История немецкого музыканта
В центре повествования находится история немецкого композитора Адриана Леверкюна. Эта история рассказана его другом Серениусом Цейтбломом. В начале Адриан помещен в атмосферу средневекового немецкого городка Кайзерсашерна («имперский пепел»), именно здесь происходит первая встреча Адриана с музыкой, которая станет его судьбой. Интерес к ней возник под влиянием лекций Венделя Кейгмера, американца и заики, попытка коммуникации — это характеристика культур, которая не находит простого способа общения с людьми. Он сумел разглядеть гениальность Адриана, убеждая его отдаться служению музыке. Директор гимназии, ценивший дарования Адриана, отпускает его с напутствиями, предостерегая от гордыни. В университете Адриан выбирает своей специальностью теологию. Это вводит в роман знакомство с городом, который присутствует в биографии Лютера (оценка реформации в жизни немецкого общества). Во время пребывания в университете с героем происходит странный и подозрительный случай: в Лейпциге. Куда он приехал на экскурсию, гид приводит его в публичный дом. Адриан растерян, он берет несколько аккордов на фортепиано и убегает (эпизод из биографии Ф. Ницше). В биографии Адриана появляются также аллюзии к биографии П. И. Чайковского (отношения с покровительницей). Адриан позже находит девушку. Погладившую его по щеке в публичном доме, она предостерегает его от связей с ней. Но он пренебрегает ее предупреждениями и заражается сифилисом. Потом исчезнут врачи, к которым он обратился за лечением. Герой попадает в руки дьявола. Эпизод из биографии Ницше нужен, чтобы перевести сюжет в сферу духовного кризиса и попыток его преодоления. В центре романа — разговор Адриана с чертом (ср. разговор Ивана Карамазова с чертом в романе Достоевского). Тезис. Который выдвигает черт, следующий: гениальность в современном обществе возможна лишь как результат болезни. Во времена Гете это было иначе. Однако черт считает, что не важно, каким огнем зажжена искра таланта: солнечным или кухонным. Разговор происходит во время пребывания героя и его друзей в Италии, в том же месте, где Т. Манн когда-то писал «Будденброков». Несмотря на свое презрение к черту. Адриан заключает договор: 24 года гениального существования — взлеты и падения, страшные муки, творческие подъемы и эйфория, а в замен — невозможность любить, он не имеет права на человеческое тепло (ср. Шопнгауэр: «Гений по свое йприроде живет одиноко»). Адриан лишен возможности дружбы и любви. Он посылает Руди свататься к французской актрисе Мари Годо, что разрушает возможность дружбы. Мари дает понять, что на такой союз она не согласна. Руди убивает ревнивая любовница, которая стреляет в него из-за Мари. Адриан берет к себе на время маленького племянника Непомука, к несказанному горю ребенок заболевает менингитом и умирает. Адриан чувствует свою вину и за эту смерть. Адриан выбирает затворническое существование в имении зажиточных крестьян. В облике Адриана. Несомненно, нашли воплощение идеи Ницше («Рождение трагедии из духа музыки») и Вагнера. Черты которого также есть в облике главного героя.
- Изл (вторая половина XX века) Тема 3. Литература французского экзистенциализма
- Экзистенциализм как направление мысли
- Экзистенциализм в литературе. Проза ж.-п. Сартра.
- Философия и творчество а. Камю.
- Тема 4. Роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» как отражение национальной трагедии и как итоговое произведение писателя
- Тема и ее вариации
- Немецкий миф
- История немецкого музыканта
- Художник и общество
- Структура времени в романе
- Тема 5. На обломках империи : судьбы литературы Великобритании во второй половине хх века
- Парадоксы английской истории в середине хх столетия
- «Гринландия» — координаты художественного мира Грема Грина
- Сатира в британской литературе хх в. Творчество Дж. Оруэлла и и. Во
- Философский роман и экзистенциальное начало в английской литературе: проза у. Голдинга и а. Мёрдок
- Викторианство в ретроспективном освещении: «историческая» проза Дж. Фаулза, п. Экройда, Дж. Барнса, а. Байетт
- Тема 6. Американцы в поисках Америки. Литература сша второй половины хх в.
- Судьба «американской мечты» во второй половине хх века
- «Разбитое поколение» и культовый роман 1960-х «Над пропастью во ржи»
- Метафора современной Америки в романе-мифе Дж. Апдайка «Кентавр»
- Интеллектуальная проза (Беллоу, Стайрон, Гарднер)
- Сатира и «черный юмор» в американской литературе 60-90-х гг. Хх века
- Мультикультурализм и литература афроамериканцев
- Тема 7. Западноевропейский театр во второй половине хх века:
- Судьбы театра в хх веке
- Драматургия экзистенциалистов (пьесы ж.-п. Сартра и ж. Ануя)
- «Театр абсурда»: драматургия э. Ионеско и с. Беккета
- Американская драматургия хх века. Творчество а. Миллера и т. Уильямса