logo
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

1.1. Инфографика как средство визуальной коммуникации в современной деловой прессе: теоретические подходы

Изображение — это одна из форм коммуникаций, играющая важную роль в презентации идей. Визуальная коммуникация обеспечивает передачу идей и конкретной информации с помощью зрительных форм, включающих знаки, символы, текст (с использованием различных приемов форматирования), элементы графического дизайна, рисунки, мультимедийные иллюстрации и др.

В середине XX века изобразительная статистика переживала времена перехода от художественного метода, основанного на пиктографических изображениях, к автоматизированному процессу визуализации данных. Популярность исследований в области семиотики в 1950–60‑х гг. привела к появлению новых тенденций представления информации – функциональных, геометрически точных, обладающих логикой. Не случайно для обозначения изобразительной статистики Герберт Спенсер в 1952 г. вводит в оборот термин «деловая печать» (businеss printing), которым обозначает все работы, так или иначе связанные с иллюстративным представлением числовых данных. Через десять лет Ладислав Сутнар вводит понятие «информационный дизайн»1.

Но графическая статистика требовала собственной систематизации. Одним из первых к этому обратился французский картограф и теоретик семиотики Жак Бертен2. В своей работе «Семиологии графики», он показал классификацию визуальных элементов для отображения данных, показал возможности графического изображения числовых и картографических данных. Графическое представление больших массивов информации было основано на нескольких принципах. Система Бертена состоит из семи переменных визуализаций. Это: расположение, форма, ориентация, цвет, текстура, значение и размер. Эти понятия являются теоретической основой для современной визуализации информации. До сих пор его система лежит в основе представления качественных и количественных показателей статистики.

В качестве характерного примера функционального подхода в визуализации можно привести ставшую классикой карту Нью-Йоркского метрополитена 1972 г. Массимо Виньелли, вдохновлённый лондонской картой метро, разработанной Гарри Беком в 1933 г., упростил её до предельно простой графической системы. Карта была основана на сетке с углами поворота линий на 45 или 90 градусов. Категорическим недостатком карты было несоответствие взаимного расположения станций на схеме с их соответствующим реальным географическим положением.

Ренессансом инфографики принято считать американский опыт визуализации в журналистике. В погоне за читателем издатели газеты «USATоday», запустившие свой проект в 1982 г., одними из первых стали использовать сочетание информационной графики и текста. И уже через несколько лет газета вошла в пятёрку самых читаемых (точнее, покупаемых) изданий в Соединённых Штатах. Ключом успеха стали детально прорисованные иллюстрации, позволяющие не читать статью, а её рассматривать. Американцы быстро оценили преимущество этого способа передачи информации, улучшающего её восприятие. Возникает спрос на новые инструменты визуализации, которые стали незаменимыми помощниками графического дизайнера.

Современные дизайнеры широко используют графику для визуализации статистических данных. Однако в представлении информации можно было бы отметить преобладание многословной композиционно-разделённой продукции. Словно дизайнеры занимаются поиском собственной эстетики информации. Они редко обращаются к простым и эффективным способам подачи информации. Постмодернистская система направляет представление массивов данных в русло визуального усложнения, забывая при этом, что визуальное восприятие в современном информационном потоке основывается на вычленении простых и понятных форм.

О первом опыте использования инфографических элементов заговорили в начале 80-х годов XX века, когда ежедневная американская газета «USA Tоday» стала использовать на страницах издания изображения. Исследователи утверждают, что инфографика «способна упростить смысл и в то же время передать всю необходимую информацию»3. Как пишет Мишель Картер, «инфографика представляет собой графические произведения, предназначенные для подачи информации в более привлекательной для читателей занимательной форме»4.

Визуализация данных — это мощный инструмент решения аналитических задач. Крупные компании отслеживают множество бизнес‑показателей, но не знают, как извлечь из них пользу, не видят общей картины, проблемных мест и возможных решений. Качественная визуализация помогает бизнесу получить новую информацию о клиентах, увеличивает прибыль, наводит порядок в знаниях, привлекает внимание и убедительно доносит мысли и выводы. Изображения делают информацию более привлекательной и убедительной. Такова цель инфографики.

Когнитивной основой визуальной коммуникации является ее способность и возможность, задействуя и стимулируя активность обоих полушарий головного мозга пользователя, не только донести целевую информацию максимально эффективным способом, но и обеспечить ее усвоение.

Американский учёный Роберт Косара проводит чёткую границу между инфографикой и визуализацией данных. В частности, в своей заметке «Разница между инфографикой и визуализацией» он рассуждает: «Визуализация создаётся программой, которая может быть применена к различным наборам данных. Инфографика – это индивидуальная работа для конкретного набора данных <…> Визуализация носит общий характер, инфографика – специфический. Визуализация свободна от контекста, инфографика зависит от контекста. Визуализация (в основном) генерируется автоматически, инфографика – результат ручной работы, требующей настройки и понимания со стороны автора»5.

И.В. Голубятников и Н.Е. Мильчакова рассматривают инфографику шире, принимая ее как частный случай дизайн-визуализации. «Дизайн-визуализация – это художественное представление идеи дизайнера в виде изображения, медиа-объекта и т. д., воздействующее определенным образом на анализатор или систему анализаторов, акцентирующее внимание на определенные детали изображения, которые являются наиболее значимыми по замыслу дизайнера»6.

Что же такое инфографика? Обычно под этим термином понимается визуальное представление информации, данных и знаний. Это такие графики, в которых используется комплексная информация, необходимая для быстрого представления большого количества данных. Инфографику активно используют в совершенно разных областях, начиная от науки и статистики демографических данных и заканчивая журналистикой и образованием.

Некоторые исследователи инфографику выделяют в отдельный жанр журналистики7, а также понимают под этим термином все те графические изображения, которые являются дополнительным информационным элементом журналистского текста. Анализ периодических и Интернет-изданий показывает, что существование обоих подходов оправдано. Дело в том, что графика может самостоятельно (то есть почти без использования текста) давать необходимую информацию читательской аудитории. Примером тому служат информационные сайты. В частности, это касается сайта информационного агентства «РИА-новости». Он располагает разделом «Инфографика», где при минимальном текстовом материале основное информационно-коммуникативное сообщение реципиенту передается посредством именно изображения.

Но имеет место и другое использование графических элементов. На страницах периодических изданий при освещении тех или иных тем авторы часто прибегают к инфографике. Затрагивая в своих публикациях проблемы экономики, политики, социальные вопросы, журналисты реализуют свою мысль посредством инфографики. Например, в деловом журнале «Эксперт» мы обнаружим активное употребление диаграмм, таблиц, схем, конкретизирующих и аргументирующих основные положения статьи или интервью. При этом указанные графические изображения представляют собой дополнительный информационный компонент основного текста.

Важно отметить, что инфографику в печатных масс-медиа сложно выделить в отдельный жанр журналистики в силу специфики этого вида СМИ. Сложно представить, что больший объем газетных полос и страниц журналов будет отдаваться изображению, пусть и информационно насыщенному, а не тексту. Для формата Интернет-изданий этот способ вполне уместен и очень востребован пользователями.

Таким образом, обе точки зрения на инфографику, как на журналистский жанр и как на дополнительный информационный элемент текста имеют право на существование на современном этапе изучения данного направления.

Говоря же о современном состоянии инфографики, возникает следующий вопрос: все ли изображения в периодике можно считать ифографикой? Изображения в целом можно разделить на художественные (фотографии, рисунки) и являющиеся информационно значимыми (графики, диаграммы, таблицы, карты и др.). Фотографии в свою очередь также можно классифицировать на представляющие собственно эстетический интерес и документальные снимки, несущие определенную информацию. Нужно учитывать то, что инфографика базируется на определённых законах построения информационной графики, поэтому далеко не каждое изображение с данными можно назвать инфографикой.

Инфографика относится к визуальному типу информации, а, как известно, она лучше усваивается аудиторией, чем текстовая. Более того, психологи установили, что человек мыслит чаще всего не словами, а зрительными образами. Визуальный ряд участвует в создании стиля издания. От аналитических, общественно-политических журналов читатель ждет документальных и событийных снимков, отображающих актуальные проблемы в стране и мире; постоянная читательская аудитория деловых изданий знает, что найдет в таких журналах, как, например, «Эксперт», «Коммерсантъ. Деньги», множество таблиц, схем, графиков и диаграмм, в которых зафиксирована важная для них финансово-экономическая информация.

Таким образом, основная цель инфографики — информирование. При этом часто данный инструмент выступает в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объеме и содержит некоторые пояснения. Если говорить о стиле передачи информации, то он может быть очень разным. Все зависит в первую очередь от того, какую цель преследует составитель, какие чувства он хочет пробудить в тех людях, которые будут наблюдать за его работой, кто является целевой аудиторией для данного изображения.

Инфографика – очень перспективное направление в журналистике. С каждым годом журналисты создают все более оригинальную и креативную инфографику: стремятся отказаться от простых по оформлению графиков и диаграмм, а синтезировать различные инфографические элементы или, например, заменять столбики при построении диаграмм теми объектами, о которых идет речь в статье. Подобные инфографические находки делают издание не только разнообразным (цель инфографики не в том, чтобы сделать журнал красочным), но более информационно насыщенным, визуально понятным. Отдельные исследователи  рассматривают инфографику и интерактивную графику как журналистский текст (Е.А. Смирнова ). Так, на панельной дискуссии на международной конференции в Санкт-Петербургском университете «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения» 24.04.2014г.-25.04.2014г. заявлена тема «Инфографика и интерактивная графика как журналистский текст»8 , что еще раз подчеркивает актуальность данного исследования. 

Одним из вопросов, обсуждаемых на данном мероприятии, стал вопрос о коммуникативной направленности инфографики и средствах ее воплощения. Все исследователи сходятся на том, что дизайн инфографики нельзя перегружать элементами и палитрой цветов, все это должно «работать» на информативность изображения. Только в этом случае инфографика сможет достигнуть своей основной информационно-коммуникативной цели. Это обуславливается следующим критерием: современная информационная графика позволяет не только дополнять те или иные текстовые сведения, но и создавать «свою информационную среду, которая имеет самостоятельную основу, не зависящую напрямую от текста»9. Современная инфографика позволяет уменьшать объем изданий благодаря своему лаконичному расположению информации внутри картинки. Одним словом, статистически замечено, что текст объемом более пяти страниц очень емко умещается в одно графическом рисунке.

В печатных масс-медиа инфографика представлена следующим образом: схемы; диаграммы, отражающие различные сведения из экономической жизни (они могут иметь разные формы: линейчатая и круговая, диаграмма с областями, гистограмма, график и т.д.); рисунки, которые могут выступать как сопутствующий элемент к основному тексту и в то же время иметь самостоятельный характер, порой представляя собой целые серии; коллажи, включающие в себя фрагменты фотографий и рисованные компоненты. Кроме того, в оформлении того или иного издания важную роль играют декоративные элементы инфографики, такие как логотипы, виньетки, буквицы, окантовки и т.п.

В целом же на уровне печатного издания помимо информативной инфографика выполняет еще две функции: способствует созданию стилевого единства (при условии неповторяемости) и осуществляет художественное иллюстрирование, внося явно выраженный эстетический компонент на полосы издания, тем самым создавая неповторимый облик самого издания. Наряду с этим она оказывает влияние и на доверие аудитории к конкретному СМИ, а этот фактор особенно важен для специализированных (отраслевых) печатных масс-медиа.

Существует несколько типов классификаций инфографики: статическая (изображение, презентация и т.д.), динамическая (анимационный ролик, например), интерактивная (веб-решения, где ты можешь выбрать параметры отображения информации).

Вершина качества инфографики — интерактивная инфографика. Она позволяет представить большой объем разношерстной информации в организованном виде, который будет удобен для просматривающего.

Также следует упомянуть такое понятие, как плотность информации (плотность данных). По этому критерию инфографику можно разделить на два типа: «ненасыщенная» и концентрированная.

Пример «ненасыщенной» или «простой» инфографики можно найти в любом номере журнала Thе Есоnоmist. Студия «Паровоз»10, классифицирует как «простой» следующий вид инфографики, представленный на рис.1. В представленной диаграмме, несмотря на рисунок, сама структура проста – традиционная круговая диаграмма.