Экзистенциализм в литературе. Проза ж.-п. Сартра.
В 1938 году началась Гражданская война в Испании, репрессии в Германии и СССР («эпоха большого террора»), было принято Мюнхенское соглашение (Франция и Англия, при участии Италии, позволили Германии захватить Чехию), через год начнется Вторая мировая война. В этом году появляются два знаковых произведения французского экзистенциализма: роман «Тошнота» и эссе «Бытие и ничто» Ж.-П. Сартра, тесно связанные друг с другом. Эти книги во многом определили лицо французской экзистенциальной прозы, в которой смешиваются традиции художественной литературы и неакадемической философии (в основном, в жанре эссе). Традиции французской экзистенциальной литературы уходят корнями в аналитическую прозу («Опыты» М. Монтеня, «Мысли» Б. Паскаля, афоризмы Ларошфуко) и художественную литературу (Достоевский, Пруст, Жид, Джойс, Кафка и др.).
Самым ярким представителем экзистенциальной прозы стал Жан Поль Сартр (1905 — 1980). Его имя постоянно сопрягается с образом ХХ века. Не случайно монография отечественного литературоведа Л. Андреева называется «Ж.-П. Сартр. Свободное сознание и ХХ век» (1994), а эссе французского писателя и философа Б.-А. Леви — «Век Сартра» (2000). Сартр родился 21 июня 1905 года, рано потеряв отца, он воспитывался в семье своей матери, племянницы знаменитого философа-гуманиста Альберта Швейцера, здесь он пристрастился к литературе и искусству. В 1924 г. он поступил в Парижский Эколь Нормаль (где получил педагогическое образование), в 929 году он стал аспирантом по философии. Он увлекался не только калссической (Аристотель, Платон, Гегель), но и неклассической философией (А. Бергсон, Э. Гуссерль, Ф. Ницше, З. Фрейд). Именно в этот период он познакомился со своей будущей женой. Писательницей и философом Симоной де Бовуар (1908 — 1986). В ноябре 1929 года он был назначен преподавателем лицея в Гавре, затем работал в лицеях Лана, Парижа, Нейи, с 1933 по 1934 гг. находился на стажировке в Берлине, где познакомился с философией Гуссерля, оказавшей на него огромное влияние. Первые философские работы Сартра («Воображение», 1936; «Трансцендентальность Эго», 1937; «Набросок теории эмоций», 1939; «Воображаемое», 1940) созданы под влиянием немецкого мыслителя. Печататься Сартр начал в 1936 году. Его основные философские работы — «Воображение» (1936), «Эскиз теории эмоций» (1939), Бытие и ничто» (1943), «Экзистенциализм — это гуманизм?» (1946), «Критика диалектического разума» (1960).
В то же время Сартр активно интересовался литературой. В круге его чтения были Флобер, Гюго, Бальзак, Стендаль, Пруст, Жироду. Впоследствии он открыл для себя Джойса, Фолкнера, Хемингуэя. Уже в середине 1920-х гг. начали появляться его первые художественные публикации: роман «Поражение» (1927), пьесы «Эпитемей», «У меня будут красивые похороны» (1930). Славу Сартру-писателю принесли роман «Тошнота» (1938), сборник новелл «Стена» (1939), трилогия «Дороги свободы» (1946—49), пьесы «Мухи» (1943), «Мертвые без погребения» (1946), «Затворники Альтоны» (1960), автобиографическое сочинение «Слова» (1964) и др.
В начале Второй мировой войны Сартр был мобилизован и проходил службу в метеочасти на востоке Франции, параллельно он вел «Дневники странной войны» (1939—40), гдефиксировал не только происходящие события, но и собственные мысли. В 1940 г. он оказался в плену, год провел в лагере для военнопленных, использовав фальшивые документы, бежал. Позже участвовал в Сопротивлении, создал кружок «Социализм и свобода», вошел в Национальный комитет писателей, преподавал в лицее Кондорсе. В конце войны Сартр становится редактором журнала «Ле тан модерн» (1945), который станет важным органом левой интеллигенции. По своим взглядам в 1950-е гг. он сближается с коммунистами, однако не входит в компартию и пишет статью против ГУЛАГа. После поездки в СССР в 1954 году он сближается с советской идеологией, даже становится вице-президентом ассоциации «Франция—СССР», но после вторжения советских войск в Венгрию в 1956 начинает критику догматического марксизма. Его ангажированность постоянно растет, приобретая моментами ярко выраженный политический характер. После Пражской весны 1968 года он порывает отношения с компартией. В мае 1968 года он поддерживает выступления студентов в Латинском квартале, встречается с вождем «новых левых» Кон-Бендитом, произносит речь в Сорбонне. В 1970 г. участвует в забастовке рабочих завода «Рено». Выступает с критикой колониальных войн в Индокитае, Алжире, Вьетнаме и в то же время против революции на Кубе. Его социально-политическая позиция была противоречивой, но искренней, он поддерживал политическую активность вплоть до конца жизни. В 1964 году он выпустил автобиографическую книгу «Слова», а через несколько месяцев ему была присуждена Нобелевская премия, от которой он отказался. В 1973 году он открывает газету «Либерасьон», где работает вплоть до самой смерти. Вокруг философского и политического наследия Сартра до сих пор ведутся ожесточенные споры.
Основу философской позиции Сартра заложил роман «Тошнота» и эссе «Бытие и ничто». Эти работы тесно связаны друг с другом. Сартра считают одним из тех, кто смог, подобно Вольтеру, соединить философию с литературой. Роман, драма, эссе для экзистенциалиста — это формы философствования, вне которых для философа-писателя подлинной рефлексии не существует. Задачей Сартра как литератора-философа всегда было стремление показать общее в форме частного случая. Роман «Тошнота» и эссе «Бытие и ничто» тесно связаны: художественной структуре романа с его мрачной атмосферой соответствует система понятий и терминов экзистенциализма, разработанных в эссе. Главная проблема, обсуждаемая в этих работах — «на что похоже человеческое существование?» Ответ сводится к следующему: существование (бытие, экзистенция) состоит из вещей (объектов) и сознания, их воспринимающего. Все, что существует, не имеет объяснения, оно просто существует. Мир абсурден, смысл его существования понят невозможно. Сознание есть ничто (ср. название эссе). Однако у человека есть право выбора своего действия и самого себя. То, что выбирает человек, есть его сущность. В этом состоит свобода человека: он может остаться собой, сохранить свою личность. А может поддаться требованиям более сильного и поступиться своими убеждениями. Но в обоих случаях он существует в мире абсурда.
История замысла романа «Тошнота» — это история становления философской мысли Сартра. Изначально он планировал написать эссе, из него вырос роман. Названный в соответствии с особой категорией познания («Тошнота» — это способ мироощущения). Изначально планировав назвать роман «Меланхолия» (ср. картина А. Дюрера), Сартр изменяет свое намерение, тем самым подчеркивая физический, натуральный, а не аллегорический характер описываемого явления. Повествование в романе ведется в форме записок некоего Антуана Рокантена. На первый взгляд, перед читателем — роман-дневник (традиции восходят к Монтеню, Паскалю, Монтескье, Вольтеру. Прево и др.). Традиции 18 века, эпохи Просвещения, когда этот жанр был особенно популярным, подчеркиваются тем, что в начале романа (глава «Листок без даты») Сартр, подражая Стерну («Жизнь и мнения Тристрама Шенди-джентльмена»), играет приемом «подлинной рукописи» (пропуск в тексте. Неясно написанные слова, примечания «Издателей». Тем самым, автор сосредотачивается на традиционной для дневника цели — вести запись, чтобы докопаться до истины.
В центре оказывается фигура Антуана, его мироощущение, состояние тошноты, определяемое его сомнениями, одиночеством и т.п. Рокантент занимается исследованием биографии маркиза Рольбона, якобы жившего в эпоху великих авантюр (18—начало 19 века). Однако чем больше он погружается в материалы своего исследования, тем больше понимает свою неспособность что-либо доказать. Он начинает сомневаться во всем. Пытаясь найти самого себя, Антуан и здесь терпит фиаско. Фиксируя в дневнике не истории, факты, события, а произвольные наблюдения (то, как мальчишки бросают камешки), он отрицает смысл не только увиденного (жизнь — абсурд), но и самой формы дневника. «Вести дневник стоит только в одном случае, если…», На этом фраза обрывается, но продолжение не нужно, — пред читателем не дневник, а антидневник, история абсурдного мира.
Антуан Рокантен изначально находится в предзаданной ситуации. В ситуации абсурда существования. По мере осознания невозможности обрести смысл бытия. Нарастает чувство неприязни к себе. Усиливается чувство тошноты от лиц, предметов, окружающей действительности: «Предметы … касаются меня, это непереносимо… Я помню хорошо, что почувствовал н другой день, когда был на морском берегу и держал в руках гальку. Это было своего рода отвращение. Как неприятно это было. Это шло от гальки, оно пришло от гальки в мои руки… определенный вид тошноты в руках». Описания таких состояний учащаются: здания. Люди, природа, вещи. — все признается Антуаном чуждым, непонятным, все вызывает тошноту. Он пытается уйти в свое исследование. Скрываясь в архивах, библиотеках, Рокантен бежит в маленький городок Бувилль. Пространство и время максимально сужаются. Это позволяет рассматривать пространство как символ (библиотека — символ культуры, картинная галерея — аналог буржуазной цивилизации потребления). Круг действующих лиц тоже сужается, они носят программный характер: Анни — бывшая любовница Антуана, Самоучка (ср. «Бювар и Пекюше» Флобера), Негритянка (прототип — Элла Фицджеральд).
Помещая Рокантена в ситуацию Тошноты, Сартр деромантизирует его. Он одновременно и отделяет себя от мира буржуа («словно я принадлежу к другой породе») и в то же время принадлежит к нему («и я пойду по этим улицам вдоль стен домов. И сам стану одной из этих крошечных фигурок»). Проблема — в отсутствии коммуникации, разрыв связей с внешним миром (поэтому Рокантен не может рассказать о нем в дневнике). «Ад — это другие, ад— это мы сами». В то же время, Антуан привыкает к существованию в абсурдном мире, привыкает к тошноте. Тошнота стирает грань между субъективным и объективным, между внутренним и внешним («Тошнота не во мне: я чувствую ее там, на этой стене, на этих подтяжках, повсюду вокруг меня»). Моменты тошноты обостряют осознание Рокантеном царящей вокруг пустоты. Это — акт отчаяния, в то же время тошнота дает свободу. Олицетворением несвободы выступают посетители городского парка, где делает свое страшное открытие Антуан, и «гуманист» Самоучка, изучающий мир по книгам в библиотеке. Все в его «пронумерованном» мире кажется Рокантену цитатой, клише, чужим словом. Гуманизм Самоучки — антигуманизм, за ним скрывается страх жизни, бессилие. Таким образом, свобода Антуана, — это не право человека, не дар. А злой рок, ответственность, выбор, не предполагающий участия. Это — отказ от буржуазной жизни обывателей Бувиля. Противопоставляя существование (экзистенцию), «которого слишком много», и сущность (эссенцию), «которая по ту сторону от экзистенции», Антуан приходит к выводу, что экзистенция — единственный удел свободного человека. В результате он не прерывает свою жизнь, не убивает ругого (как герой романа Камю «Посторонний» — Мерсо), он отказывается от намерения завершить книгу о маркизе Рольбоне, решая написать новую книгу — которую читатель и видит перед своими глазами. В результате получается «роман в романе», по образцу Пруста и Жида. Однако если для них повествование сближает человека с другими, то для Сартра — отделяет. Даже любовь не устраняет одиночества. Итогом романа становится открытие абсурда и осознание необходимости существовать в абсурдном мире: «Я понял, что нашел ключ к Существованию, ключ к моей Тошноте, к моей собственной жизни. В самом деле, все, что я смог уяснить потом. Сводится к этой основополагающей абсурдности». Осознав это, Антуан не видит смысла в действии и уклоняется от него.
Ряд эпизодов в романе носит программный характер: обзор портретов в музее, диспут с Самоучкой о гуманизме (по словам Самоучки, цель у жизни есть, и эта цель — люди. Для Антуана это — сентиментальная болтовня), встреча с Анни как подведение итогов. Роман заканчивается надеждой, которая связывается с искусством. герой приходит к выводу. Что искусство может способствовать восстановлению потерянного понимания между людьми. Но герой должен отказаться от мысли писать историю, он должен писать роман. Таким образом — смысл существования в абсурдном мире — это рассказ о нем.
В годы войны Сартром была написана трилогия «Дороги свободы» (он начал писать цикл еще в 1938—41 годах, а продолжил в 1945—49), включающая романы «Зрелый возраст», «Отсрочка», «Смерть в душе». Писатель, в отличие от критиков, придавал этой трилогии большое значение, так как здесь, по сравнению с «Тошнотой» категория свободы значительно переосмысляется. По мнению Л. Андреева, здесь показан переход «от свободы в абсурдном мире к свободе в мире детерминированном», «это декларация прав человека ХХ века — прав, которые больше похожи на обязанности, поскольку разумному человеку от них не уклониться».
В первом томе — «Зрелый возраст» — главный герой Матье Деларю хочет отправиться в Испанию, чтобы приянть участие в гражданской войне. Однако его тревожат другие проблемы — любовница Матье Марсель ждет ребенка и он пытается найти деньги на аборт, не желая терять свою независимость. Свободу. Здесь он, как и Антуан, уклоняется от действия (не вступает в партию, не женится, не едет в Испанию). Ни один из персонажей не совершает подлинно свободного поступка (Даниэль Серено не решается утопить своих кошек в Сене, чтобы убедить себя в свободе от привязанности к кому бы то ни было, Борис понимает свободу как вседозволенность и сатновится вором, возлюбленная Матье Ивиш превращает свободу в неуживчивость с людьми, в ненависть к ним). В романе «Отсрочка» внешнее и внутреннее действие оказываются в состоянии ожидания. Действие происходит между 23 и 30 сентября 1938 года. Война в результате Мюнхенского соглашения отсрочена, но отгородиться от будущего невозможно. Война влияет на судьбы всех разобщенных людей (Матье. Бориса. Даниэля). В романе «Смерть в душе» действие происходит в августе 1940 года, когда Франция капитулирует. Матье присоединяется к отряду, прикрывающему отступление французских войск. «Он нажал курок и единственный раз что-то произошло». Он ангажируется и обретает подлинную Свободу: «Он стрелял, он был чист, он был всемогущ, он был свободен». Вместе с другими обреченными он обстреливает с колокольни немецкий отряд, вступающий в деревню. Зачем? Этот эпизод показывает, как человек преодолевает несвободу существования. Он действует по внутреннему императиву (ср. Кант: «Свобода есть осознанная необходимость»). В это мгновение. Когда исчезают все человеческие связи, он обретает свободу. Так в философии экзистенциализма появляется новое понимание свободы. «Свобода для всех», контакт с «другими», «экзистенциализм — это гуманизм» (Сартр). Если раньше свобода воспринималась как вседозволенность (А. Мальро, А. Жид), имморализм, то теперь свобода — это абсурдное действие во имя других. Сопротивление Матье близко к абсурду (ср. гибель Джордана в романе Хемингуэя «По ком звонит колокол»), но это — акт экзистенциальной свободы. Не случайно пьеса Сартра «Мухи», в которой ставятся те же самые проблемы, была поставлена в оккупированном Париже в 1943 году. В Сопротивлении приняли участие практически все писатели-экзистенциалисты. Об этом изменении в понимании свободы свидетельствует и творчество еще одного французского экзистенциалиста — Альбера Камю.
- Изл (вторая половина XX века) Тема 3. Литература французского экзистенциализма
- Экзистенциализм как направление мысли
- Экзистенциализм в литературе. Проза ж.-п. Сартра.
- Философия и творчество а. Камю.
- Тема 4. Роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» как отражение национальной трагедии и как итоговое произведение писателя
- Тема и ее вариации
- Немецкий миф
- История немецкого музыканта
- Художник и общество
- Структура времени в романе
- Тема 5. На обломках империи : судьбы литературы Великобритании во второй половине хх века
- Парадоксы английской истории в середине хх столетия
- «Гринландия» — координаты художественного мира Грема Грина
- Сатира в британской литературе хх в. Творчество Дж. Оруэлла и и. Во
- Философский роман и экзистенциальное начало в английской литературе: проза у. Голдинга и а. Мёрдок
- Викторианство в ретроспективном освещении: «историческая» проза Дж. Фаулза, п. Экройда, Дж. Барнса, а. Байетт
- Тема 6. Американцы в поисках Америки. Литература сша второй половины хх в.
- Судьба «американской мечты» во второй половине хх века
- «Разбитое поколение» и культовый роман 1960-х «Над пропастью во ржи»
- Метафора современной Америки в романе-мифе Дж. Апдайка «Кентавр»
- Интеллектуальная проза (Беллоу, Стайрон, Гарднер)
- Сатира и «черный юмор» в американской литературе 60-90-х гг. Хх века
- Мультикультурализм и литература афроамериканцев
- Тема 7. Западноевропейский театр во второй половине хх века:
- Судьбы театра в хх веке
- Драматургия экзистенциалистов (пьесы ж.-п. Сартра и ж. Ануя)
- «Театр абсурда»: драматургия э. Ионеско и с. Беккета
- Американская драматургия хх века. Творчество а. Миллера и т. Уильямса