27 .Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
Риторика возникла как особый вид словесной деятельности в античности. Предпосылкой ее возникновения был принцип состязательности, лежавший в основе греческой культуры (агон). Переломный момент в истории Древней Греции наступил, когда впервые были записаны законы, - при архонте Драконте, в 621 г. до н.э. (отсюда “драконовы”, или “драконтовы меры”, т.к. это были очень жестокие законы). И вот тут вступает в дело устное слово. Солон создал суд присяжных. Судьями могли быть любые свободные граждане Аттики. Число судей достигало около 200 человек. Публичное слово обрело неведомую доселе роль. (Суд присяжных выродился в период Пелопонесской войны). В Афинах в суде решались не только межличностные проблемы, но и государственные. Вопросы, непредусмотренные законом, тоже решались в суде. Чтобы защитить свое право, нужно было владеть публичным словом. Публичное слово в результате реформ Солона стало частью государственной системы. Благодаря потребности научить граждан владеть публичным словом, появляются первые учителя - софисты. Самыми знаменитыми софистами 5 в. были Протагор из фракийских Абдер, Продик с острова Кеоса, Гиппий из Элиды и Горгий из сицилийских Леонтин. Софистика опрокидывала привычное для грека представление о законе и традиции и вводила новую концепцию человека, рассматривая в нем природу как постоянное, неизменное начало, а обычаи, привычки - как изменчивую условность.
Наряду с деятельностью софистов в Афинах пользовался славой кружок Сократа (470-399). Главной целью Сократа было не дискредитация общественных представлений о морали, а попытка сохранить их с помощью новой аргументации. Сократ утверждал автономную нравственность, послушную внутреннему голосу индивида. Влияние Сократа на литературу сказалось лишь в 4 в., софистика, напротив, уже в 5 в. определяла развитие аттической прозы.
Начало обучения ораторскому искусству и составления соответствующих пособий античная традиция связывала с теми судебными процессами, которые сопутствовали падению тирании в Сицилии (467). В то же время 2 сицилийских ритора - Корак и Тисий - выпустили сборник “общих мест”, хрестоматию готовых примеров для заучивания, чтобы вставлять их в произносимую речь, и теоретическое руководство, которое давало рекомендации относительно самой структуры ораторских выступлений. Это первое обобщение ораторского опыта подчинило ораторскую речь обязательным для всякого художественного произведения требованиям цельности и законченности. Она должна была иметь начало и конец, и главная ее часть расчленялась на 2 четких раздела: повествование, в котором излагались события, и спор, где предлагалось доказательство своего мнения и опровержение противного.
Оратор все время искал новые средства эмоциональной экспрессии и черпал их прежде всего в эпической поэзии, которую хорошо знал любой грек. Поэтическими по своему происхождению были такие приемы, как повторение общих мест (топосов), кочующих из речи в речь, или этопея (воспроизведение характера) - обрисовка типа, выделяющая лишь общие, характерные для целой категории людей штрихи и опускающая все частное, индивидуальное. Софистическая педагогика превратила эти естественно сложившиеся тенденции в нормативные правила и тем повысила выразительные возможности ораторской прозы.
Горгий и Фрасимах не только продолжили дело Корака и Тисия, составив новый свод образцовых речей и новое руководство, но и существенным образом изменили само звучание ораторской речи, внеся в нее упорядоченную плавность и ритмичность. Горгий ввел фигуры речи (антитезу, равночленность и созвучие окончаний), Фрасимах “изобрел” период, сложную синтаксическую конструкцию, известную в греческой прозе и до него, но превращенную им в художественное средство, придающее речи ясность, ритмичность и законченность.
Первые дошедшие до нас прозаические сочинения на аттическом диалекте тесно связаны с Пелопоннесской войной (последняя треть 5 в.) между Афинами и Спартой. В это время в Афинах произошло 2 олигархических переворота (411, 404), в результате которых утвердилась демократия (до македонского завоевания). Наиболее примечательны речи Лисия и “История Пелопоннесской войны” Фукидида. Лисий вступил на ораторское поприще как обвинитель олигарха Эратосфена, повинного в гибели своего брата (речь 12). Сочинял по заказу клиентов судебные речи, был логографом. Основное средство убеждения в его речах - логика и факты. Повествовательная часть судебной речи (диэгеза) превращается в воссоздание всей ситуации событий. Для Лисия свойственна типизация человека: со знаком плюс или минус. Лисий создал искусство этопеи, обрисовки характера. Из изображения деталей быта рождается характер, который не всегда соответствует действительности, так как на первом плане стоят общие черты. Рождается художественный образ, базирующийся на реальных фактах, но несколько отличный от действительности. Искусство характера в античной литературе мало разработано, поэтому наследие Лисия особенно значительно. Наибольшие последователи Лисия - римляне: Юлий Цезарь, Брут.
Прославленные ораторы того периода: Антифонт, Андокид, Лисий.
После завоевания Греции Македонией наступил новый период эллинизма, тогда выделились 2 ораторские школы: 1) аттицизм (Лисий), 2) азианство (Исократ).
Исократ создал нормативную греческую прозу. Формирование взглядов Исократа происходит в иную эпоху по сравнению с Лисием. В 404 Афины потерпели поражение в Пелопоннесской войне. Были разрушены стены Афин и вместе с ними миф о перикловых Афинах (когда народовластие считалось лучшей формой правления). Исократ формировался в русле классической Греции, но стал писателем нового времени - эллинизма. В это время трагедия и поэзия отодвинуты на задний план риторикой и комедией. Человек для эллинов - лишь песчинка в государстве, не несет никакой ответственности за социум, а с другой стороны, он может быть раздавлен государством. Исократ берет на себя роль моралиста, задачу возродить нравственность. В своих публицистических произведениях он строит теоретические схемы, хочет осмыслить историю, сделать на этой основе какие-то рекомендации на будущее. Т.е. он - теоретик- аналитик. Вместе с тем он журналист, писал открытые письма, обличения. Стиль его публицистики аналитичен. Обозначены только контуры предметов, но зато выделены и подчеркнуты связи между ними. Так как Исократ взял на себя роль моралиста, ему свойственны также назидание и увещевание. Главное в его ораторском искусстве: провозгласить тезис, свести его на нет и прийти к другому тезису. Метод: система бинарных оппозиций. Самая распространенная антитеза у Исократа - прошлое - настоящее. Прошлое всегда идеально, достаточно сопоставить с прошлым современных правителей, и они покажутся отвратительными (речь “Ареопагитика”, утопия правления в доперикловых Афинах). Исократ создал хрестоматийное сочинение для журналистов - “Эвагор”. Эвагор, кипрский тиран (365). Исократ создает образ идеального правителя, это начало нового жанра - жития. Структура, предложенная Исократом, сохранилась и по сей день: описание предков (предки Эвагора - дети Зевса), описание благостного детства (ребенок изначально добродетельный, гениальный), прославление деятельности (качества народного вождя, качества государственного деятеля, качества опытного полководца).
Демосфен (384-322) - самый известный оратор греческой софистики. Образец ораторского искусства для последующих поколений. Сформулировал моральную сентенцию, характерную для журналистики, но сам нарушал ее: в тех политических условиях он вынужден был не всегда говорить то, что думает. Трагическая фигура. Он вступил в титаническое единоборство с царем Филиппом. Одна из речей Демосфена поразила самого Филиппа. Демосфен - сторонник демократии. Первые его выступления - против его опекунов, растративших наследство, оставленное его отцом. Он выиграл процесс, но не получил ничего, кроме морального удовлетворения. Зато получил профессию логографа. Стал оратором в силу жизненных обстоятельств. У него не было для этого данных: заикание, нервный тик, частое, короткое дыхание. Демосфен преодолел свои недостатки. Он стал судебным оратором, возглавил в Афинах партию народовластия, защитников реально существовавшей в Афинах демократии.
“Филиппики”: Филипп Македонский обладал всевластием. У Демосфена не было ничего, кроме власти слова. Демосфен знал диктат толпы, вынужден был угождать ее вкусам. Его речи не нравились Деметрию Фалерскому соей неэстетичностью, “угождением народу”. Но Демосфен говорил более откровенно с толпой, чем другие ораторы, умел увлечь аудиторию своим душевным волнением (пафосом). Мог порицать толпу, если надо.
В Афинском суде он исполнял роль министра иностранных дел, хотя не занимал официальной должности. Он прекрасно разбирался во внешней политике, играл роль советника и даже посла. Т.е. он был не только оратор, но и публицист, аналитик, дипломат и решительный человек. Плутарх писал о том, что Демосфен взял большую взятку. Вину его не доказали, но он не оправдывался, и таким образом на нем осталось пятно.
Основная коллизия в жизни Демосфена - единоборство с Эсхином, актером, оратором. Главная речь - о предательском посольстве. Демосфен обвинил уже известного Эсхина в том, что тот продался Филиппу, так как тот не сумел заключить нужный для Афин мир. Греки потеряли Фермопилы. Но доказательств у Демосфена нет, его обвинения носят только моральный характер, но такие обвинения как раз сложнее всего опровергнуть. В свои речи о высокой политике Демосфен включал и низменные жанры народной смеховой культуры: инвективу, поношение, обличение, божбу.
Аристотель - автор “Риторики”, теоретик ораторского искусства.
Цицерон Марк Туллий (106-43) получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим оратором своего времени. Будучи консулом, он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время в его политической карьере, хотя его надежды на долговременное примирение интересов горожан высших и средних классов не оправдались. Во время гражданской войны он поддерживал Помпея, но был прощен Цезарем. После убийства Цезаря он выступил против Антония, поэтому попал в проскрипционные списки, т.е. объявлен вне закона и предан смерти. Как и многие ораторы, он писал стихи и книги по риторике, философии. Наиболее яркие труды: “Брут”, “Трактат об ораторе”, “Оратор”. Объединяющая их идея6 для оратора необходима широкая культура, Цицерон создает в своих трудах идеал оратора.
- 2. Г. В. Плеханов – публицист.
- 3. Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- 4. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в 1905 году.
- 5. Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 6. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 7. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и адекватных форм социального поведения
- 8. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.
- 9. Информационные потребности, интересы и запросы различных социальных групп и структура мип.
- 10. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 12. В.И. Ленин – публицист.
- 13. Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- 14. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е годы.
- 15. Сми и массовая культура.
- 16. Эгон Эрвин Киш – публицист.
- 17. Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- 18. Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- 19. Маркс и Энгель – журналисты «Новой Рейнской газеты»
- 21. Сми конца 1920-х - 30-х гг.
- 22. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 23. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 24 . Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 25. Сми Франции.
- 26 . Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных в практике редакций. "Общественное мнение".
- 27 .Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 28. Социальная психология и журналистика.
- 4. Откровенная ложь.
- 29. Мильтон и концепция свободы печати.
- 30. Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- 31. Журналистский текст и социальная практика.
- 33. Творческая индивидуальность журналиста.
- 34. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 35. Профессиональная этика журналиста.
- 36. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 37. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 38. Современное законодательство России о сми.
- 39. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 40. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма работника прессы.
- 41. Сми Великобритании.
- 42. Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- 43. Виды и формы рекламы. Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 44. Права и ответственность журналиста.
- 45. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 46. Pr: сущность и функции.
- 47. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 48. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 49. Журналистика первого советского десятилетия.
- 50. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 51. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 53. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 54. Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях реформирования общества.
- 55. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 56. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- 57. Журналистская деятельность а. С. Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- 58. Проблемы журналистской деонтологии.
- 59. В. Г. Короленко против насилия и произвола (“Мултанское жертвоприношение”, “Сорочинская трагедия”, “Бытовое явление” и письма Луначарскому).
- 60. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм.
- 61. “Отечественные записки” под редакцией н. А. Некрасова и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868 - 1884).
- 62. Система методов журналистского творчества.
- 63. Техническая база сми. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронная техника и технология выпуска газет, еженедельников, журналов.
- 64. Информационное пространство в условиях реформирования общества и проблемы его оптимизации.
- 65. Организация работы пресс-службы.
- 66. Экономические основы функционирования сми. Проблемы экономики сми и пути их решения.
- 67. Журнал в структуре сми. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- 68. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 69. Правительственные информационные центры стран Запада.
- 70. Отечественная публицистика на современном этапе.
- 71. Условия и факторы развития современной рекламы.
- 72. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 73. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 74. Сми сша
- 76. Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 77. Авторитарная теория печати.
- 78. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 79. Новые информационные технологии и развитие журналистики.
- 80. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 81. Особенности работы журналиста в электронных сми.
- 82. “Русское слово”. Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 83. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 84. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории журналистики.
- 87. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 88. Информация и дезинформация в журналистике.
- 89. Социалистическая журналистика 1917 г.
- 90. Типология западной журналистики.
- 92. Применение опросных методов в журналистике.
- 93. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 94. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 95. Структура и функционирование редакционного коллектива.
- 96. Основные этапы развития рекламы.
- 97. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 99. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 100. Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др.
- 103. Реклама в системе сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио и тв.
- 104. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 105. Журналистика русского зарубежья (1920 - 1940 гг.)
- 106. Сми и информационное общество.
- 107. Сми фрг.
- 110. Сми и выборы: современные предвыборные технологии.
- 112. Деятельность сми и проблемы информационной безопасности
- 113. Педагогическая пресса России.
- 116. Pr и реклама: черты сходства и различия.
- 117. Проблемно-тематическая структура содержания российской прессы.
- 118. Средства pr: опыт классификации.
- 119. Сми и конвергенция.
- 120. Джон Рид – публицист.