logo search
ИЗЛ 2-2 ХХ в

Метафора современной Америки в романе-мифе Дж. Апдайка «Кентавр»

Слова и поступки Холдена, его мироощущение близки герою еще одного американского культового романа — «Кентавра» Дж. Апдайка (р. 1932). Его романы. Как и произведения Чивера, рассчитаны на «среднелобую» аудиторию, так называемый, средний класс. Его книги о зарядных людях, о которых он пишет критически, но без осуждения, с иронией и сочувствием к человечности, мало себя осознающей и почти совсем не уважающей. Он показывает жизнь в разных хронологических срезах, но почти всегда в интимно-домашнем измерении. В романе «Кентавр» (1963) писательпредлагает читателю некчто вроде игры, кода, уподобляя заурядный американский городок Олинджер (штат Пенсильвания) олимпу. Здесь у каждого героя есть свой древенегреческий аналог. Главный герой Питер — Прометей, его отец школьный учитель колдуэлл — кентавр Хирон, учительница физкультуры Вера гаммел — Афродита (Венера), доктор Зиммерман, директор — Зевс, механик Гаммел — Гефест и т.п.Сходство усиливается на звуковом уровне имен, что воспринимается как игра, намек. Описываемая эпоха — время правления президента Трумена, эпоха реакции, преследования инакомыслящих, расовых чисток, террора). Главный герой — учитель, что вводит в роман воспитательный аспект, будни средней американской школы, уроков молодому поколению. Воображение читателя мечется между 1947 годом и временами мифологическими, между Олинджером и Олимпом, которые перетекают друг в друга как двуединое тело кентавра. Кентавр Хирон был сыном бога Хроноса. Но пожертвовал своим бессмертием ради Прометея, который должен спасти людей, а сам умер в страшных мучениях. Раненный отравленной стрелой Геракла. Этот миф показывает отношения учителя с его сыном и воспитанниками: бессмертие прочитывается как некоторой нравственный выбор в пользу высших идеалов (любви, одухотворенности, великодушия и т.п.) В конечном итоге, этот выбор плодотворен, Питер станет писателем и уедет в Париж, чтобы написать о своем отце, создав образ американского учителя на обобщенном уровне. Миф — это не произвол писателя, это попытка подняться на уровень обобщения. Сам Апдайк говорил, что этот роман о том. Как «отец ради сына жертвует своей совестью и индивидуальностью, своим бессмертием. Только такой ценой он может внести свой вклад в поступательное движение жизни».

В романе внешнему злу противопоставляется внутренне добро, преемственность поколений. Затравленный учениками и больной, Колдуэлл не сдается. Он проповедует гуманизм: «Я борюсь за свою жизнь… раз я нанялся преподавать этот предмет, так и буду его преподавать, пока ноги не протяну». «Кентавр2 — роман многоплановый, в нем переплетаются и взаимодействуют три плоскости: реальная, мифологическая и фантастическая. Образ кентавра — это метафора современного человека: раздвоенное существо, мечущееся между животным и человеческим и между материальным и духовным. В то же время кентавр — это образ учителя, дающего мудрость другим ценой своей жизни. Наряду с романом Белл Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», «Кентавр» занимает место в ряду важнейших книг об американских учителях. В то же время это исповедь подростка. Как «над пропастью во ржи Селинджера», тем самым, это роман о молодом поколении, заканчивающийся словами Данте: «любовь вращает солнце и светила». Как и Холден Колфилд, Питер приходит к мысли, что люди достойны любви. Только так можно выжить в современном мире.