Немецкий миф
Томас Манн выбирает тему романа с фатально предопределенностью. Тот, кто хочет писать о Германии, должен прикоснуться к немецкому мифу (о Фаусте). Т. Манн, как многие деятели немецкой культуры, находился в эмиграции в США. На процессе написания романа отразились те события, которые происходили одновременно (участие США в войне против Германии и Японии, взгляды друзей и единомышленников). Т. Манн вел хронику работы над романом. Сначала возник текст под названием «История Доктора Фауста. История одного романа», где мы находим прямое указание автора на связь между легендой о Фаусте и судьбой современной Гремании: «Сделка с чертом как бегство от тяжелого кризиса культуры и сопоставление губительной эйфории с фашистским одурманиванием народа» (попытки прорваться в мир при помощи агрессии губительны для Германии). Это «интеллектуальный роман», он отличается от символической интерпретации легенды, герои романа — личности и типы, в которых живут и борются идеи, отсюда — интерес к становлению духовного мира. Испытание идей — это одновременно и испытание людей. Автор интерпретирует свою эпоху и конец предшествующей как эпоху кризиса либерально-буржуазного мышления, доставшегося в наследство от 19 века. Эти мысли Т. Манн выразил в эссе «Размышления аполитичного», они затрагиваются и в разговорах доктора Фаустуса об этой эпохе. Возникает идея прорыва: как вырваться из изоляции и пройти путь к общечеловеческим условиям (Адриан Леверкюн и его друзья обсуждают статью Г. фон Клейста «О театре марионеток», посвященную этой тематике). Идея прорыва касается не только художника, находящегося в творческом кризисе, она касается всей немецкой культуры, всего общества.
- Изл (вторая половина XX века) Тема 3. Литература французского экзистенциализма
- Экзистенциализм как направление мысли
- Экзистенциализм в литературе. Проза ж.-п. Сартра.
- Философия и творчество а. Камю.
- Тема 4. Роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» как отражение национальной трагедии и как итоговое произведение писателя
- Тема и ее вариации
- Немецкий миф
- История немецкого музыканта
- Художник и общество
- Структура времени в романе
- Тема 5. На обломках империи : судьбы литературы Великобритании во второй половине хх века
- Парадоксы английской истории в середине хх столетия
- «Гринландия» — координаты художественного мира Грема Грина
- Сатира в британской литературе хх в. Творчество Дж. Оруэлла и и. Во
- Философский роман и экзистенциальное начало в английской литературе: проза у. Голдинга и а. Мёрдок
- Викторианство в ретроспективном освещении: «историческая» проза Дж. Фаулза, п. Экройда, Дж. Барнса, а. Байетт
- Тема 6. Американцы в поисках Америки. Литература сша второй половины хх в.
- Судьба «американской мечты» во второй половине хх века
- «Разбитое поколение» и культовый роман 1960-х «Над пропастью во ржи»
- Метафора современной Америки в романе-мифе Дж. Апдайка «Кентавр»
- Интеллектуальная проза (Беллоу, Стайрон, Гарднер)
- Сатира и «черный юмор» в американской литературе 60-90-х гг. Хх века
- Мультикультурализм и литература афроамериканцев
- Тема 7. Западноевропейский театр во второй половине хх века:
- Судьбы театра в хх веке
- Драматургия экзистенциалистов (пьесы ж.-п. Сартра и ж. Ануя)
- «Театр абсурда»: драматургия э. Ионеско и с. Беккета
- Американская драматургия хх века. Творчество а. Миллера и т. Уильямса