logo
ИЗЛ 2-2 ХХ в

Мультикультурализм и литература афроамериканцев

Америка — мульткультурная страна, страна, где благодаря политкорректности, каждый имеет право на существование 9человек с другим цветом кожи, с синдромом Дауна, с нетрадиционной ориентацией). До середины ХХ века господствовала концепция «плавильного котла» (melting pot), согласно которой все нации в Америке теряют свою идентичность, сливаются в некий сплав («американец» — это не национальность, а штамп в паспорте). Однако уже в середине ХХ века эта концепция была заменена другой — концепцией «американского салата»: все этносы сохраняются. Но перемешаны и сосуществуют на правах диалога (американские евреи — Солл Беллоу, Маламуд, Белл кауфманн, Ицхак Башевис Зингер,; американцие русские Владимир Набоков и Иосиф Бродский; афроамериканцы).

Афроамериканская илтература заявила о себе еще в 1960-х, когда расовые проблемы были обострены («черные пантеры», убийство Мартина Лютера Кинга и т.п.) первыми образцами стали книги джеймас Болджуина «Записки сына Америки» (1973). Однако подлинный голос афроамериканская проза обрела в романах тони Моррисон (р. 1934,Нобелевская премия — 1994). Она исследует природу уз, соединяющих людей в пространстве и во времени, а также природу разрывов, обрекающих их на непонимание. Герой «Песни Соломона» (Song of Solomon, 1977) по прозвищу Молочник, дожив до тридцати с лишним лет, не видит в своем существовании ни цели, ни смысла. Зажиточный отцовский дом безрадостен И мертв, привязанности близких людей кажутся докучными. Единственное желание — порвать вес связи, стать абсолютно независимым, улететь, убежать прочь. Для этого нужны деньги, и герой отправляется на поиски клада, память о котором хранит семейное предание. Путешествие в поисках клада оборачивается для Молочника духовным странствием в поисках себя. В обход общеизвестной, «официальной» историй он выстраивает свою, сугубо частную, семейную и от объективности весьма далекую. Где в ней проходит граница между реальностью и легендой, определить невозможно: герой и вместе с ним читатель склонны в равной мере доверять факту и пророческому сну. Но именно эта необъективная, поэтическая история-миф оживляет увядшую до времени душу Молочника. Путешествие в прошлое награждает героя не золотом, а новым самосознанием. Где раньше громоздились стены тюрьмы, распахивается простор для самореализации.

Для произведений Моррисон характерна сложное художественное устройство. В них взаимодействуют история и миф, традиции литературной «готики» и сказочный фольклор (как европейского, так и африканского происхождения). Путешествие в глубины собственной памяти, предпринимаемое ее героинями, мучительно, порой смертельно опасно, но всегда спасительно. Толща прошлого опыта, индивидуального и коллективного, лежащая тягостным, инертным грузом, приходит в движение вовлекается в процесс личностного самопознания, который только благодаря этому становится процессом утверждения жизни.

Завязка сюжета в романе «Возлюбленная» (Beloved, 1987) -J ужасный момент, когда чернокожая рабыня, истерзанная белыми насильниками, убирает собственную дочь, желая избавить ее от худших мук. Годы спустя призрак убитой возвращается в образе молодой женщины: болезненный психологический комплекс, аллегория неотвязного воспоминания воплощены в объемном и убедительном человеческом характере — эгоистическом, деспотичном, жадном. Боль вины и мука памяти ищут разрешения в бесконечности рассказывания, выговаривания, вновь обретаемая на этом пути свобода самовыражения открывает человека будущему.