logo
ИЗЛ 2-2 ХХ в

История немецкого музыканта

В центре повествования находится история немецкого композитора Адриана Леверкюна. Эта история рассказана его другом Серениусом Цейтбломом. В начале Адриан помещен в атмосферу средневекового немецкого городка Кайзерсашерна («имперский пепел»), именно здесь происходит первая встреча Адриана с музыкой, которая станет его судьбой. Интерес к ней возник под влиянием лекций Венделя Кейгмера, американца и заики, попытка коммуникации — это характеристика культур, которая не находит простого способа общения с людьми. Он сумел разглядеть гениальность Адриана, убеждая его отдаться служению музыке. Директор гимназии, ценивший дарования Адриана, отпускает его с напутствиями, предостерегая от гордыни. В университете Адриан выбирает своей специальностью теологию. Это вводит в роман знакомство с городом, который присутствует в биографии Лютера (оценка реформации в жизни немецкого общества). Во время пребывания в университете с героем происходит странный и подозрительный случай: в Лейпциге. Куда он приехал на экскурсию, гид приводит его в публичный дом. Адриан растерян, он берет несколько аккордов на фортепиано и убегает (эпизод из биографии Ф. Ницше). В биографии Адриана появляются также аллюзии к биографии П. И. Чайковского (отношения с покровительницей). Адриан позже находит девушку. Погладившую его по щеке в публичном доме, она предостерегает его от связей с ней. Но он пренебрегает ее предупреждениями и заражается сифилисом. Потом исчезнут врачи, к которым он обратился за лечением. Герой попадает в руки дьявола. Эпизод из биографии Ницше нужен, чтобы перевести сюжет в сферу духовного кризиса и попыток его преодоления. В центре романа — разговор Адриана с чертом (ср. разговор Ивана Карамазова с чертом в романе Достоевского). Тезис. Который выдвигает черт, следующий: гениальность в современном обществе возможна лишь как результат болезни. Во времена Гете это было иначе. Однако черт считает, что не важно, каким огнем зажжена искра таланта: солнечным или кухонным. Разговор происходит во время пребывания героя и его друзей в Италии, в том же месте, где Т. Манн когда-то писал «Будденброков». Несмотря на свое презрение к черту. Адриан заключает договор: 24 года гениального существования — взлеты и падения, страшные муки, творческие подъемы и эйфория, а в замен — невозможность любить, он не имеет права на человеческое тепло (ср. Шопнгауэр: «Гений по свое йприроде живет одиноко»). Адриан лишен возможности дружбы и любви. Он посылает Руди свататься к французской актрисе Мари Годо, что разрушает возможность дружбы. Мари дает понять, что на такой союз она не согласна. Руди убивает ревнивая любовница, которая стреляет в него из-за Мари. Адриан берет к себе на время маленького племянника Непомука, к несказанному горю ребенок заболевает менингитом и умирает. Адриан чувствует свою вину и за эту смерть. Адриан выбирает затворническое существование в имении зажиточных крестьян. В облике Адриана. Несомненно, нашли воплощение идеи Ницше («Рождение трагедии из духа музыки») и Вагнера. Черты которого также есть в облике главного героя.