Парадоксы английской истории в середине хх столетия
На протяжении двух столетий, в особенности в викторианскую и эдвардианскую эпоху, Великобритания была крупнейшей колониальной империей. «Бремя белого человека» — эти слова были символом английского колониализма (Киплинг, Лоуренс Аравийский и др.). Вторая мировая война положила конец колониальному могуществу Англии и Франции. Войну Англия закончила в числе держав-победительниц, но фашистские бомбардировки страны и потеря человеческих ресурсов значительно подорвали экономику государства. Уже в ходе войны начался процесс распада колониальной империи. В 1947 году независимости добивается Индия и Пакистан. В 1948 — Бирма и Цейлон. Британия добивалась контроля над подчиненными территориями с помощью поддержки местной элиты и монархических режимов (лозунг «Уходить, чтобы оставаться»). В 1956 году в Египте начинается национально-освободительное движение, закончившееся свержением монарха и приходом к власти генерала Камаля абд эль Насера, взявшего курс на обретение страной независимости. Египтяне национализируют Суэцкий канал, Англия, владевшая контрольным пакетом акций, пытается с помощью силы вернуть себе контроль над каналом, но терпит поражение. После Суэцкой войны из-под контроля империи выходят Сирия, Ливан, Палестина. В 1960 году 17 африканских стран получают независимость. Во владении империи остались лишь некоторые отдаленные островные территории. Империю сменило Содружество наций и Суэцкий кризис был подтверждением кризиса колониальной империи.
История Британии послевоенного периода делится на 2 этапа: 1. период «послевоенного урегулирования», связанный с приходом к власти правительства партии лейбористов и Дж. М. Кейнса; 2. период консерватизма, начавшийся с прихода к власти М. Тетчер в 1979 году. Первый этап был ознаменован победой лейбористской партии на выборах 1945 года и поэтапным осуществлением идеала «государства всеобщего благоденствия»: резкое увеличение налогов на богатых, национализация промышленности, демократизация университетского образования, расшатывание классовой структуры происходили на фоне экономических трудностей послевоенных лет. После провозглашения независимости Индии и Пакистана Англия наводнилась эмигрантами. Вплоть до 1979 года идеи Кейнса определяли развитие общества: сплоченное однородное общество равных возможностей, с развитой системой помощи бедным, сильными профсоюзами, национализированной промышленностью. Следуя этой программе Англия все больше проигрывала в развитии экономики США, Японии и Германии. Реакцией на «кейсианство» стало избрание в премьер-министры Маргарет Тетчер в 1979 году. Под лозунгом оздоровления экономики были разгромлены профсоюзы, свернуты социальные программы в образовании и здравоохранении, проводилась политика денационализации промышленности, возрождение предпринимательства. Эта политика сопровождалась ростом безработицы, социальной поляризации, насаждением эгоситической морали. Но идеи «железной леди» продолжают быть актуальными в политике Дж. Мейджора и Т. Блэра.
Все эти перемены нашли отражение в культуре. Изменяется социальный состав. Если раньше, до 1930-х гг. носителями культуры были, по преимуществу, высшие классы, то теперь — средний класс и плебс. В результате наблюдался рост массовой культуры («битломания» в 1960-х, рок-культура и т.п.).э распространение массовой культуры имело множественные причины, в первую очередь, изменение представлений о роли культуры — обосновать противостояние систем (капиталистической и советской), создать убедительный образ врага, предложить образ обособленной и независимой от государства личности, а также вызвать иллюзию причастности граждан к общественно-политической жизни. Типичным жанром массовой литературы в годы «холодной войны» был шпионский роман (книги Й. Флеминга о Джеймсе Бонде). К 1980-м годам границы между элитарной и массовой литературой была сильно поколеблена, массовая культура стала активно потреблять « в пищу» все подряд (библия в мюзикле «Иисус Христос-суперзвезда», проза Диккенса Дж. Остин и др.) Это поставило серьезную литературу в суровые условия выживания.
- Изл (вторая половина XX века) Тема 3. Литература французского экзистенциализма
- Экзистенциализм как направление мысли
- Экзистенциализм в литературе. Проза ж.-п. Сартра.
- Философия и творчество а. Камю.
- Тема 4. Роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» как отражение национальной трагедии и как итоговое произведение писателя
- Тема и ее вариации
- Немецкий миф
- История немецкого музыканта
- Художник и общество
- Структура времени в романе
- Тема 5. На обломках империи : судьбы литературы Великобритании во второй половине хх века
- Парадоксы английской истории в середине хх столетия
- «Гринландия» — координаты художественного мира Грема Грина
- Сатира в британской литературе хх в. Творчество Дж. Оруэлла и и. Во
- Философский роман и экзистенциальное начало в английской литературе: проза у. Голдинга и а. Мёрдок
- Викторианство в ретроспективном освещении: «историческая» проза Дж. Фаулза, п. Экройда, Дж. Барнса, а. Байетт
- Тема 6. Американцы в поисках Америки. Литература сша второй половины хх в.
- Судьба «американской мечты» во второй половине хх века
- «Разбитое поколение» и культовый роман 1960-х «Над пропастью во ржи»
- Метафора современной Америки в романе-мифе Дж. Апдайка «Кентавр»
- Интеллектуальная проза (Беллоу, Стайрон, Гарднер)
- Сатира и «черный юмор» в американской литературе 60-90-х гг. Хх века
- Мультикультурализм и литература афроамериканцев
- Тема 7. Западноевропейский театр во второй половине хх века:
- Судьбы театра в хх веке
- Драматургия экзистенциалистов (пьесы ж.-п. Сартра и ж. Ануя)
- «Театр абсурда»: драматургия э. Ионеско и с. Беккета
- Американская драматургия хх века. Творчество а. Миллера и т. Уильямса