Заключение
Современные способы передачи информации не могут обойтись без ее графического представления. Не исключение – деловая пресса. Спецификой изданий данного типа является публикация материалов, связанных с бизнесом. Структурно-функциональнаяособенность в значительной степениопределяется целевойаудиторией, к которой деловая пресса апеллирует. Принято считать, что она адресована лицам, причастным к принятию ответственных решений в сфере практической и духовно-практической деятельности. Базой читательской аудитории для такой прессы являются специалисты, как правило, образованные, социально активные люди, работающие во всех сферах народного хозяйства, в науке (в первую очередь прикладной) и на государственной службе. Среди читателей деловой прессы немало студентов высших учебных заведений.
Деловая пресса отличается жанровым разнообразием. Исследователи выделяют следующие типы жанров деловой прессы:оперативно-новостные (заметка, расширенная заметка, заметка-анонс), оперативно-исследовательские (интервью, блиц-опрос, репортаж, отчёт, «круглый стол», социологическое резюме, рейтинг, вопрос-ответ),исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия), исследовательские (статья, обзор), исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон). Последняя группа наименее частотна в деловой прессе.
Главная функция изданий этого типа– быть надежным источником информации. Это определяющее требование изначально диктует строгие профессиональные стандарты и определяет деловую прессу как качественную.
Обилие информации на страницах журналов и газет деловой прессы, сопоставление статистических данных требует определенной визуализации.
Визуальные образы наилучшим образом считываются человеком. При этом сохраняется актуальная потребность в наличии четких и ясных целей решаемых задач и, конечно, полного понимания пользователем представленной идеи. Для этого дизайнеру необходимо доступно передать информацию в условном графическом виде, убрав все лишнее и сохранив при этом привлекательность подачи.
Информационная графика по историческим меркам относительно недавно вошла в состав дизайна. Само понятие сформировалось во второй половине ХХ века, объединив несколько областей проектной деятельности. Так, для обозначения количественных графиков и структурных схем-графов ранее использовались следующие обозначения: «изобразительная статистика», «деловая графика» «научно-техническая графика». Графическое распределение хозяйственных, климатических, геологических показателей осуществляли экономические и тематические карты с использованием знаковых систем в виде условных знаков и пиктограмм.
Исследуя деловую прессу (издания «Биржа» и «Коммерсантъ»), мы обнаружили некоторые закономерности в использовании инфографики. Наиболее частотны в газетах такие виды инфографики, как диаграммы, графики и таблицы. Что касается сложных рисунков-схем, то «Биржа» значительно уступает по их качеству и количеству «Коммерсанту». Нужно отметить, что порой концентрированная инфографика в «Коммерсанте» обладает повышенной сложностью, что приводит к затруднениям в ее восприятии читателем.
Наиболее снабжены инфографикой аналитические жанры, требующие сопоставления данных, наглядного отражения концепции публикации. Это и аналитические статьи, и обзоры, комментарии. В «Коммерсанте» присутствует достаточно много публикаций новостного характера, снабженных инфографикой. В обоих случаях здесь сложно говорить об инфографике как о самостоятельном жанре: графическая информация в публикациях иллюстрирует текст. Но в обоих изданиях есть примеры инфографики как самостоятельного жанра. В «Бирже» в рубрике «Рейтинг»
зачастую отсутствует текстовая информация, а даны лишь графики, таблицы и диаграммы; в «Коммерсанте» в рубрике «Потребительский рынок» также представлены графики, отражающие экономические параметры рынка.
Если в «Бирже» преобладает черно-белое изображение, то в «Коммерсанте» - цветное. В то же время наблюдается однотипность рисунков, диаграмм в обоих изданиях, что объясняется главной целью – визуализацией данных в изданиях данного типа, хотя в «Коммерсанте», ориентированном на более широкий круг читателей, можно встретить визуализацию и на уровне информации и знания.
- Особенности использования инфографики в деловой прессе: жанровый аспект
- Содержание
- Введение
- Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения инфографики в системе современной прессы
- 1.1. Инфографика как средство визуальной коммуникации в современной деловой прессе: теоретические подходы
- Рис 1. Пример «ненасыщенной» инфографики
- Рис 2. Пример концентрированной инфографики
- Концентрированность информационного дизайна по э. Тафти14
- 1.2. Специфика деловой прессы
- 1.3. Жанровая система деловой прессы
- Соотношение журналистских текстовых материалов разных жанров в нижегородской деловой прессе (% от общего количества журналистских материалов в номере; сентябрь 2008)26
- Глава II. Особенности использования инфографики в нижегородской деловой прессе
- 2.1. Характеристика изданий нижегородской деловой прессы
- 2.2. Место инфографики в газете «Биржа»
- (№1-49 За 2013г.)
- Соотношение видов инфографики в изданиях «Биржы» за 2013г.
- Инфографика и жанры в газете «Биржа»
- 2.3.Использование инфографики в газете «Коммерсантъ»
- За январь-февраль 2013г.
- Инфографика и жанры в газете «Коммерсантъ»
- 2.4. Сопоставительный анализ использования инфографики в газетах «Биржа» и «Коммерсант»
- Рейтинга в газете «Биржа»
- В «Бирже» и «Коммерсанте» ***
- Заключение
- Список литературы
- Приложение