Жанровые виды заметки
Та или иная конкретная заметка может быть рассмотрена как результат взаимодействия различных жанрообразующих факторов. Иначе говоря, она может отображать самые разные аспекты реальности (разные предметы), быть результатом реализации вполне определенных целей ее автора, иметь свой тип информационного содержания, что очень часто связано с типом издания, в котором она опубликована4[4]. Поэтому то, что в общем плане называется заметкой, при более близком, конкретном рассмотрении может быть отнесено к вполне самостоятельному виду публикации (разумеется, в пределах общих характеристик заметки). Иначе говоря, существуют разные виды заметок, которые могут быть названы ее жанровыми видами. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто появляющиеся на страницах современной периодической печати, но, разумеется, отнюдь не исчерпывающие собой перечень возможных типов (жанровых видов) заметки.
Событийная заметка. Заметки данного типа составляют, так сказать, основной поток информационных публикаций в периодической печати. Основным содержанием таких заметок является фактологическое описание. Выделение их в самостоятельный жанровый вид возможно на основе своеобразия предмета отображения. В качестве такового в событийной заметке обычно выступают разнообразные события, а также положение дел в той или иной сфере деятельности.
Из публикации «Угоняют все подряд» (Петровка, 38. № 20. 1998) |
В течение одного дня сотрудники муниципальной милиции Северного административного округа задержали две угнанные машины. Сначала сотрудники милиции остановили автомобиль «Запорожец». Причина была банальная. С первого взгляда было ясно - за рулем сидит несовершеннолетний. Разумеется, документов на машину у него не оказалось. А вскоре выяснилось, что машину молодой человек угнал, пользуясь тем, что на ней отсутствовала сигнализация. Так что похищают у нас не только иномарки. «Запорожец» был торжественно вручен законной владелице, а несовершеннолетний угонщик передан в ОВД «Дмитровский». А через несколько часов сотрудники муниципальной милиции остановили автомобиль «Опель-Фронтера». При проверке оказалось, что машина числится в угоне. Ее тридцатилетний водитель доставлен в ОВД «Войковский».
|
Информационное содержание данной заметки — сообщение о двух, так сказать, «точечных» событиях одного ряда: угонах автомобилей и поимке угонщиков. Эти сообщения носят чисто фактологический характер. Существует и другой вид содержания событийной заметки. |
Из публикации «Без комментариев» (Десять дней. № 5. 2000) |
Четверть всех московских школ требует комплексного капитального ремонта. Согласно данным московского комитета образования, на 1999 год из 1466 функционирующих сегодня в столице школ 610 требуют капитального ремонта, а 46 подлежат сносу. Между тем программа финансирования капитального ремонта школ в прошлом году была выполнена только на 34% (вместо 150,5 млрд. рублей было выдано лишь 510,5 млн. рублей). Существует программа «О состоянии и развитии материально-технической базы московских школ», которая рассчитана до 2005 года. Для реализации этой программы потребуется 16,5 млрд. рублей. В 2000 году на реконструкцию и ремонт школ Москвы выделено лишь 500 млн. рублей.
|
Событийные заметки данного типа (похожие на приведенную выше) обычно представляют собой так называемую итоговую, комплексную информацию, состоящую из количественных и качественных обобщений, из таких сведений, которые могут быть охарактеризованы то ли как «факт», то ли как «оценка», то ли как «норма», то ли как «предписание» и пр. Иначе говоря, это информация, характеризующая предмет — состояние дел в какой-то отрасли производства, каком-то учреждении, какой-то сфере деятельности и т.п. в самых разных аспектах. Причем она (информация) может давать представление как о чем-то уже свершившемся, так и о совершающихся событиях, действиях, процессах, возникающих ситуациях, феноменах. |
Анонс. Данный информационный жанр образуют заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и пр. Название «анонс» переводится с английского «announce» как «сообщение», «возвещение», «объявление». Без такого рода оперативных сообщений представить себе прессу трудно, поскольку именно они привлекают широкую публику на всевозможные мероприятия, прежде всего совершающиеся в культурной жизни общества (но, разумеется, и не только в этой сфере).
Из публикации «Майские дни недвижимости» (Московская правда. 18 мая. 2000) |
С 26 по 29 мая московский Манеж вновь будет предоставлен в распоряжение участников и гостей Международной специализированной выставки «Инвестиции, строительство, недвижимость». Она состоится в столице уже в четвертый раз. В соответствии с распоряжением мэра организация мероприятий возложена на Комплекс перспективного развития города, департамент внешних связей Правительства Москвы и другие привлеченные структуры. 248 фирм уже подтвердили свое участие. Среди них -представители стран ближнего зарубежья, Италии, Испании, Австрии, Великобритании, Германии и ряда других. Общая площадь выставки -1952 квадратных метра, 120 -займет стенд Правительства Москвы. Общий план экспозиции разработан Москомархитектурой при участии главного архитектора Москвы. Персональные стенды Моспромстроя, Главмосстроя, Моспромстрой - материалов, Москапстроя, Мосинжстроя представят новые технологии, материалы и способы проведения работ, здания и сооружения, уже возведенные московскими строителями. В рамках выставки 26-28 мая состоятся конференции и семинары, где будут обсуждены вопросы по основным направлениям тематики выставки и ее разделов: инвестиционная деятельность, ипотечное кредитование, операции с недвижимостью и другие. 27 мая представители Правительства Москвы примут почетных гостей выставки — послов зарубежных стран. А 29 мая в Манеже — День открытых дверей для жителей и гостей столицы. Лариса Сергеева |
При всей близости к объявлению анонс является самостоятельным видом публикаций. Различие (хотя и незначительное) между анонсом и объявлением (как они существуют в современной российской прессе) заключается прежде всего в том, что объявления выполняют функцию извещения не только о том, что и где нечто произойдет, но и о том, что уже происходит или происходило (например: «Пункт приема вторсырья № 28 закончил свою работу 5 апреля. Данное помещение сдано в аренду. За справками обращайтесь в администрацию района»). Кроме того, объявления преследуют чисто утилитарные цели, отнюдь не претендуют на какое бы то ни было изложение деталей, предыстории «мероприятия», его причины, условия проведения.
Анонс близок и к рекламному тексту. Однако в отличие от него анонс не ставит своей целью привлечь к «мероприятию» как можно больше публики, расписывая его достоинства. Основная цель анонса дать краткую, но объективную информацию о времени и главных сторонах запланированного события, о наиболее важных его предпосылках и этапах.
Аннотация. Название данного жанра «аннотация» переводится с английского «annotate» как «примечать». Этот вид заметки относится к разряду информационных текстов, предметом отображения в котором выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление (прежде всего — это книги, статьи). Цель публикации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели создания). Аннотация является одним из основных жанров специализированных периодических изданий («Книжный мир» и т.п.), но достаточно часто публикации этого жанра появляются и в периодических изданиях иного плана.
Из публикации «О Пушкине с той стороны» (Мир за неделю. № 12. 1999) |
Вышла в свет книга «Пушкин в эмиграции. 1937 год», - сообщает газета «Книжное обозрение». Издание подготовлено известным литературоведом Вадимом Перельмутером. В книге собраны рассеянные по эмигрантской периодике публикации, приуроченные к 100-летию со дня гибели A.C. Пушкина. Среди авторов - С. Булгаков, В. Ходасевич, Д. Мережковский, Г. Адамович, А. Ремизов, П. Милюков, Б. Зайцев, В. Иванов и другие выдающиеся деятели русской культуры.
|
Иногда аннотацию называют мини-рецензией. С этим согласиться нельзя, поскольку у любой рецензии, в том числе и у мини-рецензии, иная цель, нежели у анонса.
Мини-рецензия. Она представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом такое впечатление, являющееся своего рода оценкой достоинств произведения, в мини-рецензии не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций автора.
Из публикации «Легионер» (Новая газета. 16-23 сентября. 1999) |
«Легионер». Режиссер - Питер Макдональд. В ролях - Жан Клод Ван-Дам, Стивен Беркофф Полный отчаяния фильм о боксере из Марселя, пытающемся скрыться от гангстеров в Северной Америке. Двадцатые годы, бескрайние песчаные просторы и старая как мир тема «порока и предательства». Ален (Ван-Дам) один против равнодушия окружающих и жестокости преследующих. Свежо... Терпение зрительское воистину велико, но справиться со щемящей сердце жалостью к очередной попытке реанимировать безнадежного, как спящая красавица, «универсального солдата-боксера-шпиона-гимнаста» реально только в более щадящих климатических условиях. В противном случае наша жалостливая ментальность приведет прямиком к инфаркту в зрительном зале. За отсутствие коронного шпагата на двух стульях сразу - большое человеческое спасибо, но ей-ей, надо и честь знать. Каждый киноман любит плохое кино, только не до такой степени. Катя Шапошникова
|
Оценка фильма в данной заметке складывается из двух основных отрицательных оценок: во-первых, избранная режиссером тема порока и предательства «стара как мир», т.е. не оригинальна; и во-вторых, фильм представляет собой попытку «реанимировать безнадежного, как спящая красавица, солдата... и т.д.». Итоговая оценка фильму выносится в последней строчке заметки, в словах: «плохое кино». Конечно же, любитель кино примет такого рода заметку (и выраженные в ней оценки фильма) к сведению. Но это не значит, что он будет считать ее достаточным основанием для того, чтобы не смотреть фильм, поскольку видит, что в ней выражены лишь эмоции какого-то одного человека, увидевшего фильм. Серьезная же аргументация в пользу позиции автора в публикации не изложена. Да это и не является задачей информационного материала — ее решают публикации аналитических жанров, в том числе — «аналитические», т.е. «развернутые», доказательные рецензии.
|
Блиц-портрет. Этот жанр может быть выделен из информационных публикаций других типов в качестве самостоятельного на основе своеобразия предмета отображения. Публикации такого типа содержат краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности. Название «блиц-портрет», в известной мере, настраивает на знакомство с особым предметом отображения, каковым является человек. Наличие подобного названия заметки важно как для самого ж-та, так и для аудитории. Ж-ту знание того, что ему необходимо подготовить информационный материал в жанре «блиц-портрет», помогает уяснить, что именно он должен написать. Аудитории же обозначение публикации именем «блиц-портрет» подсказывает то, о чем, собственно говоря, идет речь в расположенной под этой рубрикой публикации.
Из публикации «Пресс прессы» (Московский комсомолец. 1998. 4 июня) |
Взять, к примеру, Павла Бородина, управляющего делами президента. Фигура известная, не так ли? Фигура могущественная: под его присмотром 4000 госдач и еще куча всякой недвижимости, огромный автопарк, авиакомпания «Россия»... В общем, все, что обеспечивает удобства армии из 12 тыс. чиновников Кремля, Думы, правительства и так далее. «Редкой души человек, прекрасный работник, умница», - скажут те, для кого работает Бородин. «Они жируют, а нам зарплату не платят», - прокомментирует кремлевские будни раздраженный глас народа».
|
Как видим, краткая характеристика, данная кремлевскому чиновнику, выявляет наиболее важные моменты его деятельности, показывает его возможности, что вполне достаточно для первого знакомства читателя с героем данной публикации. Тем самым материал в полной мере выполняет свою функцию, оправдывая таким образом свою жанровую самостоятельность.
|
Мини-обозрение. Такой тип материала представляет собой фактологическую заметку. Возможность отнесения информационных публикаций к самостоятельному жанровому виду заметки «мини-обозрение» заключается в своеобразии предмета отображения. А именно: таким предметом в подобных случаях выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность. Причем совокупность эта определяется самим автором мини-обозрения. Рамками этой совокупности может выступать, например, определенный временной период, в течение которого произошли наиболее примечательные, с точки зрения автора, события. Но он может объединить некие явления на другой основе, например по их сходству (по теме). Могут быть найдены и какие-то иные основания для выбора совокупности обозреваемых феноменов.
Автор мини-обозрения не ставит перед собой цель досконально выявить взаимосвязи, существующие между отобранными им Для освещения в публикации явлениями. Он не пытается в таких публикациях, опираясь на взаимосвязь освещаемых феноменов, определить какую-то порождающую их закономерность. Главная его цель — сообщить о существовании схожих явлений или известить о случившихся за определенный промежуток времени событиях.
Из публикации «5 трагедий в воздухе за один день» (АиФ. № 97. 1999) |
Четверг, 9 декабря, стал днем авиакатастроф. Именно в четверг рухнули два легких самолета и военный вертолет в США. Именно в четверг нашли в горах обломки пассажирского самолета на Филиппинах. Именно в четверг врезался в сопку российский самолет Ан-24 в Приморье. Только за один этот день в авиакатастрофах погибло 42 человека, ранено - 5, пропало без вести - 11. Причины трагедий выясняются. Л. П. |
Нетрудно увидеть, что данный материал содержит информацию, в которой описывается совокупность однотипных событий (авиакатастроф), происшедших в течение одного дня. Такая тематическая и временная локализация объединяет разные события, что и позволяет сообщить о них под одним заголовком. Данная публикация отличается от заметок иных типов тем, что позволяет читателю «обозреть» определенную, лаконично обозначенную панораму неких событий, что в известной мере повышает информационную насыщенность заметки.
|
Мини-история. Этот тип заметок в настоящее время широко распространен в изданиях, предназначенных для семейного чтения и готовящихся по «европейскому стандарту» (читателю предлагается получить основные сведения при минимальной затрате времени и усилий). Иначе говоря, такого типа заметки ориентированы на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии.
Главной основой для выделения мини-истории в качестве самостоятельного жанра выступает предмет отображения, которым является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей.
Из публикации «Штеффи Граф: закупает ползунки...» (Лиза. № 2. 2000) |
Андре Агасси, помнится, расстался со своей супругой Брук Шилдс из-за несогласия по детскому вопросу: Брук страстно желала ребенка, а Андре не мыслил себя в роли папы... И вот недавно Андре и его новая любовь Штеффи Граф посетили бутик для новорожденных, где отоварились на круглую сумму. К чему бы это? |
Из публикации «Лидия Иванова: новый муж к Новому году» (Лиза. № 2. 2000) Он принес ей кассету с записями своих песен. Она послушала и подумала - какой кошмар! Тогда он принес бутылку и предложил выйти за него замуж. Она во второй раз подумала - какой кошмар: мне - 63. Ему - 23. Но было поздно - она влюбилась. Юная душой шоу-вумен и молодой музыкант недавно поженились. Наши поздравления!
Если сравнить эти две публикации, то можно заметить, что несмотря на то, что они рассказывают о совершенно разных людях, их объединяет одно — они ограничены пределами событий (или события) чьей-то личной жизни, не имеющих каких-то заметных общественных последствий.
|
Основное назначение публикаций типа «мини-история» заключается прежде всего в том, чтобы развлечь читательскую аудиторию, дать определенный материал для удовлетворения так называемого «человеческого интереса», для обсуждения с родными и знакомыми.
Мини-совет. Информационные публикации такого типа представляют собой заметку, основным содержанием которой является программная информация.
Из публикации «Читатели советуют читателю» (Лиза. № 2. 2000) |
Поможет холод. Карандаши для подводки губ и век очень мягкие, поэтому часто ломаются при затачивании. Перед тем как затачивать, положите карандаши в морозилку, получится острый кончик почти без отходов. М. Крамников Оживляющая вода. Если тушь для ресниц высохла до истечения срока годности, не надо добавлять в нее ни спирт, ни воду, просто подержите в стакане с теплой водой. Л. Макеева Как черепахе гулять. Не разрешайте черепашке свободно перемещаться по квартире. Во-первых, вы можете случайно наступить на нее или прихлопнуть дверью. Во-вторых, она может куда-нибудь упасть, а падение даже с табуретки грозит ей смертельной травмой позвоночника. Черепахи не такие медлительные, как порой кажется: за считанные минуты они иногда успевают добраться до таких опасных мест, как перила балкона или раскаленная плита. Поэтому лучше всего держать черепаху в просторном террариуме, из которого она не сможет совершить побег. И. Лапин |
Мини-советы относятся к публикациям информационного жанра постольку, поскольку они служат целям извещения аудитории о возможном порядке действий, приводящих к желаемой цели, но отнюдь не претендуют на анализ, на развернутое обоснование, на серьезное аргументирование правильности излагаемого совета. Доверие к подобного рода текстам обеспечивается лишь авторитетом тех лиц, которые их дают. Анализ печатных изданий показывает, что авторами публикаций в жанре мини-совета чаще всего выступают специалисты из разных сфер деятельности. Именно они владеют наиболее ценной информацией в указанном отношении.
Хотя нередко, как и в приведенных выше примерах, советы публикуются без какого бы то ни было указания на степень компетентности (предположим — обозначения специальностей, которыми владеют авторы). Прежде всего так происходит тогда, когда советы, которые публикуются изданием, носят бытовой характер. Авторы советов, которые могут повлечь более-менее серьезные последствия для читателя, решившего их применить, как правило, представляются с указанием профессионального статуса «советчика».
- Государственная политика в области сми.
- 6. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 7. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Экономические основы реализации свободы ж-тской деятельности.
- 9. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 10. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 37. Взаимодействие ж-ки и социологии.
- 14. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 27.2: Кодекс профессиональной этики российских журналистов.
- 63. Взаимоотношения сми и государства.
- 14. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 15. Профессиональная этика ж-та. Саморегулирование ж-тской деятельности в рф.
- 16. Современное законодательство России о сми.
- 103. Закон о сми "о праве на получение информации"
- 91. Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 17. Паблик рилейшнз: сущность и функции. 24. Pr: сущность и функции.
- 2. Связи с общественностью, сущность и опыт ее реализации
- 19. Редакционно-издательский маркетинг.
- 59. Основы редакционно-издательского маркетинга: цели, направление, формы и методы.
- 102. Газетно – журнальный маркетинг.
- 51. Информационные системы маркетинга
- 40. Информационные жанры современной ж-ки.
- 57. Система жанров ж-ки. Факторы их дифференциации и тенденции развития. ??????????????
- 24. Заметка как жанр публицистики. Заметка общая характеристика
- Типы информационного содержания заметки
- Жанровые виды заметки
- Структура заметки
- Требования к заметке
- 25. Интервью как жанр публицистики. Информационное интервью
- Блиц-опрос
- Аналитическое интервью
- Аналитический опрос
- 26. Репортаж как жанр публицистики. Репортаж
- 27. Очерк как жанр публицистики. Очерк
- Портретный очерк
- Проблемный очерк
- Путевой очерк
- 28. Эссе как жанр публицистики.
- 29. История возникновения и развития телевидения.
- 30. История информационного телевидения.
- Информационная функция
- Культурно-просветительская функция
- Интегративная функция
- Социально-педагогическая функция
- Организаторская функция
- Образовательная функция
- Рекреативная функция
- 32. Форматы телевизионных каналов.
- 33. Специфика прямого телевизионного эфира. Основы режиссуры прямого эфира
- 34. Имидж телеведущего.
- 35. Композиция, редактирование, монтаж телесюжета.
- 36. Техника телевидения.
- 37. Интервью в экранном контексте. Интервью
- 38. Репортаж на радио и тв. Репортаж
- 39. Анализ работы телеканала/программы (по выбору).
- 40. Методы изучения общественного мнения в ж-ке. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 39. Виды социологических исследований ж-ки: «академический» и «коммерческий».
- 25. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 41. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 26. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 42.Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка. 61. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 44. Типология ж-ки. Основные типоформирующие факторы изданий теле- радиопередач.
- 46. Жанрообразующие факторы. Роль различных жанрообразующпх факторов в формировании жанров
- 47. Система методов ж-тского творчества. 32. Система методов ж-тского творчества.
- 52. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия. 39.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 90. Сми и массовая культура.
- 54. Виды рекламы. Общие требования к рекламе.
- 52. Виды и формы рекламы.
- 55. Типология телевизионных программ. Типология телевизионных программ.
- 56. Особенности функционирования рекламы в сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 81. Реклама в системе сми.
- 57. Основные этапы развития рекламы. Основные этапы развития рекламы.
- 58. Концепция социальной ответственности ж-та. Концепция социальной ответственности ж-та.
- 59. Возникновение и развитие многопартийной отечественной ж-ки в годы первой русской революции.
- 60. Профессиональное общение ж-та, творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 61. В.И.Ленин - публицист. Борьба с народничеством.
- 62. Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы. Сми стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.
- 63. Эгон Эрвин Киш - публицист.
- 64. Ф.Энгельс - публицист.
- 65. К.Маркс - публицист.
- 66. Средства массовой информации конца 20-30 гг. В структуре административно-командной системы.
- 75. Сми конца 1920-х - 30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- 67. Послевоенная советская ж-ка как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и.Функционирования.
- 68. Средства массовой информации Франции. История становления и современные сми франции (2 часа)
- Рекомендуемая литература
- 70. Мильтон и концепция свободы печати. 10. Мильтон и концепция свободы печати.
- 71. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 93. Основная проблематика выступлений прессы и радиовещания в годы великой отечественной войны 1941 -1945.
- 72. Средства массовой информации Великобритании.
- 18. Сми Великобритании.
- 74. Публицистика м.Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 75. Г.И.Успенский - очеркист русской деревни.
- 76. В.Г.Белинский и ж-ка 30-х и 40-х гг.Х1х в. («Отечественные записки» и «Современники»).
- 56. В. Г. Белинский и ж-ка 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 32. «Свисток» как отдел «Современника»
- 15. Журнал "Современник* - орган революционной демократии (редакторы, направление, тематика)
- 77. Русская революционная бесцензурная печать 70 - 80-х гг. XIX в. («Народное село», «Земля и воля», «Народная воля» и др.).
- 78. В.Г.Короленко против насилия и произвола («Мултанское жертвоприношение», «Сорочинская трагедия», «Бытовое явление» и письма Луначарскому).
- 27.Публицистика в.Г.Короленко.
- 80. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада. 43. Основные информационные коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 81. Особенности российской печати 1990-2000 годов. Отечественная публицистика этого периода.
- 98. Пресса России. Опыт и тенденции развития.
- 64. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 13. Публицистика Писарева в журнале «Русское слово».
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а.И.Герцена.
- 84. Вольная русская пресса за границей «Северная звезда» и «Колокол». А.И. Герцена.
- 66. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории ж-ки. 46. Современные зарубежные теории ж-ки.
- 88. Социалистическая ж-ка 1917 года. Социалистическая ж-ка 1917 г.
- 89. Типология западной ж-ки.
- 90. Газета «Русское слово» и.Д.Сытина - в.М.Дорошевича. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 92. Возникновение русской ж-ки. Петровские «Ведомости» и др.. 54. Возникновение русской ж-ки. Петровские “Ведомости” и др.
- 94. Цензура и борьба за свободу печати. 55. Цензура и борьба за свободу печати.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Интерактивная ж-ка.
- 96. Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- 46. Особенности издания местной газеты
- 20. Проблемы и перспективы современной региональной прессы.
- 45. Региональные сми в условиях реформирования общества.
- 98. Современное состояние дизайна газет и журналов. 80. Дизайн в ж-ке
- 110. Особенности российской пресс-рекламы.