logo search
GOS_otvety_chast_1

Подготовительные этапы телевизионного сюжета. Синопсис. Основные требования. Архитектоника сюжета. Требования и обоснованность появления в кадре журналиста.

Первичная разработка темы телевизионного сюжета невозможна без глубокого погружения автора (и группы) в тему до начала съемок. Считается изучение проблематики по специально собранным досье, чтение специальной литературы и обзоров прессы, предварительное общение со специалистами и экспертами по освещаемым вопросам. Важным и обязательным элементом погружения является непосредственное знакомство с предметом будущего материала. В частности, поиск людей, работающих или живущих в исследуемой среде, заинтересованных в сотрудничестве с журналистами. Инсайдер может помочь автор группе познакомиться с набором потенциал героев репортажа их историями, которые могут стать основой при написании синопсиса. Практики делают акцент на важности проверки всей получаемой информации еще до выстраивания рабочего сценарного плана, т.к. получение недостоверной информации может усложнить съемочный процесс, в конечном итоге повлиять на результат всей работы.

Для подбора героев одного лишь знания их историй недостаточно. Рекомендуют организовывать непосредственное знакомство авторов с каждым из участников сюжета, чтобы выявить специфические черты, необходимые для понимания роли и места героя в материале. Еще одно правило перед интервью никогда не выслушивать историю в подробностях. Иначе на съемках можно не получить нужного эмоционального накала. Важно только выяснить, есть ли у человека эта история и готов ли он ее рассказать. Уже на подготовительном этапе необходимо настроить героя на участие в съемках, добиться его согласия, что нередко становится проблемой. Причины отказа от интервью: недоверие к журналисту; сомнение в репутации издания (программы); усталость от журналистов (у «звезд») страх публичного выступления; отсутствие интереса к предмету беседы; недостаток у намеченного собеседника знаний о предмете беседы; нехватка времени. Предугадывание и преодоление всех этих причин лежит на плечах тех, кто занимается подготовительной работой. Уточнения закрепляются на бумаге в форме синопсиса. Это рабочий документ автор группы, предназначенный для внутреннего пользования, где кратко изложено содержание репортажа. Как правило, в нем содержатся ответы на три вопроса: О чем репортаж? О чем история и кто (или что) герой сюжета? Какие точки съемки? Кроме этого в синопсисе могут быть уточнения условий съемки, необходимого оборудования, характеристики темперамента, речевых особенностей героев. Бесспорных доводов в пользу синопсиса:1.он позволяет яснее представить замысел сюжета, как для самого автора ,так и тех, с кем он работает – оператора, шеф-редактора, продюсеров 2.по набору героев и точек съемки становится проще заранее продумать и драматургию репортажа, приблизительно определить хронометраж как всего материала, так и исходных частей, рассчитать и сэкономить усилия съемочной группы. Далее следует тщательно продумать архитектонику репортажа, выстраивание повествования в стройную и логичную схему, где каждый отдельный элемент оправдан и находится на нужном месте.

Традиционными элементами драматургии считаются 1.Завязка, старт эпизод репортажа всегда служит цели увлечь зрителя, для этого могут быть использованы неожиданные кадры, иногда не сразу сопровождаемые комментарием, короткая эффектная фраза; как правило, это самые яркие слова и кадры во всем репортаже 2.Кульминация, речь редко идет о некоей концентрированной точке повествования, в которой развитие действия переходит от развития к угасанию. Как правило, ее заменяют один или несколько драматургических ходов, используемых для удержания зритель внимания. Важно наличие интриги – с ее помощью можно заставить аудиторию досмотреть сюжет до конца. Наличие парадокса. Этот элемент в репортаже подразумевает выстраивание драматургии на основе неожиданного, контрастного стереотипному восприятию поворота действия. Требует особой работы на подготовительном этапе – должны быть найдены герои, чьи истории станут для заданной темы откровением, заставят взглянуть на проблематику с совершенно новой стороны. Сценарий плана позволяет наиболее ясно отразить на бумаге найденное авторской группой драматургическое и композиционное решение материала. Сценарный план здесь служит только ориентиром, в котором перечислены основные точки повествования. В любом телевизионном сценарии оставляется некоторое место для импровизации и неизвестного развития действия. Сам процесс создания действия должен быть управляем.

Журналист в кадре: в разных жанрах разные требования. Требования: одежда ведущего новости строгая, отсутствие украшений, обязательно прическа и макияж. Стили новостей: классический (формат федералов–ритмично, коротко официальный тон ведущего, нет комментариев); домашний (местные новости, длиннее, спокойный темп, возможны комментарии, доверие аудитории); публицистический (особая подача новостей, первый сюжет становится стержнем, стиль ведущего разный).