logo search
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Инфографика и жанры в газете «Коммерсантъ»

Жанр

количество публикаций с инфографикой

аналитическая статья

9

обзор

7

репортаж

1

комментарий

12

социологическое резюме

5

интервью

0

заметка

15

В диаграмме (рис. 17) представлен ранжир использования инфографики в публикациях разных жанров. Наиболее частотна инфографика в заметке (15 публикаций – 32%), в комментарии (12 публикаций – 24%), в аналитической статье (9 публикаций – 18%). Это объясняется спецификой жанров: в оперативно-новостной заметке необходимо максимально визуализировать информацию, поэтому часто здесь можно встретить диаграммы, рисунки-схемы; комментарий и аналитическая статья содержат аналитическую информацию, статистические данные, которые необходимо сделать наглядными. Этим объясняется преобладание инфографики в данных жанрах.

Рис. 17. Диаграмма «Соотношение жанра и инфографики в газете «Коммерсантъ» за декабрь 2013г.»

Особенностью публикаций с инфографикой в данном издании является многообразие ее видов и сложность. Наряду с простой инфографикой присутствует концентрированная. Чаще всего этот тип инфографики встречается в аналитической статье и комментарии (рис.18). Здесь объединяется визуализация данных и визуализация информации.

Рис. 18. Концентрированная инфографика в газете «Коммерсантъ»

Вся инфографика в «Коммерсанте» цветная: используются насыщенные цвета с целью привлечения внимания, даже простые диаграммы и графики в газете отличаются яркостью и неординарностью (рис.19).

Рис. 19. Цветная инфографика - диаграмма и график

Самым распространенным видом инфографики являются диаграммы (23 диаграммы в 23выпусках), затем рисунки-схемы (16), графики (6) и таблицы (5) (см. рис. 20). В газетах встречаются разные типы диаграмм: горизонтальные и вертикальные прямоугольные диаграммы, круговые диаграммы, но самым популярным видом среди диаграмм становится спиралевидная диаграмма.

Рис. 20. Виды диаграмм в декабрьских выпусках 2013г.

Графики не часто встречаются на страницах газеты. В основном они используются в комментариях к статьям (см. Приложение 6 ).

Особый интерес вызывают рисунки. Среди них есть карты, схемы, представляющие разные уровни визуализации: от визуализации данных до визуализации информации и знаний (рис.21).

Рис. 21. Рисунки-схемы на страницах «Коммерсанта»

Таким образом, анализ инфографики в газете «Коммерсантъ» позволил сделать следующие выводы: главным отличием издания является использование инфографики не только для визуализации данных, но и для визуализации информации и знаний, поэтому широко применяется концентрированная инфографика – сложные рисунки, совмещающие диаграммы, графики, карты, схемы.

Как правило, инфографика в «Коммерсанте» очень яркая: огромное значение имеет цвет (предпочтение отдается красному, оранжевому, фиолетовому). Текстовое наполнение рисунков сведено к минимуму.

К тому же, наблюдается определенная закономерность в соотношении жанра и инфографики. В каждом номере газеты присутствует инфографика как самостоятельный жанр в рубрике «Потребительский рынок» используется только статистические данные в виде графиков и диаграмм без сопровождения текста. В то же время в газете широко представлена иллюстративная инфографика. Так, в жанре комментария широко представлен такой вид, как диаграммы, в заметке – рисунки-схемы, а аналитические статьи содержат сложную концентрированную инфографику, отражающую концепцию публикации.