.

Именно благодаря точности информации, наглядности сопоставления различных фактов, инфографика проникает на страницы деловой прессы, представленной разными жанрами.