logo
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

1.2. Специфика деловой прессы

Специфике деловых изданий уделялось значительное внимание в исследованиях по журналистике (А.В. Вырковский, А.В.Еременко, Я.Н.Засурский, В.С. Кулёв), в том числе и нижегородской деловой прессе (М.А. Толстунова). Специальные исследования бизнес-прессы предприняты в нескольких диссертациях последних лет: Е.И.Мордовской «Деловая пресса в системе периодической печати. Типологические факторы, характеристики становления и развития», А.В.Еременко «Деловая пресса в России: история, моделирование изданий», В.Я. Сергачева «Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития», а также в сборнике «Деловая пресса России: настоящее и будущее»16.

Анализируя понятие «деловая журналистика», А.А. Грабельников выделяет одну из его составляющих – «деловую прессу». По мнению исследователя, деловая пресса, включающая в себя издания, в которых активно используются журналистские тексты, особенно аналитические, распространяет законодательную и нормативную информацию, информирует читателей о состоянии современного бизнеса. При этом А.А. Грабельников подразделяет деловую периодику на качественные издания для элитных групп: корпоративные и ведомственные издания; популярные издания для широкого читателя; отраслевые аналитические издания17.

А.В. Еременко предлагает следующее определение: «Деловая пресса - это особая информационная система, функции которой состоят в обеспечении бизнес-коммуникации, с единым категориальным признаком - деловой проблематикой, раскрывающей экономическую природу анализируемого предмета»18. Е.И. Мордовская уточняет понятие деловой прессы: «Это тип печатных изданий, призванных в первую очередь обеспечивать информационные потребности предпринимательства посредством публикаций тех или иных материалов (журналистских, статистических, законодательных, рекламно-информационных и др.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса»19

На наш взгляд, наиболее точным, отражающим главные отличительные признаки деловой прессы, является определение В.С. Кулева, говорящего о том, что деловая пресса «рассчитана на вполне конкретную аудиторию. Ее задача - формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности предпринимателей, пропаганда принципов рыночной экономики, распространение законодательной и нормативной информации, создание положительного имиджа отечественного бизнесмена, широкое информирование читателя о мире бизнеса. Это, прежде всего, качественные издания для элитных групп, корпоративные издания, аналитические издания. Это деловые газеты и журналы, предназначенные для специалистов - вопросы экономики, политики, науки, культуры».20

За два последних десятилетия сложилась система деловых СМИ. В их составе выделяют деловые издания (только деловая информация - новости и комментарии из сферы экономики) и издания для деловых людей (обеспечение деловых людей как деловой, так и другой необходимой информацией). Деловые издания развиваются как на федеральном уровне, так и в регионах. Этому способствует работа всех структур и организаций, действующих в разных сферах бизнеса (банки, страховые компании, торговые и выставочные фирмы, различного рода финансовые институты, производители; логистика; менеджмент; управление предприятием; налогообложение; недвижимость; управление качеством; электронная коммерция; строительство; транспорт; торговля; ценные бумаги; фондовый рынок; туризм; право; бухучет и аудит; предпринимательство; электронная коммерция и др.).

Региональные издания выступают в качестве одного из секторов региональной инфраструктуры - информационного. Нередко местные газеты становятся не только единственным источником удовлетворения потребностей определенного региона, публикуя всю актуальную информацию - от рейтингов ресторанов до предложений банков, - но и незаменимым ресурсом для рекламодателей.

Все исследователи феномена деловой прессы сходятся в том, что ее содержанием является деловая информация - текстовые и цифровые материалы, предназначенные для обслуживания и развития предпринимательства. В.С. Кулев в зависимости от целей и характера использования выделяет следующие виды деловой информации: фиксирующая, аналитическая, оперативно-справочная, рекламно-коммерческая.21 А.А.Грабельников выделяет оперативно-справочную, рекламно-коммерческую.22

Но, наиболее универсальной, позволяющей учесть разнонаправленность деловых изданий, является, на наш взгляд, классификация Б.Я. Мисонжникова, который делит деловые СМИ на: деловые издания общего профиля - издания, которые, сохраняя безусловные признаки данной типологической модели, отличаются достаточной тематической универсальностью; деловые издания политико-экономической направленности - издания, в которых усилен, прежде всего, теоретический политико-экономический компонент и через его призму рассматриваются важные социально-политические события; деловые издания финансовой ориентации - издания, в которых освещается динамика банковского капитала, действия финансовых учреждений, тенденции и уровни кредитования, курсы валют и т.д.; биржевые деловые издания - издания, в которых отражены стороны биржевой жизни: купля-продажа ценных бумаг, котировка акций и т.д.; качественные издания - особый тип ежедневной газетной периодики, характеризующийся высоким аналитическим, журналистским и полиграфическим уровнем23. Здесь публикуется экономическая и финансовая информация для принятия самостоятельных управленческих решений со стороны читателя - промышленника, банкира, финансиста, коммерсанта, которому для этого необходимы точность, всесторонность, оперативность газетной продукции. Обычно качественное издание тематически сконструировано следующим образом: политическая жизнь, социальная сфера, экономика, культура, спорт, тематические выпуски (наука, образование, туризм и т.п.).

Таким образом, фундаментальными признаками, по которым СМИ можно отнести к деловому типу, являются: аудиторный (читатели, являющиеся причастными к процессам, происходящим в экономической жизни страны), предметно-тематическая направленность (экономика) и целевое назначение (деловые СМИ служат для обеспечения целевой аудитории необходимой ей информацией о происходящем в мире экономики). М.А. Толстунова, рассуждая об особенностях российской деловой прессы, справедливо приходит к выводу, что «российская деловая пресса, как правило, - качественная пресса, основным содержанием которой является экономическая информация. Аудиторию деловой прессы составляют не только бизнесмены и частные предприниматели, но и ведущие специалисты фирм, политики, чиновники, учёные, студенты российских вузов, готовящих экономистов, менеджеров, PR-специалистов, политологов. Ведущим типоформирующим признаком деловой прессы является её тематика (проблемы экономики, бизнеса)»24

Многослойность деловой прессы создает определенные трудности для ее классификации. Кроме того, определению особенностей типологии деловых журналов мешает отсутствие их классификатора, что связано с различиями в толковании понятий «деловая пресса» и «деловой журнал». Большинство исследователей склонны определять деловой журнал как издание, призванное обеспечить удовлетворение информационных потребностей делового сообщества. Функциональная специфика делового журнала обусловлена следующими признаками: во-первых, характером аудитории, которой он адресован; во-вторых, предметно-тематической направленностью предоставляемой информации; и, в-третьих, целевым назначением журнала. Видообразующим признаком делового журнала предлагается признать объем и характер его деловой тематики. По этим параметрам можно выделить пять видов прессы: универсальную, специализированную, узкоспециализированную, профессиональную и «точечную».

В качестве универсальных деловых изданий позиционируют себя на рынке такие журнальные издания, как «Эксперт», «Профиль», «Компания» и даже «Итоги», хотя последние скорее всего можно назвать универсальным общеполитическим журналом. Наряду с общеэкономической информацией и биржевыми сводками данные издания пишут также о политике, социальных проблемах, публикует обозрения по культуре и т.д. Но основой ее содержания остается деловая информация. Более того, даже такую сферу деятельности человека, как культура, газета зачастую стремится рассматривать сквозь призму финансовых интересов. В практике российской прессы пока нет полноценного аналога универсальной деловой газеты. К этому виду стремились «Коммерсанта» и «Финансовые известия». Но эволюция «Коммерсанта» пошла в сторону универсального общеполитического издания, а «Финансовые известия» прекратили свое существование как самостоятельная газета. По титулу к виду универсальных деловых изданий следовало бы отнести еженедельник «Экономика и жизнь». Однако по существующему содержанию газета скорее приближается к специализированным деловым изданиям, подобным «Финансовой газете» и «Финансовой России». Это происходит прежде всего за счет публикации нормативных документов и различных комментариев по применению тех или иных норм законов и подзаконных актов.

К числу специализированных деловых изданий в российской прессе, помимо «Финансовой газеты» и «Финансовой России», могут быть отнесены «Торговая газета», «Торгово-промышленные ведомости», «Медицинская газета» и т.п.

В то же время узкоспециализированные деловые издания широко представлены в российской прессе прежде всего ежемесячными журналами, такими, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Московский банковский вестник» и т.п.

Профессиональные издания, как правило, свою профессиональную принадлежность выносят в титул: журналы «Финансист», «Банкир» и т.д. На первый взгляд, их можно рассматривать как подвид специализированного делового издания. Однако по характеру тематики профессиональные издания универсальны — они, как правило, охватывают не только все стороны самой профессии, но и все стороны жизни в профессии. Это обстоятельство и заставляет выделить профессиональные издания в самостоятельный вид прессы.

Наконец, «точечные» издания – те, которые нацелены на очень узкую аудиторию. Здесь пресса достигает крайней степени сегментации рынка. В западной терминологии такое издание называется «ньюслеттер». Наиболее приближенный к нему аналог в российской практике – бюллетень. В качестве примера можно назвать реферативный и аналитический ежеквартальник «Банки: мировой опыт». «Точечные» издания можно рассматривать как подвид узкоспециализированной прессы.

Объединяющим началом всех рассмотренных нами типов деловых изданий является их главная функция - обеспечение бизнес-коммуникаций. Она и определяет основное требование, предъявляемое к деловым изданиям – быть надежным источником информации. Система деловых журналов располагает совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей. Она существует как подсистема российской деловой прессы.