logo
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Введение

В настоящее время в России сформировалась система деловых СМИ, имеющих своего читателя, свою миссию, соответственно свои дизайнерское особенности. Функция деловой прессы - удовлетворение информационных потребностей людей, причастных к экономике, бизнесу, политике. Такие издания характеризуются общими чертами – деловой проблематикой, высоким качеством предоставляемых информационных продуктов, достоверностью информации, глубиной проработки освещаемых проблем, объективностью. Именно поэтому деловая пресса становится инструментом органов государственной власти, местного самоуправления, считающих крайне важным объяснение стратегической линии своей деятельности в экономике, аргументацию принятия тех или иных решений, доведение до политически активной части населения конкретных законодательных и нормативных актов.

В композиционной модели деловой прессы активно используется инфографика, которая облегчает восприятие информации и повышает эффект прочтения материала. Довольно часто инфографика сама выступает информационным материалом без поддержки текста.

Визуализация информации – одно из требований времени к средствам массовой информации. Информация в виде карт, графиков, схем и диаграмм позволяет печатным, интернет- и телевизионным СМИ оперативно иллюстрировать важнейшие события в России и за рубежом.

Инфографика делает возможным наглядную передачу информации и лучше доносит содержание новости или события до сознания читателя и зрителя. К такой информации относится различного рода иллюстративный материал: от графиков, диаграмм, коллажа, рисунков (печать) до заставок, титров, схем и т.д., словом, все то, что трудно, а порой просто невозможно передать вербальными средствами. Именно такой материал с помощью инфографики становится простым и наглядным для восприятия. Медиа-рынок сейчас располагает огромным количеством печатных изданий, в том числе и деловой прессы, использующих разнообразную инфографику. Именно то ведущее место среди СМИ, которое занимает деловая пресса в современном российском обществе, делает исследование в данном аспекте особенно актуальным.

Новизна исследования видится в подходе к анализу изданий деловой прессы с точки зрения единства формы (дизайн публикаций) и содержания (принадлежность к определенному жанру), попытки выявления закономерностей использования инфографики в разных жанрах.

Цель дипломной работы - выявить особенности использования инфографики в разных жанрах деловой прессы.

В связи с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:

- дать определение понятия «деловая пресса»;

- рассмотреть жанровые особенности деловой прессы;

-проанализировать специфику инфографики как одного из направлений дизайна СМИ;

- определить роль инфографики в деловой прессе;

-проанализировать издания федерального («Коммерсант») и регионального («Биржа») уровня с точки зрения использования инфографики в разных жанрах деловой прессы.

Объект исследования - деловые печатные издания «Биржа», «Коммерсантъ» за период с 1 января по 31 декабря 2013г.

Предмет исследования - инфографика в публикациях разных жанров деловой прессы.

Методологической основой являются исследования А.А.Грабельникова, В.С. Кулева, Б.Я. Мисонжникова, Я.Н. Засурского, М.А.Толстуновой и др., посвященные деловой прессе, системе жанров в изданиях данного типа, особенностям дизайна.

Гипотеза исследования: частотность и функциональность использования инфографики в деловых изданиях напрямую зависят от жанровой принадлежности публикаций.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на отдельные параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении ставятся цель и задачи исследования, формулируется актуальность, новизна исследования, определяются его методологические основы. Первая глава носит теоретическую направленность: в ней рассматриваются понятия «деловая пресса», «инфографика» и ее виды, исследуется система жанров «деловой прессы», определяются основные функции инфографики в изданиях данного типа. Вторая глава посвящена анализу изданий «Биржа» и «Коммерсант» с точки зрения соотношения жанра и инфографики. В заключении подводится итог исследованию.

Практическое применение результатов данного исследования возможно в подготовке публикаций с использованием инфографики в изданиях деловой прессы.