20.Информационные жанры
Характеристика информационных жанров. Понятие об оперативном и информационном поводе. Новость как основа заметки. Проблема объективности и достоверности информации. Особенности языка и стиля заметки. Наглядно-чувственное отображение действительности в репортаже.
Информационные жанры: заметка, интервью, репортаж, отчет, блиц-опрос, вопрос-ответ, некролог.
Новость как товар. Оперативно-новостные PR-тексты.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
Жанр - исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.
Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.
Из фактов компонуется информация.
Существует три ступени стереотипа восприятия информации:
1. Первая ступень - информация, особо не затрагивая сознания, только на краткий миг будоражит воображение реципиента.
2. Вторая ступень - информация, слегка затрагивая сознание и подсознание, только привлекает внимание реципиента.
3. Третья ступень - информация, запечатлевшись и в сознании и в подсознании, вызывает у реципиента активный творческий отклик, завершающийся реальным действием, меняющим облик действительности в позитивную сторону.
Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.
Хроникальная информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный.
Расширенная информация имеет объем в 30-150 строк. В отличие от хроникальной информации в нем может присутствовать комментарий. Комментарий - это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды комментария:
1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.
2. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.
3. Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.
4. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.
5. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.
Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т.д.
Заметка - самый древний жанр в журналистике. От хроникальной и расширенной информации заметка отличается авторской подписью, так как основой ее является письмо читателя. Если в информации важен фактор времени, то в заметке сам факт в различных временных измерениях.
Реплика - это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.
Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ.
Отчет - концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов: прямой отчет - непосредственная передача с места события без излишних комментариев; отчет - коммюнике - рассказ о прошедшей политической встрече; отчет-размышление, с элементами комментирования; пространный отчет - передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями. Язык и стиль отчета - официально-деловой.
Интервью - некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство специалистов считают , что он имеет черты информационного жанра. "Интервью - это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы."
По исследованиям профессора Барманкулова М. К., интервью делится на две группы: по характеру опрашивающего- интервьюера - журналиста и по характеру опрашиваемого - интервьюируемого- героя. К первой группе он относит: интервью- информацию, интервью-мнение; ко второй - интервью-эмоцию и интервью - социологический опрос.
Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью - интервью- экспресс, блиц-интервью.
Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за "круглым столом" и др.
Репортаж - жанр, оперативно и ярко "передающий" с места событий. Самая основная и специфическая черта жанра - "эффект присутствия" - это когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей.
Виды репортажа: событийный - событие передается хронологически ( также различают до событийный и после событийные репортажи), тематический - событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии и постановочный - ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события.
В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным.
- 1. Ценностные ориентации и профессиональная этика в сфере связей с общественностью
- 2. Правовое обеспечение связей с общественностью
- 3. Выпуск сми как производственный процесс: сетевое сми
- 5. Система средств массовой информации Российской Федерации
- Средства массовой информации Республики Татарстан
- 6. Законодательное поле рекламной деятельности в России
- 8.Типология современных средств массовой информации
- 9.Интервью как метод познания действительности и как жанр
- 10.Полномочия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой коммуникации
- 5. Сми в структуре общества
- Структура редакции газеты
- 11.Понятие массовой информации
- 12.Редакции сми как одна из целевых аудиторий связей с общественностью и рекламного бизнеса
- 13.Аналитические жанры
- 14.Выпуск сми как производственный процесс: радио– и тележурналистика
- 15. Классификация информации с правовой точки зрения
- 16.Выпуск сми как производственный процесс: газеты и журналы
- 17.Современная система жанров журналистики
- 18. Государственная политика в области массовой коммуникации
- Глава 1.Статья 3. Недопустимость цензуры
- 19.Правовое регулирование маркетинга
- 20.Информационные жанры
- 21.Правовое регулирование трудовых правоотношений в сфере массовой коммуникации
- 27.Правовое регурирование Интрнета
- 22.Правовой статус субъектов информационных отношений
- 23.Информационные права личности
- 24.Правовое регулирование работы редакции сми
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- 25.Условия и порядок регистрации сми
- 26.Правовое регулирование Интернета
- 27.Основы современного авторского права
- 29. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- 28.Правовое регулирование доступа к информации
- 29.Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий
- 30.Правовое регулирование избирательной кампании
- 31.Правовое регулирование аккредитации представителей сми
- 32.Понятие о тексте. Журналистские тексты и pr-документы: общее и различное
- 33.Социальные роли и функции журналистики
- 34.Этические регуляторы в сфере информационных отношений
- 35.Защита чести, достоинства и деловой репутации: этический и правовой аспект
- 36.Экономика массмедиа
- 37.Правовое регулирование информационных отношений
- 38.Правовые нормы, гарантирующие права ребенка в Российской Федерации в информационной сфере