Экзистенциализм как направление мысли
Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — направление мысли, актуализировавшееся в европейской философии и литературе после Первой мировой войны. Оно основано на осознании факта своего существования под властью представлений о конечности жизни. Под знаком «бытия к ничто», «страха смерти», «пограничной ситуации» и т.п. человек не только осознает, что смерть придает смысл его существованию, но и определяет неповторимость его судьбы. Отсюда особый интерес экзистенциалистов к «пограничным ситуациям», когда индивид должен сделать фатальный выбор (самоубийство, отчаяние, чувство вины, заброшенность в мир»).
Корни экзистенциализма уходят в философию Ф. Ницше. Провозгласившего в трактате «Веселая наука», что «Бог умер». Осознание богооставленности, заброшенности человека в чуждом, равнодушном мире, где место человекоподобного Бога, на несправедливость которого можно жаловаться, но в то же время которого можно молить о помощи, занимает пустота, пронизывает собой всю философию экзистенциализма. Отсюда и пресловутая идея свободы, сформулированная одним из героев Достоевского так: «Если Бога нет, то все позволено». К своим предшественникам экзистенциалисты относили Ф. М. Достоевского («Записки из подполья», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др.), Андре Жид посвятил русскому писателю сборник своих статей под названием «Достоевский» (1923), а также датского философа и публициста Сёрена Къеркегора (Киркегора), автора книг «Или-или», «Записки соблазнителя» и др.
Основы философии экзистенциализма начали закладываться в русской публицистике начала века (работы Н. Бердяева, Л. Шестова и др.). Однако подлинным «духом времени» экзистенциализм стал в 1920-е — 1930-е гг., развиваясь параллельно в литературной плоскости (А. Жид, А. Мальро, Э. Хемингуэй) и философской (М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.) Знаковыми для европейской мысли стали работы Эдмона Гуссерля, Мартина Хайдеггера («Бытие и время», 1927) и Карла Ясперса (именно он ввел в обиход понятие 2экзистенциализм в 1931 г.). Во Франции это направление получило свое развитие как под влиянием немецкой и русской философии, так и в соответствии с условиями развития национальной литературы и научной мысли (М. Мерло-Понти, Г. Марсель, Ж. Бофре, Ж.-П. Сартр, С. де Бовуар, А. Камю и др.
Обычно принято делить экзистенциализм на религиозный (К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер, Г. Марсель) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ж. Ануй, А. Мальро) однако это деление весьма условно. Экзистенция и у Ясперса и Хайдеггера. И у Сартра и Камю всегда связана как с отрицанием Бога как внешней по отношению к человеку силы, так и с оправданием его в виде Ничто, в виде прорыва личности за свои пределы (ср. рассказ Э. Хемингуэя «Там, где чисто, светло»). В экзистенциалистском представлении бог всегда отсутствует и это отсутствие столь ошеломительно, что вызывает ощущения, подобные религиозным (ср. откровение или прозрение). Не случайно Дж. Джойс для обозначения моментов, в которые вещи открываются в свое истинной сути, обезбоженной и довлеющей над человеком, пользовался богословским термином «епифания» (богоявление).
Французский экзистенциализм актуализировался в конце 1930-х гг. На него повлиял трагический опыт Второй мировой войны и Сопротивления. Пик его автивности приходится на 1940—1950-е гг., когда он становится явлением моды и в Париже открываются «экзистенциальные кафе», потолок в которых был выкрашен в черный цвет, дабы посетитель мог предаваться мыслям об экзистенции и Пустоте, попивая мартини или черный кофе.
- Изл (вторая половина XX века) Тема 3. Литература французского экзистенциализма
- Экзистенциализм как направление мысли
- Экзистенциализм в литературе. Проза ж.-п. Сартра.
- Философия и творчество а. Камю.
- Тема 4. Роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» как отражение национальной трагедии и как итоговое произведение писателя
- Тема и ее вариации
- Немецкий миф
- История немецкого музыканта
- Художник и общество
- Структура времени в романе
- Тема 5. На обломках империи : судьбы литературы Великобритании во второй половине хх века
- Парадоксы английской истории в середине хх столетия
- «Гринландия» — координаты художественного мира Грема Грина
- Сатира в британской литературе хх в. Творчество Дж. Оруэлла и и. Во
- Философский роман и экзистенциальное начало в английской литературе: проза у. Голдинга и а. Мёрдок
- Викторианство в ретроспективном освещении: «историческая» проза Дж. Фаулза, п. Экройда, Дж. Барнса, а. Байетт
- Тема 6. Американцы в поисках Америки. Литература сша второй половины хх в.
- Судьба «американской мечты» во второй половине хх века
- «Разбитое поколение» и культовый роман 1960-х «Над пропастью во ржи»
- Метафора современной Америки в романе-мифе Дж. Апдайка «Кентавр»
- Интеллектуальная проза (Беллоу, Стайрон, Гарднер)
- Сатира и «черный юмор» в американской литературе 60-90-х гг. Хх века
- Мультикультурализм и литература афроамериканцев
- Тема 7. Западноевропейский театр во второй половине хх века:
- Судьбы театра в хх веке
- Драматургия экзистенциалистов (пьесы ж.-п. Сартра и ж. Ануя)
- «Театр абсурда»: драматургия э. Ионеско и с. Беккета
- Американская драматургия хх века. Творчество а. Миллера и т. Уильямса